История возникновения института государственного и муниципального заказа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 10.03.2021

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Верина, Ю. С. История возникновения института государственного и муниципального заказа / Ю. С. Верина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79102/ (дата обращения: 19.12.2024).



Как отдельная сфера деятельности государства, государственные закупки начинают своё формирование в середине XVII века, на примере Указа царя Алексея Михайловича Романова от 07 июля 1654 года о подрядной цене на доставку в город Смоленск муки и сухарей. В нём определены основные условия исполнения данной доставки. После данного Указа были предприняты попытки взятия под контроль данную сферу деятельности, в целях создания определенных правил «игры», а также урегулирования поведения участников.

С правлением Петра I соотносят появление первых публичных конкурсов и открытых торгов. Поставщики оповещались о потенциальных торгах с помощью развешивания специальных вывесках на городских воротах. Ответственность за выполнения заказа должен был подтвердить поручитель. В случае невыполнения государственного заказа, рублем наказывался непоставщик и поручитель.

Акт Петра I от 1702 года утверждает порядок принимаемых товаров, систему учета и вводит ответственность за ненадлежащее исполнение государственного заказа, прототип современного реестра недобросовестных поставщиков. Это подтверждает факт того, что нередко поставщик мог некачественно выполнить заказ, тем самым подвести заказчика в лице государства.

Опыт государственных реформ показывает, что с проблемой начинают бороться на высоком уровне только тогда, когда это уже является насущной проблемой. Результатом недобросовестного выполнения государственного заказа могло явиться как растрата государственных средств, так и неудовлетворение интересов заказчика.

Введение системы учета государственных заказов было вызвано тем, что происходили хищения средств, выделенных для выполнения государственного заказа, а с помощью данной системы государство предприняло попытки ограждения от мошенников и злоумышленников [1. Гончаров Е. Ю. История торгов в России / Е. Ю. Гончаров. -2-е изд., доп. — Москва: Изд-во МЭИ, 2005.- с 44.].

Основы государственного заказа были заложены Петром I, а именно в Указе 1711 года прослеживаются принципы порядка размещения государственного заказа, которые актуальны и в настоящее время: публичность, открытость и установление способа размещения государственного заказа с помощью проведения соответствующего запроса.

В 1721 Петром I был издан Указ о борьбе с подложными ценами и коррупцией в деле поставок и подряда. Также было принято решение отменить льготы по оплате пошлин при государственных поставках и установление штрафа при установлении высокой стоимости за выполнение заказа.

Основным критерием отбора поставщиков для выполнения государственного заказа являлась цена, побеждал тот поставщик, который предлагал наиболее низкую цену за свои услуги [2. Бондарева Е. А. Становление и развитие института государственных закупок в России / Е. А. Бондарева. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. — 2016. — с 37.]. Вопрос сопоставления качества выполненных работ с заявленным заказом являлся уже вторичным. Позже с данной проблемой начали бороться путем введения ответственности за качество выполненного государственного заказа.

Важное значение имел Регул провиантского правления Елизаветы Петровны, изданный в 1758 году, где основное внимание было уделено не закупкам у перекупщиков, а закупки непосредственно у производителей тех или иных товаров, а также рекламе проводимых торгов. Объявления о проводимых торгах объявлялись публично, а также публиковались в газетах с целью привлечения большего количества желающих.

Государство считает своим долгом привить дисциплину и ответственность поставщикам для слаженного механизма проведения торгов и качественного выполнения государственного заказа. XIX век отличается слаженным процессом организации закупок, ответственностью и исполнительностью купцов [3. Ромашкин Т. В. Правовые аспекты современной системы закупочной деятельности / Т. В. Ромашкин. — 3-е изд. — Москва: Наука, образование и инновации. — 2017. — с 141.]. Система регулирования государственных заказов налажена, что уже для участия в торгах потенциальным подрядчикам (купцам) необязательно личное присутствие, заявку на участие можно было передать с нарочным. Актуальной оставалась проблема, касающаяся неравного положения, относительно участия в государственных заказах казенных и частных заводов и предприятий.

После падения самодержавия в России ушла сама необходимость публичных торгов, но, во времена НЭПа (новая экономическая политика) вернулся и значительно вырос интерес к конкурсам для обеспечения государственных нужд.

В мае 1927 года утверждено новое Положение о государственных подрядах и поставках, где основным критерием для выбора поставщика является не только низкая цена, но и кредитоспособность, надежность и опыт самого подрядчика. Данные условия позволяли обеспечивать и гарантировать государству максимальную выгоду в случае выполнения заказа подрядчиком. Однако, НЭП просуществовал недолго, и уже к концу 20-х годов ХХ века экономика стала плановой, а распределение — государственным.

С распадом СССР и образованием Российской Федерации встала острая необходимость в обновлении законодательства в сфере государственных закупок, которая бы регулировала сложившиеся экономические и политические условия [4. Яруллин С. М. История возникновения и развития государственного заказа в России / С. М. Яруллин. -2-е изд. — Москва: История государства и права. — 2010. — № 20. — с 45.].

В 1999 году был издан Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1999 № 97-ФЗ [5. Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // Российская газета, № 11, 10.05.2000.]. Он явился попыткой систематизирования и упорядочения системы закупок в России. Однако, он был направлен на регламентацию работы только федеральных заказчиков и не регламентировал процесс контроля размещения государственных заказов. Поэтому, был принят Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ [6. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// Парламентская газета, № 138, 31.07.2013]. В нём обозначены и введены в практику электронные аукционы и упразднен двухэтапный процесс размещения государственного и муниципального заказа. Было сформулировано понятие начальной и максимальной цены государственного или муниципального контракта, а также обозначены случаи, при которых возможно произвести закупку только у единственного поставщика.

Открытые аукционы в электронной форме — становятся распространенной формой проведения государственных закупок, поскольку отсутствует давление со стороны государства. На основании этого бизнес получает возможность принимать участие в интересных государственных заказах, а процесс закупок становится прозрачнее.

В 2013 году был принят ныне действующий Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [7.Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. Услуг для государственных и муниципальных нужд»// Российская газета, № 138, 01.08.2020]. Направленность поправок в данный закон была связана с необходимостью развития и усовершенствования принимаемых механизмов в данной сфере деятельности.

Государственные закупки представляют собой приобретение услуг, работ или товаров в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд на бюджетные средства.

Важным звеном в контрактной системе являются специалисты и эксперты в сфере закупок. Именно от их грамотности, ответственности и профессионализма зависит эффективность каждой, отдельно взятой закупки. Мир не стоит на месте, и данная сфера деятельности подстраивается под меняющиеся реалии. В связи с этим, можно сделать вывод, что задача государства — не только дать понять, что тратить бюджетные средства очень ответственная и сложная задача, но и подготовить соответствующую нормативно-правовую базу для её стабильного и бесперебойного функционирования.

Существующий порядок закупок для государственных и муниципальных нужд представляет собой следствие сложных преобразований и изменений истории Российского государства. Анализируя вышесказанное, можно сказать, что современные закупки для государственных и муниципальных нужд являются сложной и многогранной сферой деятельности, которая регулируется множеством подзаконных актов и постановлениями.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // Российская газета, № 11, 10.05.2000.
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// Парламентская газета, № 138, 31.07.2013.
  3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. Услуг для государственных и муниципальных нужд»// Российская газета, № 138, 01.08.2020.
  4. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета», № 94, 02.09.2016
  5. Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // Российская газета, № 84, 21.04.1997
  6. Бондарева Е. А. Становление и развитие института государственных закупок в России / Е. А. Бондарева. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. — 2016. — 37 с.
  7. Гончаров Е. Ю. История торгов в России / Е. Ю. Гончаров. -2-е изд., доп. — Москва: Изд-во МЭИ, 2005.- 44 с.
  8. Ромашкин Т. В. Правовые аспекты современной системы закупочной деятельности / Т. В. Ромашкин. — 3-е изд. — Москва: Наука, образование и инновации. — 2017. — 141 с.
  9. Яруллин С. М. История возникновения и развития государственного заказа в России / С. М. Яруллин. -2-е изд. — Москва: История государства и права. — 2010. — № 20. — 45 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный заказ, Россия, выполнение работ, оказание услуг, поставка товаров, размещение заказов, закупка, контрактная система, Москва, сфера деятельности.


Задать вопрос