Актуальность. Необходимость эффективного расходования бюджетных средств при размещении государственного и муниципального контракта обусловлена ограниченностью ресурсов, в том числе денежных. Все расходы, которые осуществляются государственными и муниципальными заказчиками осуществляется за счет государственного или муниципального бюджета. Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [3]; он является главным источником финансирования государственного и муниципального заказа.
Документ о государственном или муниципальном заказе на определенный год принимается на основании закона о бюджете на текущий год. Исполнение решения о государственном или муниципальном заказе входит в исполнение соответствующего бюджета.
Для оценки эффективности организации системы государственного заказа в Российской Федерации, используем метод Минимакса. Для чего сравним Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, основываясь на данных Единой межведомственной информационно-статистической системы за 2014г. по следующим критериям:
- доходы местного бюджета;
- общая площадь капитально отремонтированных многоквартирных жилых домов;
- удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами;
- удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Метод «Минимакс» — метод принятия решений, используемый тогда, когда приходится выбирать из множества вариантов. Оценки конечных позиций всех возможных вариантов — один из источников информации, который можно использовать для определения желательного варианта. Метод минимакса описывает, как, используя информацию об оценках конечных позиций, принимать наилучшее решение.
Одним из способов оценки эффективности организации системы государственного заказа является сравнение доходов местного бюджета с общей площадью капитально отремонтированных многоквартирных жилых домов и степенью удовлетворенности населения работой организаций, которые предоставляют данные услуги и деятельностью органов исполнительной власти. Считается, что при эффективной организации системы государственного заказа средства местного бюджета расходуются эффективно, что способствует:
- повышению качества работ по ремонту и содержанию многоквартирных домов;
- повышению удовлетворенности населения деятельностью:
· организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги;
· исполнительной власти.
Представим данные по федеральным округам и проведем расчеты методом «Минимакса» (табл. 1, 2, 3 и 4).
Таблица 1
Доходы местного бюджета по федеральным округам, млн. руб. [1]
Федеральный округ |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
Абс. величина |
Минимакс |
Абс. величина |
Минимакс |
Абс. величина |
Минимакс |
Абс. величина |
Минимакс |
|
Центральный |
337 044,6 |
0 |
414 070,8 |
6,44 |
368 885 |
6,04 |
392 694,8 |
5,52 |
Северо-Западный |
422 904,2 |
4,2 |
503 188,4 |
7,83 |
460 845 |
7,56 |
492 837,6 |
6,93 |
Южный |
348 918,8 |
0,58 |
422 765,2 |
6,57 |
419 045 |
6,87 |
429 826,4 |
6,04 |
Северо-Кавказский |
541 646,2 |
10 |
639 038,4 |
9,95 |
596 695 |
9,79 |
635 738 |
8,95 |
Приволжский |
413 770,2 |
3,75 |
508 622,4 |
7,91 |
475 475 |
7,8 |
508 590,4 |
7,16 |
Уральский |
483 188,6 |
7,14 |
642 298,8 |
10 |
560 120 |
9,19 |
561 474,8 |
7,9 |
Сибирский |
423 817,6 |
4,24 |
533 618,8 |
8,3 |
515 185 |
8,45 |
551 348 |
7,76 |
Дальневосточный |
530 685,4 |
9,46 |
617 302,4 |
9,61 |
609 235 |
10 |
710 001,2 |
10 |
Таблица 2
Общая площадь капитально отремонтированных многоквартирных жилых домов (м2) [2]
Федеральный округ |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
Абс. величина |
Минимакс |
Абс. величина |
Минимакс |
Абс. величина |
Минимакс |
Абс. величина |
Минимакс |
|
Центральный |
3 645731,5 |
6,69 |
3 364 021,7 |
7,46 |
5062214,8 |
10 |
8328163,4 |
10 |
Северо-Западный |
1 091721,1 |
1,09 |
2 620 423,2 |
5,81 |
1706500,3 |
3,37 |
1475030,3 |
1,77 |
Южный |
991 428,6 |
0,87 |
645 649,9 |
1,43 |
675 617,7 |
1,33 |
582 232,7 |
0,7 |
Северо-Кавказский |
596 849,2 |
0 |
3 008 329,3 |
6,67 |
607 095,7 |
1,2 |
144 490,3 |
0,17 |
Приволжский |
5 153057,6 |
10 |
4 507 332,4 |
10 |
4003557,4 |
7,91 |
3603826,8 |
4,33 |
Уральский |
3 150611,4 |
5,61 |
3 376 792,9 |
7,49 |
2681833,5 |
5,3 |
3009319,2 |
3,61 |
Сибирский |
2 289135,3 |
3,71 |
2 924 677,6 |
6,49 |
2465616,2 |
4,87 |
1758537,4 |
2,11 |
Дальневосточный |
728 525,2 |
0,29 |
1 452 611,5 |
3,22 |
1897461,6 |
3,75 |
8328163,4 |
2,64 |
Таблица 3
Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами (% от числа опрошенных) [2]
Федеральный округ |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
Абс. величина |
Минимакс |
Абс. величина |
Минимакс |
Абс. величина |
Минимакс |
Абс. величина |
Минимакс |
|
Центральный |
20,9 |
6,39 |
20,5 |
3,39 |
27,2 |
10 |
25,3 |
7,25 |
Северо-Западный |
18 |
2,36 |
18,5 |
0 |
22,8 |
4,05 |
24,2 |
6,24 |
Южный |
20,4 |
5,69 |
21,3 |
4,75 |
24,5 |
6,35 |
24,1 |
6,15 |
Северо-Кавказский |
18,4 |
2,92 |
21 |
4,24 |
20,4 |
0,81 |
24,4 |
6,42 |
Приволжский |
19,2 |
4,03 |
19 |
0,85 |
23 |
4,32 |
22,6 |
4,77 |
Уральский |
19,7 |
4,72 |
24,4 |
10 |
22,9 |
4,19 |
22,6 |
4,77 |
Сибирский |
23,5 |
10 |
23,6 |
8,64 |
27,2 |
10 |
28,3 |
10 |
Дальневосточный |
16,3 |
0 |
19 |
0,85 |
19,8 |
0 |
17,4 |
0 |
Таблица 4
Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации [2]
Федеральный округ |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
Абс. величина |
Минимакс |
Абс. величина |
Минимакс |
Абс. величина |
Минимакс |
Абс. величина |
Минимакс |
|
Центральный |
41,7 |
4,84 |
43,4 |
8,2 |
40,1 |
5,64 |
39,2 |
6,73 |
Северо-Западный |
38,5 |
2,75 |
30,2 |
0 |
37,2 |
3,16 |
31,8 |
0 |
Южный |
34,5 |
0,13 |
33,9 |
2,3 |
37,9 |
3,76 |
34,6 |
2,55 |
Северо-Кавказский |
36 |
1,11 |
40,3 |
6,27 |
33,5 |
0 |
32,5 |
0,64 |
Приволжский |
39,4 |
3,33 |
40,4 |
6,34 |
39,5 |
5,13 |
37,3 |
5 |
Уральский |
47,2 |
8,43 |
46,3 |
10 |
40,2 |
5,73 |
41,6 |
8,91 |
Сибирский |
49,6 |
10 |
45,9 |
9,75 |
45,2 |
10 |
42,8 |
10 |
Дальневосточный |
34,3 |
0 |
37,7 |
4,66 |
33,8 |
0,26 |
36,7 |
4,45 |
Таблица 5
Результаты оценки эффективности государственного заказа по методу «Минимакс»
Федеральный округ |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Центральный |
5,1 |
5,0 |
9,2 |
9,8 |
Северо-Западный |
1,5 |
0,0 |
2,9 |
0,0 |
Южный |
0,0 |
0,6 |
3,0 |
0,3 |
Северо-Кавказский |
3,3 |
5,7 |
0,0 |
0,8 |
Приволжский |
6,7 |
4,8 |
6,2 |
4,2 |
Уральский |
9,0 |
10,0 |
5,9 |
6,9 |
Сибирский |
10,0 |
8,2 |
10,0 |
10,0 |
Дальневосточный |
1,2 |
2,0 |
1,0 |
1,4 |
По итогам проведенной оценки можно сделать вывод о том, что наиболее успешным является Сибирский федеральный округ. За рассматриваемый период степень удовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами и деятельностью исполнительной власти самая высокая среди всех федеральных округов. Но при этом площадь капитально отремонтированных жилых многоквартирных домов достаточно маленькая по сравнению с другими федеральными округами, что частично обусловлено низкими доходами местного бюджета. Поэтому можно сказать, что фактор «площадь капитально отремонтированных многоквартирных домов» только частично влияет на удовлетворенность населения деятельностью исполнительной власти и жилищно-коммунальными услугами.
Литература:
1. О результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 года за период 2011,2012, 2013 и 2014 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/
2. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fedstat.ru/
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. От 26.12.2014)// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/