Роль ценностно-смысловых основ в готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 19.12.2021

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Бикбаева, З. А. Роль ценностно-смысловых основ в готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций / З. А. Бикбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86924/ (дата обращения: 21.12.2024).



В статье представлен взгляд на роль, которую играют ценностно-смысловые основы в рамках готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций. Выделены этапы развития ценностно-смысловой сферы личности и соотнесены с формированием профессионального самоопределения кадет. Делается вывод о важности смыслового наполнения профессионального самоопределения кадет и полного изучения ими своей будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ценностно-смысловая сфера, кадеты.

Формирование интереса к проблеме выбора будущей профессии выпускниками, а также самореализации в ней обусловлено практическим запросом, сформированным в условиях экономических преобразований, происходящих в нашей стране. Период профессионального самоопределения приходится на старший школьный возраст, соответствующий возрасту получения основного и среднего общего образования.

Все больше исследователей, к примеру В. В. Афанасьев [1], М. А. Васильева [1], С. М. Куницына [1], Т. С. Фещенко [1], делают выводы о связи ценностно-смысловых основ и готовности к профессиональному самоопределению учащихся. Для определения роли связи ценностно-смысловых основ и готовности к профессиональному самоопределению у учащихся кадетских образовательных организаций рассмотрим следующие этапы формирования ценностно-смысловых основ профессии. К данным этапам следует отнести:

– приобщение личности к ценностям профессиональной группы;

– прогнозирование образа своего идеального профессионального будущего;

– осознание личностью смысловых ориентиров собственной профессиональной деятельности [1, 16 с.].

Рассмотрим готовность к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций через призму ценностно-смысловых основ.

Относительно этапа приобщения кадета к ценностям профессиональной группы можно выделить, что для кадет происходит углубление в изучение профильных общеобразовательных предметов, организуются элективные курсы, к которым есть устойчивый интерес и которые соответствуют индивидуальным способностям кадет. В период обучения происходит акцентирование внимания на формировании профессионально важных качеств в сфере физкультурно-оздоровительной, военно-оборонной деятельности, безопасности жизнедеятельности и прочее.

Также на данном этапе важно работать над развитием представлений кадета о построении профессионального плана. По мнению В. С. Марченко профессиональная направленность самого процесса разработки профессионального плана и правильное его построение являются важным этапом в формировании готовности к профессиональному самоопределению личности [2, 183 с.]. Профессиональный план должен по своему содержанию служить стимулом продуманного выбора будущей профессии.

Е. Ю. Паландузян и Ю. Х. Паландузян отмечают, что профессиональные намерения будут формироваться более устойчивыми, а овладение будущей профессиональной деятельностью будет происходить эффективнее, если основной причиной выбора профессии станет глубокое знакомство с содержанием предстоящей деятельности [3, 54 с.].

В основе построения профессионального плана будут находиться сведения из профессиограмм, которые будут носить ознакомительный характер в данном случае с профессией военнослужащего.

Важно выделить роль педагога в оказании помощи по построению профессионального плана. В рамках кадетской организации этот аспект действительно важен, ведь в организации в обучении кадет участвуют и военнослужащие, постоянно ведутся встречи с представителями профессии, и педагог в силах в рекомендательном порядке оказать непосредственную помощь кадету в построении профессионального плана и представлений о профессии.

Рассматривая этап прогнозирования образа своего идеального профессионального будущего для учащихся кадетских корпусов, следует выделить проблему развития у кадетов готовности к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности, основанной на понимании ими своей миссии в жизни общества, ответственности за результаты своего труда, переживании ими своего профессионального предназначения.

В рамках развития ценностно-смысловой сферы на данном этапе для кадет применяется модель предпрофессиональной подготовки.

Данная модель характеризуется наличием четырех компонентов: целевой, содержательно–процессуальный, технологический и оценочно-результативный.

Целевой компонент характеризуется наличием в кадетских классах оборонно-спортивного профиля. В этом заключается смысл формирования условий для предпрофессиональной подготовки кадет. В рамках данного компонента закладывается отношение к будущей профессии, как к деятельности с высоким уровнем риска и гражданской ответственности.

Содержательно-процессуальный компонент будет основываться на формировании принципов общественной направленности, к которым стоит отнести:

– интеграцию основного и дополнительного образования, воспитательной деятельности;

– наличие поэтапного формирования готовности кадет к профессиональной деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности;

– развитие личных стимулов к рефлексии личностной и социальной значимости будущей профессиональной деятельности.

Технологический компонент характеризуется наличием механизма реализации предпрофессионального обучения. Данный этап строится на системно-деятельностном подходе, который формирует структуру и содержание процесса обучения, и представляет собой мета-деятельность, интегрирующую различные виды деятельности, специфичные для обучения кадет.

Оценочно-результативный блок характеризуется наличием критерия готовности кадетов к будущей профессиональной деятельности [1, 17 с.].

Относительно осознания кадетом смысловых ориентиров собственной профессиональной деятельности на первый план выходит внимание на ценностно-смысловые компетенции, которые заключаются в формировании готовности служения Отечеству и развитом патриотизме. Это компетенции, которые непосредственно будут связны с ценностными ориентирами кадета, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Таким образом, роль ценностно-смысловых основ в готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций будет выражаться в следующих аспектах:

– сформированность потребности, установки, мотивов к деятельности в силовых структурах;

– знания организационных, научно-методических и технологических основ профессиональной деятельности военнослужащего и умения проектировать свою профессиональную карьеру, на основании построения профессионального плана;

– в процессе готовности к прикладной подготовке кадет в кадетских организациях [3, 55 с.].

В этой связи следует отметить, что осознание кадетом своей профессиональной деятельность в будущем должно быть сопряжено с ощущением наполненности деятельности, смыслом и позволяет достигать профессиональных результатов, что ведет к удовлетворенности трудом, желанию совершенствоваться и приносить пользу людям.

Литература:

  1. Афанасьев В. В., Васильева М. А., Куницына С. М., Фещенко Т. С. Ценностно-смысловые ориентиры развития профильного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 15–18.
  2. Марченко В. С. Профконсультирование как основа профессионального самоопределения старшеклассника // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T19. С. 181–183.
  3. Паландузян Е. Ю. Профессиональный план и его роль в профориентационной работе с обучающимися в основной общеобразовательной школе при реализации проекта «Билет в будущее» // От ранней профориентации к выбору профессии инженера. Формирование престижа профессии инженера у современных школьников. Сборник статей II (VII) Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием в рамках Петербургского международного образовательного форума Международной очно-заочной научно-практической конференции. В 2-х частях. Санкт-Петербург, 2019. С. 53–58.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный план, будущая профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение учащихся, будущая профессия, высокий уровень риска, гражданская ответственность, профессиональное самоопределение, профессиональная группа, собственная профессиональная деятельность, ценностно-смысловая сфера.


Похожие статьи

Модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения

В статье рассматриваются модели нравственного воспитания и ценностно-смысловой сферы учащихся начальной школы, предложена и обоснована модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.

Формирование музыкальной культуры студентов

В статье рассматриваются способы качественного обеспечения эффективной подготовки высококлассных специалистов, научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов. Хара...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Проектная деятельность как условие формирования интеллектуальных умений обучающихся начальных классов

Данная статья направлена на изучение особенностей развития интеллектуальных способностей младших школьников посредством применения проектно-исследовательской деятельности. Цель современной школы — формирование метапредметно развитой личности, готовой...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Похожие статьи

Модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения

В статье рассматриваются модели нравственного воспитания и ценностно-смысловой сферы учащихся начальной школы, предложена и обоснована модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.

Формирование музыкальной культуры студентов

В статье рассматриваются способы качественного обеспечения эффективной подготовки высококлассных специалистов, научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов. Хара...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Проектная деятельность как условие формирования интеллектуальных умений обучающихся начальных классов

Данная статья направлена на изучение особенностей развития интеллектуальных способностей младших школьников посредством применения проектно-исследовательской деятельности. Цель современной школы — формирование метапредметно развитой личности, готовой...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Задать вопрос