Ценность профессионального образования в молодежной среде (гендерный подход)
Патрикеева Элла Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент;
Соловьева Ольга Александровна, студент
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского,
Арзамасский филиал
В данной статье проведен анализ результатов исследования гендерных особенностей ценностного отношения современных молодых людей к профессиональному образованию на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета.
Ключевые слова: ценностные ориентации, ценность профессионального образования, гендерный подход, мотивы обучения.
Исследование ценностей молодежи представляет неизменный интерес для психологической науки. Изучение ценностных ориентаций молодых людей стало особенно актуальным, когда в российском обществе произошли политические и экономические изменения и начался активный процесс радикальной трансформации социальной системы ценностей. Молодежь воспитывалась в новых условиях: не было единой идеологии, воспитание полностью ложилось на плечи родителей, поэтому важно знать, в чем заключаются ценностные ориентации нового поколения, каковы их жизненные приоритеты, профессиональные предпочтения, особенности досуга.
Отметим, что в широком смысле ценности человека – это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности; в более узком смысле – нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой [1]. Ценностные ориентации личности формируются в период так называемой первичной социализации индивида к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека.
Мир ценностей каждого человека необъятен. Что же является важным для современного молодого поколения? Анализ литературы показал: в ценностном сознании современной учащейся молодежи существует общее ценностно-мотивационное ядро, в котором наиболее важными являются ценности:
- привязанность и любовь,
- приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых,
- общение,
- признание и уважение других людей,
- высокое материальное благосостояние.
Установлено, что базовые жизненные ценности (семья, друзья, круг общения, досуг) обладают среди современных молодых людей достаточной стабильностью и устойчивостью, в отличие от ценностей социально-политических [2, с. 152].
Продолжая исследовать ценностные ориентации современных молодых людей, мы решили выяснить, как студенты Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского относятся к профессиональному образованию. Целью исследования стало выявление сходства и различий в отношениях к профессиональному образованию среди юношей и девушек, обучающихся в высшем учебном заведении.
Прикладное эмпирическое исследование проведено в феврале-марте 2015 года, в качестве гипотезы было выдвинуто предположение: ценность высшего профессионального образования для студентов нашего вуза, независимо от пола и возраста, высока – обучающиеся стремятся получить знания и умения, развить компетенции, которые пригодятся в будущей работе, и, в итоге, успешно закончить обучение. С другой стороны, учитывая образовательные реформы Российской Федерации (введение единого государственного экзамена, реорганизация неэффективных образовательных учреждений, сокращение учительского и преподавательского состава, разделение высшего образования на два цикла – бакалавриат и магистратура), проведенные в 2010 году, предположили, что профессиональное образование как ценность в последние годы существенно изменило свои позиции среди ценностных ориентаций молодежи.
Анкетирование проводилось среди студентов второго курса физико-математического и историко-филологического факультетов, возраст анкетируемых варьировался в пределах 18-20 лет, всего было опрошено 44 обучающихся (15 юношей и 29 девушек). Мы решили, что именно данная категория оптимальна для исследования, так как ведущая деятельность в юношеском возрасте – учебно-профессиональная. Социальные мотивы, связанные с будущим, начинают активизировать учебную деятельность, проявляется избирательность к учебным предметам, основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести социально значимую профессию [3].
Итак, анализ результатов анкетирования обнаружил следующие фактические данные (таблица 1, рис. 1).
Таблица 1.
Результаты прикладного эмпирического исследования
ценности профессионального образования в молодежной среде
Вопросы анкеты |
Девушки |
Юноши |
Как Вы считаете, необходимо ли профессионально образование для успешности в жизни?
|
75,86% 13,79% 10,34% |
46,67% 26,67% 22,66% |
Какое образование Вы считаете необходимым для жизненной успешности?
|
10,34% 10,34% 75,86% |
13,33% 13,33% 73,33% |
Как вы считаете, какова роль профессионального образования в жизни?
|
37,93% 31,03% 10,34% 3,46% 6,89% |
13,33% 6,67% 26,67% 13,33% 13,33% |
Планируете ли Вы работать по специальности?
|
72,41% 27,59% |
40% 60% |
Совмещаете ли Вы работу с учебой? Работаете по специальности? |
7 человек, среди них один работает по специальности |
5 человек, все не по специальности |
Каковы Ваши мотивы обучения? (выберите 2 мотива)
|
44,83% 37,93% 37,93% 24,14% 17,24% 13,79% 10,34% 6,89% 3,46% - |
20% 40% 20% 6,67% 13,33% 6,67% 13,33% 20% 13,33% 6,67% |
На первый вопрос: «Как Вы считаете, необходимо ли профессиональное образование для успешности в жизни?» 46,67% молодых людей дали утвердительный ответ, отрицательно высказались 26,67%, затруднились ответить – 22,66%. 75,86% респонденток заявили, что профессиональное образование является неотъемлемой частью жизни. 13,79% девушек не считают нужным получать профессиональные навыки. Испытали сложности при ответе на вопрос – 10,34%. Возможно, причиной данных результатов является школьная привычка девушек более ответственно относиться к учению, а также с первого класса родители внушают своим детям мысль о том, что знания, полученные в школе, непременно пригодятся.
На второй вопрос «Какое образование Вы считаете необходимым для жизненной успешности?» студенты, обучающиеся в Арзамасском филиале ННГУ, ответили единогласно, мнения у юношей и девушек совпали – «Высшее» (73,33% среди юношей, 75,89% среди девушек). Двое молодых людей высказались о том, что для достижения жизненных вершин необходимо среднее специальное образование. Три студентки поддержали это мнение. К нашему удивлению, такие же данные мы получили и о среднем образовании.
Сравним ценность высшего профессионального образования в жизни молодежи: 11 девушек (37,93%) и 2 юношей (13,33%) считают, что оно позволяет найти достойную работу. Девяти респонденткам (31,03%) и одному респонденту (6,67%) – дает возможность профессионального роста. Трем студенткам (10,34%) и четырем студентам (26,67%) – служит основой материального благополучия. Двое юношей (13,33%) и одна девушка (3,46%) заявили, будто профессиональное образование ничего не решает в жизни, везде так называемый «блат и коррупция». А почти 6% опрошенных в обеих группах ответили, что высшее профессиональное образование повышает социальный статус личности.
Рис.1. Мотивы обучения юношей и девушек
Отметим, что 21 девушка (72,41%) мечтает в будущем работать по специальности, в то время как остальные не видят себя в той сфере, которую выбрали при поступлении. А 40% юношей уверены, что станут профессионалами в своем деле. В случае мотивации профессионально-личностной самореализации будущая работа представляется молодыми людьми как средство развить свои способности в определенной сфере профессиональной деятельности, талант, реализовать себя, получить признание в обществе [5].
Исследование позволило выяснить, что 5 молодых людей (33,33%) совмещают работу и учебу. Аналогичная ситуация и среди девушек: 7 человек (24,13%) работают либо после пар, либо пропускают учебу, отрабатывая пропущенные занятия. В представлении респондентов работа – простая экономическая необходимость, все студенты рассматривают ее как временную. Лишь одна девушка работает по специальности, занимаясь репетиторством с соседскими ребятами. Отметим, что для большинства учащейся молодежи, независимо от ранга учебного заведения, характерна социально-статусная мотивация в сфере труда. Работа воспринимается выпускниками как средство добиться успеха в жизни, занять определенное положение в обществе [5].
Отдельно рассмотрим систему мотивов учебной деятельности современной молодежи. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией [6, с. 25]. Итак, в ходе анкетирования каждому студенту предлагалось выбрать по два приоритетных мотива. Анализируя данные, обнаружено, что 44,83% девушек и 20% юношей желают стать высококвалифицированными специалистами. Успешно продолжить обучение на последующих курсах хотят 13,33% студентов и 3,46% студенток. Лишь получить диплом стремятся 37,93% обучающихся женского пола и 40% – мужского. Огорчило, что небольшое количество человек ставят на первое место процесс приобретения знания и зачетную книжку с оценками «хорошо» и «отлично» (20% молодых людей и, к удивлению, 6,89% девушек).
В ходе исследования обнаружены и корыстные мотивы у некоторых обучающихся: 17,24% студенток и 13,33% студентов учатся, чтобы постоянно получать стипендию и всевозможные премии. Порадовал неподдельный интерес молодежи к изучению профильных дисциплин, глубокие и прочные знания важны для 24,14% девушек и 6,67% юношей. 20% молодых людей считают профессиональное образование залогом успешности будущей профессиональной деятельности и почти вдвое больше девушке (37,93%) считают также.
Получить интеллектуальное удовлетворение от учебы и убедиться в собственных силах стремятся 13,79% девушек и 6,67% юношей. Не удивляет, что мотив, связанный с одобрением родителей и окружающих, достигает почти 13% от числа испытуемых в обеих группах. Стал неожиданным тот факт, что ни одна девушка не испугалась социального осуждения и какого-либо наказания за плохую учебу, в то время как среди юношей такой человек нашелся.
Таким образом, предварительная гипотеза исследования нашла подтверждение в ходе анализа результатов анкетирования. 76% девушек и 47% юношей считают необходимым наличие профессионального образования для достижения успеха в жизни, при этом 75% опрошенных заявили, что оно обязательно должно быть высшим. Как видим, есть гендерные особенности в отношении к профессиональному образованию среди молодежи. Отметим такой факт: для молодых людей профессиональное образование служит основой материального благополучия, а девушки, рассчитывая на полученные знания и умения, надеются с помощью хорошего образования найти достойную работу и шагать вверх по карьерной лестнице. 72% студенток хотят работать по специальности, с ними солидарны 40% студентов. Совмещают работу и учебу 12 респондентов, из них лишь одна девушка получает доход от деятельности, с которой планирует связать судьбу. Что касается мотивов учебной деятельности, то среди девушек: 45% мечтают стать высококвалифицированным специалистом, а 38% - получить диплом и обеспечить успешность профессиональной деятельности. У юношей же доминирует мотив получения диплома (40%), второе место (20%) разделили желание успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» и быть мастером своего дела.
Для того чтобы ценностное отношение студентов к профессиональному образованию повышалось, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ними в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты. Студенты профессиональных учебных заведений узнают специфику выбранной профессии во время прохождения производственной практики, выполнения лабораторных работ. Поэтому сегодня основной задачей вузов является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало формирование квалификации в профессии.
Проблема изучения ценности профессионального образования в молодежной среде является сложной и многоплановой. Особенности отношения к учебе позволяют понять направленность и содержание трудовой активности молодого поколения и, в конечном счете, определить степень его включения в общество, признание молодыми людьми общественно значимых ценностей профессионала своего дела. Таким образом, сегодня молодежь, как работающая, так и те, кто только завтра вступит в трудовую жизнь, демонстрирует ярко выраженную профессионально-личностную и социально-статусную мотивацию[6, с. 87]. Студенты осознают важность профессионального образования и стремятся получить знания и умения по выбранной специальности. Далее нами планируется изучение ценностей молодого поколения, связанные с отношением к таким важным аспектам современной жизни как семья и карьера, карьера и морально-нравственные социальные нормы.
Литература:
- Ценности современной молодежи [Электронный ресурс]. – URL: http://sibac.info/10751 (дата обращения: 22. 02. 2015).
- Чернова Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России. Дис. … канд. психол. наук. – Арзамас, 2003. – 152 с.
- Психологические особенности, социально-психологические закономерности и специфика развития личности в юношеском возрасте [Электронный ресурс]. – URL: http://novainfo.ru/archive/9/razvitiye-lichnosti (дата обращения: 25. 02. 2015).
- Трудовые ценности молодежи [Электронный ресурс]. – URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0133/analit02.php (дата обращения: 22. 02. 2015).
- Чернова Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России. Автореф. дис. …канд. психол. наук. – Ярославль: ЯрГУ, 2003. – 25 с.
- Патрикеева Э.Г., Трухманова Е.Н. Динамика системы ценностных ориентаций, определяющих отношение к учебной деятельности современной учащейся молодежи // Психология обучения. – 2014. – № 3. – С. 87-102.
- Патрикеева Э.Г. Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные ценности современной молодежи [Текст] / Э. Г. Патрикеева, О. А. Соловьева, Т. А. Селезнева // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1342-1346.