Использование специальных методов и приемов в процессе обучения детей с РАС. Организация пространства в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Щеглова, М. И. Использование специальных методов и приемов в процессе обучения детей с РАС. Организация пространства в ДОУ / М. И. Щеглова, М. А. Заиченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77598/ (дата обращения: 23.04.2021).



Аутизм — это серьезное нарушение обычного развития ребенка, возникающее в первые два года жизни и приводящее к дефектам речи, игры, ухудшению когнитивных и социальных функций, навыков самостоятельной жизни. Дети с расстройством аутистического спектра обучаются иначе, нежели другие дети. Зачастую они не воспринимают переданную словами или жестами информацию, не могут разобраться в своих сенсорных ощущениях, в той или иной степени избегают людей и контактов с окружающим миром. Они зацикливаются на определенных действиях или предметах, и это мешает развитию их игровой деятельности. Они мало интересуются другими детьми, и, как правило, не учатся у них, как это делают все остальные, наблюдая за действиями сверстников и копируя их.

Одним из главных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении является создание для него правильно организованной среды. Для максимально быстрой адаптации в новой ситуации воспитания и обучения необходимо максимально структурировать пространство. Наличие структуры помогает снизить беспокойство, уменьшить страх у ребенка, а также помогает ему в дальнейшем самостоятельно организовать свою деятельность с минимальной поддержкой взрослого.

Цель работы заключается в том, чтобы воспитать и обучить ребенка навыкам, которые будут способствовать его развитию и помогут ему жить настолько самостоятельной и полноценной жизнью, насколько это возможно.

При создании среды для организации образовательного процесса с детьми, имеющими РАС, большое значение имеют:

– организация пространства;

– организация времени.

Организация пространства

Пространство, организованное для работы с детьми, имеющими РАС, характеризуется привлекательностью, упорядоченностью и функциональностью. Пространство, в т. ч. помещения группы, кабинеты индивидуальных занятий, условно делится на зоны. Зоны оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах.

Пространство, организованное в ДОУ, должно обязательно учитывать интересы и потребности ребенка с РАС. Оформленное помещение должно быть для него привлекательным. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка с РАС, должны быть его любимые игрушки, предметы.

Наше пространство мы разделили на 3 функциональные зоны:

  1. Зона для занятий
  2. Зона для отдыха
  3. Сенсорная зона

Организация времени

У ребенка с расстройствами аутистического спектра с трудом формируется понимание времени. В результате, оказывается не сформировано понимание последовательности событий. Ребенок не знает, когда и что можно делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к нарушениям поведения. Чтобы снизить частоту поведения, в своей работе мы используем визуальное расписание, подсказки, сенсорные игрушки, жетонная система поощрения и таймеры.

Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания занятий.

Упорядочивание режима дня осуществляется путем его визуализации, наглядной демонстрации. Визуализация осуществляется при помощи фотографий или карточек, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. Благодаря этому ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени.

В качестве символов, для обозначения определенных событий могут быть использованы:

– различные предметы, символизирующие определенное событие (например, машинка может обозначать время игры, песочница — прогулку, чашка, тарелка — обед).

– фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности; изображение предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом);

– рисунки, пиктограммы;

– карточки с надписями (письменная речь).

Таким образом, для организации деятельности ребенка в течение дня используется наглядное расписание.

При организации времени большое значение уделяется составлению расписания занятий. Наглядное расписание составляется при помощи различных предметов, символизирующих определенное задание. Например, план занятия включает игру вконструктор, работу с картинками, лепка. В этом случае, педагог вместе с ребенком выставляет картинки с изображениями, соответствующие определенному заданию. Педагог проговаривает, что будет сначала, а что потом. Все задания, включенные в расписание, должны быть для ребенка доступными и понятными.

Для успешного обучения новым заданиям и навыкам мы используем безошибочное обучение и используем подсказки.

Использование подсказок в работе с детьми с РАС помогает снизить нежелательное поведение у ребенка, что приводит к усвоению определенного навыка. Подсказки помогают нам увеличить эффективность занятий. Самая большая группа подсказок — визуальные, то есть те, которые ребенок видит. Визуальные подсказки могут выглядеть как:

– Карточки с последовательностью действий;

– Карточки с изображением предмета;

– Карточки с изображением действий.

А так же, как жестовые, физические, вербальные подсказки, которыми пользуются все педагоги.

Для увеличения мотивации к занятиям, мы используем жетонную систему поощрения. Когда ребенок собирает определенное количество жетонов, он получает доступ к очень желанному поощрению (например: попрыгать на батуте, дуть мыльные пузыри или просто отдохнуть на ковре).

Подводя, итоги можно сделать вывод: при правильно организованной среде обучения мы получаем положительные результаты развития, обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра. Коррекционная работа с детьми с расстройством аутистического спектра требует от специалистов не только терпения, но и понимания природы этого нарушения.

  1. Использование жетонов.

C:\Users\PC\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20190325_155411.jpg

Использование жетонов на групповом занятии

C:\Users\PC\AppData\Local\Temp\7zO40FD5489\IMG_6651.JPG

Использование жетонов на индивидуальном занятии

  1. Визуальное расписание на отдельные задания или действия используются в случаях, когда мы учим ребенка выполнять задания, предполагающие несколько этапов:

– Аппликации

– Конструирование

– Мытье рук

– Посещение туалета и т. д.

Например, визуальное расписание процесса мытья рук может позволить ребенку выполнить это действие самостоятельно или с помощью взрослого, потому что ребенок будет знать, какое действие он должен выполнить сейчас, а какое действие будет следующим.

http://pecs.in.ua/download/Gotovyie_komlektyi/Moem_ruki/Moem-ruki_na-russkom.jpg

Визуальное расписание назанятия демонстрирует ребенку порядок выполнения заданий в рамках одногозанятия. Это показывает ребенку, какой объем заданий необходимо выполнить.

https://goods.kaypu.com/photo/5b95d659384e1f254e1db5df.jpg

Лепка

https://www.deti63.ru/upload/iblock/5df/5dfe4b41f9c48ec612cdcdd05ca8cff3.jpg

Конструктор

https://i.pinimg.com/736x/05/c0/34/05c034c9c1a7dac31e52c8b013902792--colored-pencils-clipart.jpg

Рисование

Зона сенсорной разгрузки –это зона для организации игр и общения с детьми. Сенсорная зона –это зона, где ребенокможет отдохнуть после занятия.

C:\Users\PC\AppData\Local\Temp\7zOCA95ADDF\IMG_6692.JPG

Литература:

  1. Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С. В. Алехина // Под ред. Е. В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.
  2. Сошинский С. А. Как зажигается свеча.- М.: Образование и здоровье, 2004.
  3. Ульянова Р. К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми // Педагогический поиск. — 1999. — № 9.
  4. Феррари П. Детский аутизм. Пер с франц. О. А. Власовой; под науч. ред. Н. Г. Манелис. — М., 2006.
  5. Хаустов А. В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. — 2004. — № 3.
  6. Хаустов А. В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. — 2009. — № 1. — С. 1–12.
  7. Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. — М.: ЦПМССДиП, 2010.
  8. Шипицина Л. М. Детский аутизм. — М.: Дидактика Плюс, 2001.
  9. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0–6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH / Пер. с немецкого Клочко Т. — Минск: Изд-во БелАПДИ «Открытые двери», 1997. — 256 с.
  10. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА. — Екатеринбург, 2013.
  11. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М.: МГУ, 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, организация времени, вид деятельности, визуальное расписание, зона, использование жетонов, жетонная система поощрения, какое действие, наглядное расписание, сенсорная зона.


Задать вопрос