Образование сегодня рассматривается как многогранный, полифункциональный феномен [1]. Особое внимание уделяется изучению личностной значимости ценности образования для всех субъектов образовательного процесса. Наиболее проблемным аспектом в данном вопросе являются представления школьников о ценности среднего общего образования [1], [2], [3].
Кадетский корпус — это образовательное учреждение, направленное на формирование определенной системы ценностей у своих воспитанников, отличной от системы ценностей обучающихся в общеобразовательной школе [2]. В связи с этим актуальным является изучение представлений кадет о ценности образования.
Для изучения данных представлений было проведено исследование на основе анкетирования, в котором приняли участие 30 кадет 8 класса Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса. Результаты представлены в таблице № 1.
Таблица 1
Параметры |
Распределение ответов кадет по шкале оценок (%) |
Средний балл |
||||||
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
||
Ценность обучения в кадетском корпусе |
4,5 % |
22,5 % |
31,5 % |
27 % |
9 % |
4,5 % |
0 % |
0,73 |
Ценность освоения школьной программы |
4,5 % |
22,5 % |
31,5 % |
36 % |
4,5 % |
0 % |
0 % |
0,86 |
Ценность получения высшего образования |
63,5 % |
27 % |
4,5 % |
4,5 % |
0 % |
0 % |
0 % |
2,5 |
Насколько знания школьной программы пригодятся в будущем |
18 % |
50 % |
13,5 % |
13,5 % |
4,5 % |
0 % |
0 % |
1,64 |
Насколько тебе интересно на уроках |
0 % |
31,5 % |
31,5 % |
31,5 % |
0 % |
4,5 % |
0 % |
0,86 |
Трудность освоения школьной программы |
0 % |
31,5 % |
36 % |
22,5 % |
4,5 % |
4,5 % |
0 % |
0,86 |
Трудность освоение школьной программы для твоих однокурсников |
0 % |
27 % |
31,5 % |
36 % |
4,5 % |
0 % |
0 % |
0,82 |
Степень успешности обучения по шк. программе |
0 % |
31,5 % |
50 % |
13,5 % |
4,5 % |
0 % |
0 % |
1,09 |
Степень успешности обучения по шк. программе у однокурсников |
0 % |
27 % |
36 % |
31,5 % |
4,5 % |
0 % |
0 % |
0,86 |
Можно видеть, что у кадет ценность обучения в кадетском корпусе и ценность освоения школьной программы практически одинаковая. Возможно, оба этих фактора воспринимаются кадетами как их основная деятельность в актуальном настоящем. Треть кадет воспринимают свое обучение как значимую ценность; треть — как нечто умеренно ценное; и еще треть относят к нему нейтрально, порой даже с негативным оттенком. Средний уровень ценности обучения в кадетском корпусе и ценности освоения школьной программы неярко выражен, ближе к индифферентному. В целом, это общая тенденция, характерная для современной системы образования, о чем говорят данные последних исследований [1].
Существует значительный разрыв между отношением к актуальному и потенциальному образованию. Более 60 % кадет воспринимают обучение в вузе как сверхзначимую ценность; и еще треть — как значимую; единицы относятся к обучению в вузе нейтрально. Средний уровень ценности обучения в вузе очень высокий. Полученные данные также соответствуют тенденции, наметившейся в последние годы [1].
Высокая ценность высшего образования позволяет осознавать необходимость качественного освоения школьной программы в настоящем: 70 % кадет отметили высокую значимость знаний школьной программы для своего будущего, то есть среднее образование выступает, прежде всего, инструментальной ценностью, что согласуется с последними исследованиями [1].
Но возникает диссонанс: ценность получаемых знаний как результата выше, чем ценность обучения как процесса, — об этом свидетельствует распределение ответов кадет и средние баллы по ним. Выявленная проблема является важным направлением работы.
Рассмотрим некоторые составляющие процесса обучения. Школьные уроки для кадет являются умеренно интересными: 30 % испытывают интерес; для 30 % — умеренно интересно; и еще 30 % интереса не испытывают. Средний балл характеризует обучение как умеренно интересное. Это также одна из актуальных проблем в образовании, связанная с целым комплексом причин. При этом освоение школьной программы не воспринимается как чрезмерно трудное. Представление о степени собственной трудоемкости обучения и трудоемкости для однокурсников совпадает. А вот степень успешности своего обучения выражена умеренно: 30 % кадет считают себя успешными; 50 % — не очень успешными; и почти 20 % не считают себя успешными. Это при том, что однокурсников кадеты воспринимают еще менее успешными, чем они сами. Полученная картина некритична, но она напоминает замкнутый круг: неинтересный материал демотивирует в достижении результата; а ситуации собственной неуспешности в деятельности разрушает интерес к ней. Поэтому, чтобы картина изменилась, воздействовать необходимо на оба проблемных компонента: погружать кадет в атмосферу интересного школьного урока и создавать ситуации их школьной успешности.
Мы рассмотрели общую картину. Теперь обратимся к детальному анализу результатов, представленному в таблице № 2. Все кадеты были объединены в три группы по степени выраженности ценности обучения в кадетском корпусе. В первую группу вошли кадеты с высокой ценностью обучения в кадетском корпусе, ответившие на первый вопрос «3» и «2» (8 чел.); во вторую группу — с умеренной ценностью обучения, выбравшие ответ «1» (9 чел.), в третью группа — с невыраженной ценностью обучения, чьи ответы были «0» и «-1» (13 чел.). Так как группы малочисленны, то полученные результаты говорят об общих тенденциях, и требуют дельнейшего исследования.
Таблица 2
Параметры |
Средний балл |
||
Кадеты с высокой ценностью обучения в КК |
Кадеты с умеренной ценностью обучения в КК |
Кадеты с невыраженной ценностью обучения в КК |
|
Ценность обучения в кадетском корпусе |
2,2 |
1 |
-0,44 |
Ценность освоения школьной программы |
0,33 |
1,2 |
1 |
Ценность получения высшего образования |
2,1 |
2,3 |
2,8 |
Насколько знания школьной программы пригодятся в будущем |
1,83 |
1,7 |
1,44 |
Насколько тебе интересно на уроках |
0,66 |
0,85 |
1 |
Трудность освоения школьной программы |
0,5 |
1,1 |
0,88 |
Трудность освоение школьной программы для твоих однокурсников |
1 |
0,85 |
0,66 |
Степень успешности обучения по шк. программе |
1 |
1,3 |
1 |
Степень успешности обучения по шк. программе у однокурсников |
1 |
0,85 |
0,77 |
Для кадет с высокой ценностью обучения в кадетском корпусе характерна высокая ценность получения высшего образования; достаточно высокая ценность школьных знаний для своего будущего; но при этом наименьшая ценность освоения школьной программы — данная ценность практически отсутствует. Им меньше всех интересно на школьных уроках, умеренно трудно овладевать школьной программой, но они чувствуют себя настолько же успешными, как и остальные кадеты. Можно предположить, что для данной группы кадет существует разделение и даже противопоставление школьного и кадетского обучения. Они ориентированы на военную карьеру, и все остальное для них, что находится вне контекста военной деятельности, не является важным. С данной группой кадет важным направлением работы будет являться просвещение о значимости базовых школьных знаний в карьере военного.
Кадеты с умеренной ценностью обучения в кадетском корпусе также умеренно ценностно относятся к освоению школьной программы, ориентированы на дальнейшее высшее образование, осознают ценность получаемых школьных знаний для своего будущего. Им не очень интересно и умеренно трудно учиться, но себя они воспринимают чуть более успешными, чем остальных однокурсников. С этой группой кадет важна работа по прояснению личных интересов и формированию личной системы ценностей, что позволит сформировать достигнутую идентичность и осознанно строить дальнейший жизненный путь.
Кадеты с невыраженной ценностью обучения в кадетском корпусе умеренно ценностно относятся к освоению школьной программы, им относительно интересно и умеренно трудно учиться, себя они воспринимают как не очень успешных, но однокурсников считают еще в большей степени неуспешными, чем они сами. То есть их актуальная ситуации обучения недостаточно благополучна. Эти кадеты имеют наиболее ярко выраженную ценность получения высшего образования, самую высокую из трех групп, но при этом осознание необходимости получаемых школьных знаний для своего будущего наименьшее из трех групп. Для них характерен разрыв между желаемым будущим и стратегией его достижения. Можно предположить, что вуз воспринимается скорее как место, в котором все будет по-другому, будет благополучно, но пути достижения этого благополучия отсутствуют. Данной группе в наибольшей степени требуется психологическая помощь, описанная выше в общих рекомендациях.
То есть в зависимости от выраженности ценности обучения в кадетском корпусе требуется различная стратегия работы с кадетами. Полученные данные и сделанные выводы требуют дальнейшего исследования.
Литература:
- Грунт Е. В., Мухутдинова А. И. Представление школьников и учителей о ценности современного общего образования: региональный аспект// Известия Уральского федерального университете. Серия 3: Общественные науки. Том: 13, Номер: 4 (182) — Екатеринбург: Изд-во: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2018. С.133–143.
- Зверева И. И. Репрезентация ценностей кадетского образования в сознании школьников, обучающихся в кадетском классе// Вестник калужского университета № 1 — Калуга: Изд-во: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского», 2017. С. 40–45.
- Игенбаева Р. Т., Шеримова А. С., Оналбаева Г. М. Ценностное отношение к знаниям в условиях обновленного содержания образования// Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Российский университет дружбы народов, 2019. — М.: Изд-во: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2019. С. 423–430.