Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Крылова, Е. В. Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС / Е. В. Крылова, И. В. Сычева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16218/ (дата обращения: 17.01.2021).



В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практике с детьми с расстройствами аутистического спектра. Представлены результаты проведенной работы по педагогической коррекции детей с РАС с помощью интерактивного стола.

Ключевые слова: дети с РАС, познавательная деятельность, познавательная активность, развитие, инновационные технологии, интерактивный стол.

Высокий уровень детской инвалидности определяет социальную значимость проблемы реабилитации и ставит перед научными и практическими (реабилитационными) учреждениями задачи разработки форм и методов этой работы. Данную проблему в современном мире невозможно решить без внедрения высоких технологий. В реабилитационном процессе их использование очень разнообразно.

Специалисты ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие» используют в своей работе информационно-коммуникационные технологии, в том числе такие средства как интерактивная доска, интерактивный пол, интерактивная песочница, интерактивный стол и др. Подробнее хотим остановиться на опыте использования интерактивного стола учителями-дефектологами Центра в работе с детьми с ОВЗ в рамках коррекционно-развивающих занятий.

Современной наукой доказано, что психические процессы у детей развиваются успешнее, если ребенок погружен в интересную ему, при этом специально организованную целенаправленную деятельность под руководством педагога. Средством, обеспечивающим такую деятельность является интерактивный стол, который привлекает внимание детей и способен его удержать, подходит для коррекции аутистического спектра, как база улучшающая результативность реабилитационных методик. Данное оборудование задействует все каналы восприятия информации: кинестетический (при касании), аудиальный (воспроизводит звук), визуальный.

Интерактивный стол — современный, эффективный инструмент для реализации спектра реабилитационных методик через игру. За реабилитацию напрямую отвечают сенсорная, психомоторная, когнитивная сферы, развиваемые в интерактивном комплексе.

Интерактивный стол ProjectTouch — устройство ввода-вывода графической информации. В стол интегрирован современный компьютер с операционной системой Windows 10, яркий LED экран, все комплектующие высокого качества. Экран расположен в горизонтальной или несколько наклонной плоскости. Сенсор сделан на основе инфракрасных лучей. Благодаря этому на экран можно нажимать пальцем, стилусом и другими непрозрачными предметами. Такой сенсор поддерживает от 1 до 10 одновременных касаний.

Программа интерактивного стола ProjectTouchсодержит 288 развивающих игр разного уровня сложности для обучения детей счёту и чтению, тренировки внимания, памяти и развитию логического мышления. В комплект включены игры, пазлы и раскраски, знакомящие детей с окружающим миром, интерактивные пособия по русскому языку и арифметике.

Игры и задания созданы и разработаны с учетом всех необходимых требований законодательства России, в том числе Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

Вовлечь детей в познавательную деятельность помогают интересные задания, анимация, весёлая музыка, ясные чёткие инструкции, крупные хорошо узнаваемые изображения.

Преимущества использования интерактивного стола Project T ouch:

– средство установления контакта;

– средство коррекции эмоциональной сферы детей;

– развитие положительной мотивации обучения;

– развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук;

– развитие коммуникативных способностей;

– совмещение в игровом процессе развлекательной и образовательной составляющей;

– диагностический инструмент;

– получение информации посредством нескольких анализаторов;

– доступность использования;

– интеграция образовательных областей;

– повышение уровня визуализации материала.

В течение двух лет нами проводилось исследование, как интерактивный стол влияет на познавательную деятельность детей с РАС.

Гипотеза исследования: использование интерактивного стола Project T ouch вкоррекционно-развивающей работе способствует активизации познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с РАС.

Цель исследования: определить эффективность использования интерактивного стола Project T ouch собучающей программой «Умный ребенок» в коррекционной работе для развития познавательной деятельности у детей с РАС.

Объект исследования: уровень развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с РАС.

Предмет исследования: интерактивный стол как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с РАС.

В соответствии с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:

  1. Изучить обучающую программу «Умный ребенок».
  2. Выявить диагностические и коррекционно-развивающие возможности интерактивного стола в работе с дошкольниками с РАС.
  3. Выявить особенности познавательной сферы детей с РАС.
  4. Разработать диагностический комплект для изучения и оценки уровня познавательной деятельности изучаемой категории детей.
  5. Систематизировать содержание обучающей программы для использования с целью активизации познавательной деятельности данной категории детей.
  6. Эксперементально доказать эффективность применения в педагогической практике интерактивного стола с обучающей программой «Умный ребенок».

В эксперименте принимало участие 20 детей (шестнадцать мальчиков и четыре девочки).

Критериями включения детей в исследование являлись:

– Отнесение к группе «дети с РАС»;

– Возраст детей от 3 до 5 лет

При проведении данного исследования нами использовались элементы диагностической методики «Параметры наблюдений за ребенком и их оценка» (по Мамайчук И. И.).

Среди основных параметров наблюдения были выделены:

– Эмоционально-поведенческие особенности: контакт, активность, эмоциональные проявления.

– Особенности работоспособности: переключаемость и устойчивость внимания.

– Особенности развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности.

Таблица 1

Диагностика

Блок 1. Эмоционально-поведенческие особенности

Контакт

0

Контакт полностью отсутствует

25 %

1

Контакт возможен при глубокой заинтересованности

45 %

2

Контакт избирательный и неустойчивый

20 %

3

Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка

10 %

Активность

0

Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя

15 %

1

Избирательная активность (стереотипно манипулирует «любимыми игрушками»)

55 %

2

Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания

25 %

3

Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу

5 %

Эмоциональные проявления

0

Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, аффективность, лабильность и пр., возможны аутоагрессивные реакции

20 %

1

Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации

45 %

2

Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны аффективные проявления при неудовлетворении потребности

30 %

3

Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, аффективность

5 %

Таблица 2

Блок 2. Особенности работоспособности

Переключаемость и устойчивость внимания

0

Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых действий

60 %

1

Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании

25 %

2

Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях

15 %

3

Выраженных признаков инерции не прослеживается

0 %

Блок 3. Особенности познавательной деятельности

Ориентировочная деятельность

0

Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта

25 %

1

Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и др.действий

45 %

2

Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточная

25 %

3

Активные, целенаправленные действия с предметами

5 %

Анализ полученных в результате диагностики данных позволил установить:

– у 75 % детей экспериментальной группы отсутствует либо слабо выражен контакт и эмоциональные проявления;

– у большинства детей экспериментальной группы (70 %) наблюдается низкий уровень познавательного развития и познавательной активности;

– у 85 % детей данной группы отмечается слабая переключаемость и устойчивость внимания.

С экспериментальной группой детей проводились регулярные дефектологические занятия. С каждым ребенком проводилось 5 занятий в неделю. На каждом занятии выделялось время для упражнений с использованием интерактивного стола с развивающими играми «Умный ребенок».

Оборудование использовалось на различных этапах коррекционно-развивающего занятия:

– в начале занятия с целью установления контакта, создания психологического комфорта, стимуляции к последующей деятельности;

– в середине занятия с целью закрепления полученных навыков;

– в конце занятия как положительное подкрепление познавательной деятельности.

Интерактивная обучающая программа включает в себя 12 блоков.

В левой части экрана интерактивного стола выводится меню заданий. Данное меню скрывается при выборе интересующего раздела, так же легко вызывается обратно нажатием на ярлык в нижнем углу. Прервать игру и вернуться в меню можно в любой момент, щёлкнув по одной из красных кнопок в углах экрана.

Ниже представлено меню рабочего стола с разделами. Здесь мы выбираем возраст и соответствующие задания. Каждое задание выполнено в виде понятной анимации со звуковым сопровождением.

– Игродром — 3+

– Игродром — 3,5+

– Игродром — 4+

– Игродром — 4,5+

– Игродром — 5+

– Игродром — 5,5+

– Волшебные краски для малышей

– Волшебные краски. Забавные зверята

– Волшебные краски. Герои сказок

– Чудо-пазлы

– Арифметика для малышей

– Русский язык для малышей

Таблица 3

Цель использования

Коррекционно-развивающие игры

Развитие внимания

«Разыщи котят!», «Парочки», «Найди разницу», «Я тебя найду!», «Найди пару», «Найди и раскрась», «Угадай, кто это?», «Дорога к дому», «Кто кому позвонил?», «Отыщи ключик!»

Развитие памяти

«Кто спрятался?», «Кто не спрятался?», «Что потерялось?», «Где что лежит?», «Запомни!», «Запоминайка»

Развитие мышления

«Третий лишний», «Собери пары», «На что похоже?», «Что общего?», «Контрасты», «Профессии», «На чем поедем?», «Что откуда видно?», «Часть и целое?», «Цепочки», «Перепутаница»

Развитие сенсорных представлений

цвет

«Раскрась цепочку», «Расставь!», «Разноцветье», «Дорисуй половинку», «Калейдоскоп», «Раскрась одинаково», «Копия»

форма

«Что куда?», «Заплатки», «Формочки», «На что похоже?», «Строитель», «Что получится?», «Запоминайка»,

величина

«Собери пирамидку», «Что куда?», «Снеговик», «Больше-меньше», «Большие и маленькие», «Что длиннее?», «Что выше?», «Что шире?»

Развитие целостного восприятия

«Собери игрушки», «Найди половинки», «Перевертыши», «Пазлы», «Динозаврики», «Конструктор»

Каждый блок «Игродрома» включает в себя 25 игр, которые направлены на развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

Каждая игра содержит несколько уровней сложности.

Например, игра «Разыщи котят!» . Ребенок должен найти всех котят, находящихся в разных местах картинки и дотронуться до них пальцем.

1-ый уровень сложности: котята хорошо видны на картинке.

2-ой уровень сложности: котята видны частично.

3-ий уровень сложности: котята полностью «спрятались» за кустиками.

Игра «Собери снеговика» направлена на развитие зрительно-пространственного восприятия.

Ребенок должен собрать снеговика из частей, находящихся в разных местах картинки.

1-ый уровень сложности: даны части для одного снеговика.

2-ой уровень сложности: даны части для двух снеговиков.

3-ий уровень сложности: надо найти части, скрытые за предметами и собрать снеговика.

Игра «Собери игрушки!» направлена на развитие целостного восприятия образа предмета.

Ребенок должен собрать игрушку из частей.

1-ый уровень сложности: даны 4 части картинки.

2-ой уровень сложности: даны 5 частей картинки.

3-ий уровень сложности: даны 6 частей картинки.

В результате сравнительного анализа экспериментальных данных до и после окончания реабилитационного периода была выявлена положительная динамика в развитии познавательной деятельности и познавательной активности.

Таблица 4

Уровни развития

Параметры исследования

Контакт

Активность

Эмоциональные проявления

Внимание

Ориентировочная деятельность

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

0

25 %

15 %

15 %

10 %

20 %

10 %

60 %

40 %

25 %

15 %

1

45 %

30 %

55 %

50 %

45 %

35 %

25 %

20 %

45 %

40 %

2

20 %

40 %

25 %

35 %

30 %

45 %

15 %

40 %

25 %

35 %

3

10 %

15 %

5 %

5 %

5 %

10 %

0 %

0 %

5 %

10 %

Выводы: проведенные исследования по развитию познавательной активности у детей с РАС с использованием интерактивного стола подтвердили эффективность этой технологии и возможности ее применения в реабилитационной практике.

Результатом проводимой нами работы по педагогической коррекции детей с РАС является:

– преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

– развитие познавательных способностей;

– смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

– повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми;

– преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Литература:

 Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10. — 22с.

 Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М. И. Лисина// Вопросы психологии, 1982.- № 4.- С.18–35

 Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. — Шадринск, 1992.- С.34.

 Бойко Е. В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1. — С. 3–5. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1765/ (дата обращения: 01.02.2018).

 Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

 Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Костин И. А., Аршатский А. В., Аршатская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. — М.: Теревинф, 2011.

 Гилберг К., Петерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. СПб., 1998. С. 31.