Особенности коррекционной работы с ребенком с синдромом Дауна | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Казарова, М. С. Особенности коррекционной работы с ребенком с синдромом Дауна / М. С. Казарова, И. Г. Железнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77587/ (дата обращения: 18.11.2024).



Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна. К факторам, затрудняющим обучение, относятся: отставание в моторном развитии — в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; недостаточное понимание речи, ограниченный словарный запас; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.).

Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Ребенок обладает хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов, игровых действий. Он общителен, открыт, доброжелателен по отношению и к сверстникам, и взрослым, легко идет на контакт, который может проявляться эмоциями и прикосновениями, отдельными звуками.

Солнечные дети обладают достаточно большим потенциалом для обучения. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна, весьма различен.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

В последнее время становится все более популярным интегрированное или инклюзивное обучение в дошкольных учреждениях. Оно предусматривает обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями и здоровых детей, обеспечивая специальные условия и социальную адаптацию.

В специальной индивидуальной программе развития ребенка (СИПР), посещающего общеобразовательную группу, определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, развивающих и коррекционных.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности индивидуальной программы развития ребенка.

Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.

Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Предлагаемая схема планирования работы с ребенком с синдромом Дауна (Ира О. 4 года) была разработана для его кратковременного пребывания в группе с детьми с сохранным интеллектом.

У дефектологов принцип такой: функции ребенка с синдромом Дауна должны развиваться гармонично, но без привязки к конкретным срокам. Не гонитесь за достижениями и помните, что, нагружая ребенка сверх меры, вы, вместо того, чтобы шаг за шагом побуждать его двигаться вперед, вызовите в ответ протест, а через некоторое время любая попытка, даже просто приблизиться, будет вызывать аффективную реакцию.

Таблица 1

Перспективное планирование коррекционной работы. 3–4 неделя сентября

Разделы работ

понедельник

вторник

среда

пятница

Лексическая тема

«Игрушки»

«Игрушки»

«Игрушки»

«Игрушки»

Сенсорное развитие

Желтый цвет

Д/и: «Мозаика»

Большой — маленький

Желтый цвет

Большой — маленький

Общие речевые навыки

Развитие дыхания.

Упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха и выдоха. Упр. «Надуем шарик»

Развитие дыхания.

Упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха и выдоха. Упр. «Надуем шарик»

Развитие дыхания.

Упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха и выдоха. Упр. «Надуем шарик»

Развитие дыхания.

Упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха и выдоха. Упр. «Надуем шарик»

Пальчиковая

гимнастика

Развитие мелкой моторики и чувства ритма. Упр. «Заведи игрушку»

Развитие мелкой моторики и чувства ритма. Упр. «Заведи игрушку»

Развитие мелкой моторики и чувства ритма. Упр. «Заведи игрушку»

Развитие мелкой моторики и чувства ритма. Упр. «Заведи игрушку»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

«Улыбка»

«Улыбка»

«Улыбка»

Мелкая моторика

Рисование мячика.

Рисование шарика.

Рисование мячика.

Рисование шарика.

Гимнастика для глаз

«Поймай зайку»

«Поймай зайку»

«Поймай зайку»

«Поймай зайку»

Слуховое

восприятие

Игр. «Где позвонили?».

Определение направления звука.

Игр. «Покажи, что звучит?»

Развитие слухового внимания.

Игр. «Где позвонили?».

Определение направления звука.

Игр. «Покажи, что звучит?»

Развитие слухового внимания.

Вызывание звука

Повторение по подражанию гласных звуков

Повторение по

подражанию гласных звуков

Повторение по подражанию гласных звуков

Повторение по подражанию гласных звуков

Сюжетно — ролевая игра

Покорми мишку

Свари мишке кашу

Свари мишке суп

Покорми мишку

Таблица 2

Перспективное планирование коррекционной работы. 1–2 неделя октября

Разделы работ

понедельник

вторник

среда

пятница

Лексическая тема

«Осень. Овощи»

«Осень. Овощи»

«Осень. Овощи»

«Осень. Овощи»

Сенсорное развитие

Красный цвет

Д/и: «Мозаика”

Большой — маленький

Красный цвет

Д/и «Мозаика»

Большой — маленький

Общие речевые навыки

Развитие речевого

ритма, силы голоса.

Упр. «Игрушки разговаривают»

Развитие речевого

ритма, силы голоса.

Упр. «Игрушки разговаривают»

Развитие речевого

ритма, силы голоса.

Упр. «Игрушки разговаривают»

Развитие речевого

ритма, силы голоса.

Упр. «Игрушки разговаривают»

Пальчиковая

гимнастика

Развитие мелкой моторики и чувство ритма. Упр.

«Пальчики- солдатики»

Развитие мелкой моторики и чувство ритма. Упр.

«Пальчики- солдатики»

Развитие мелкой моторики и чувство ритма. Упр.

«Пальчики- солдатики»

Развитие мелкой моторики и чувство ритма. Упр.

«Пальчики- солдатики»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Заборчик»

«Заборчик»

«Заборчик»

Мелкая моторика

Закрашивание

морковки для зайчика.

Закрашивание

морковки для зайчика.

Закрашивание

яблока для ежика.

Закрашивание

яблока для ежика.

Гимнастика для глаз

«Метелки»

«Метелки»

«Метелки»

«Метелки»

Слуховое

восприятие

Упр. «Где звенит?»

Развитие ориентировки

в пространстве.

Упр. «Встречай гостей!»

Развитие слухового внимания.

Упр. «Где звенит?»

Развитие ориентировки

в пространстве.

Упр. «Встречай гостей!»

Развитие слухового внимания.

Вызывание звука

Повторение по подражанию согласных звуков.

Повторение по подражанию согласных звуков.

Повторение по подражанию согласных звуков.

Повторение по подражанию согласных звуков.

Сюжетно — ролевая игра

Доктор

Семья

Доктор

Семья

Таблица 3

Перспективное планирование коррекционной работы. 3–4 неделя октября

Разделы работ

понедельник

вторник

среда

пятница

Лексическая тема

«Осень, фрукты»

«Осень, фрукты»

«Осень, фрукты»

«Осень, фрукты»

Сенсорное развитие

Синий цвет

Большой, маленький

Синий цвет

Большой, маленький

Общие речевые навыки

Развитие дыхания.

Игровая ситуация «Прогулка в лесу» Ау.

Развитие дыхания.

Игровая ситуация «Прогулка в лесу» Ау.

Развитие дыхания.

Игровая ситуация «Прогулка в лесу» Ау.

Развитие дыхания.

Игровая ситуация «Прогулка в лесу» Ау.

Пальчиковая

гимнастика

«Осень, осень, непогода»

«Осень, осень, непогода»

«Осень, осень, непогода»

«Осень, осень, непогода»

Артикуляционная гимнастика

«Хоботок»

«Хоботок»

«Хоботок»

«Хоботок»

Мелкая моторика

Упр. «Гусеничка»

Рисование волнистой линии.

Упр. «Муравьишка»

Рисование точек

Упр. «Гусеничка»

Рисование волнистой линии.

Упр. «Муравьишка»

Рисование точек.

Гимнастика для глаз

«Жмурки»

«Жмурки»

«Жмурки»

«Жмурки»

Слуховое восприятие

Упр. «Угадай, кто это?» Воспитание слухового внимания.

Упр. «Угадай, кто это?» Воспитание слухового внимания.

Упр. «Угадай, кто это?» Воспитание слухового внимания.

Упр. «Угадай, кто это?» Воспитание слухового внимания.

Вызывание звука

Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком К. Звукоподражание (ку ку)

Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком К. Звукоподражание (ку ку)

Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком К. Звукоподражание (ку ку)

Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком К. Звукоподражание (ку ку)

Сюжетная игра

Повар

Семья

Повар

Семья

Таблица 4

Перспективное планирование коррекционной работы. 1–2 неделя ноября

Разделы работ

понедельник

вторник

среда

пятница

Лексическая тема

«Осень. Деревья и кусты»

«Осень. Деревья и кусты»

«Осень. Деревья и кусты»

«Осень. Деревья и кусты»

Сенсорное развитие

Круг, красный, желтый.

Круг, красный, желтый

Круг, зеленый, синий

Круг, зеленый, синий

Общие речевые навыки

Пластический этюд «Осень»: развитие у ребенка понимания эмоциональных состояний (грусти и радости) у человека.

Развитие дыхания. Игровая ситуация.

«Прогулка». АУ, КУ-КУ

Пластический этюд.

«Осень»: развитие у ребенка понимания эмоциональных состояний (грусти и радости) у человека.

Развитие дыхания. Игровая ситуация.

«Прогулка». АУ, КУ-КУ

Пальчиковая

гимнастика

Имитация игры на пианино.

«Бегают человечки»

Имитация игры на пианино.

«Бегают человечки»

Артикуляционная гимнастика

Упр. Для развития мышц языка. «Болтушка»

Упр. Для развития мышц языка. «Болтушка»

Упр. Для развития мышц языка. «Болтушка»

Упр. Для развития мышц языка. «Болтушка»

Мелкая моторика

Развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья. Лепим «Капусту»

Развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья. Лепим «Капусту»

Развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья. Лепим «Капусту»

Развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья. Лепим «Капусту»

Гимнастика для глаз

«Дождик»

«Дождик»

«Дождик»

«Дождик»

Слуховое

восприятие

«Тихо — громко». Развитие координаций движений и чувство ритма.

«Тихо — громко». Развитие координаций движений и чувство ритма.

«Тихо — громко». Развитие координаций движений и чувство ритма.

«Тихо — громко». Развитие координаций движений и чувство ритма.

Вызывание звука

Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком Г. Звукоподражание: га-га, го-го, гу-гу.

Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком Г. Звукоподражание: га-га, го-го, гу-гу.

Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком Г.

Звукоподражание: га-га, го-го, гу-гу.

Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком Г.

Звукоподражание:

га-га, го-го, гу-гу.

Сюжетно — ролевая игра

Больница

Семья

Больница

Семья

Таблица 5

Перспективное планирование коррекционной работы. 3–4 неделя ноября

Разделы работ

понедельник

вторник

среда

пятница

Лексическая тема

Одежда

Обувь

Одежда

Обувь

Сенсорное развитие

Красный, желтый, большой, маленький

Красный, желтый, большой, маленький

Синий, зеленый, большой, средний, маленький,

Синий, зеленый, большой, средний, маленький,

Общие речевые навыки

Игра «Паровоз» для развития силы голоса и темп речи.

Игра «Дует ветерок» для развития силы голоса и темпа речи.

Игра «Паровоз» для развития силы голоса и темп речи.

Игра «Дует ветерок» для развития силы голоса и темпа речи.

Пальчиковая

гимнастика

С горки на горку

Сорока

С горки на горку

Сорока

Артикуляционная гимнастика

«Трубочка»

«Улыбка»

«Трубочка»

«Улыбка

Мелкая моторика

Игра «Что катится?». Рисование кругов.

Игра «Идет дождик».

Обучение детей ритмичному нанесению точек по всей странице.

Игра «Что катится?». Рисование кругов: больших и маленьких.

Игра «Идет дождик».

Обучение детей ритмичному нанесению точек по всей странице.

Гимнастика для глаз

«Далеко-близко»

«Далеко-близко»

«Далеко-близко»

«Далеко-близко»

Слуховое восприятие

Упр. «Кто, что услышит?» накопление словаря и развитие фразовой речи.

Упр. «Кто, что услышит?» накопление словаря и развитие фразовой речи.

Упр. «Кто, что услышит?» накопление словаря и развитие фразовой речи.

Упр. «Кто, что услышит?» накопление словаря и развитие фразовой речи.

Вызывание звука

Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком

(х), Звукоподражание:

(х, ох)

Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком

(х), Звукоподражание:

(ух, ох)

Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком (м),

Звукоподражание:

(ма — ма, мо — мо, му- му).

Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком

[(м), Звукоподражание:

(ма — ма, мо — мо, му- му).

Сюжетная игра

Магазин

Магазин

Магазин

Магазин

Литература:

  1. Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. Д. — СПб. Издательство « СОЮЗ», 2003.
  2. Медведева, Т. П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия: методическое пособие/Т. П. Медведева, И. А. Панфилова, Е. В. Поле — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.
  3. Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. М., Монолит, 2007.
  4. Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ М.Питерси, Р. Трилор — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, пение гласных звуков, согласный звук, чувство ритма, развитие дыхания, развитие, слуховое внимание, осень, игровая ситуация, артикуляционная гимнастика.


Похожие статьи

Особенности работы с гиперактивными детьми

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста

Рекомендации матерям, воспитывающим детей с интеллектуальными нарушениями

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда совместно с инструктором по лечебной физической культуре для детей 5–6 лет, страдающих речевыми нарушениями. Тема «На арене цирка»

Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми с ДЦП

Коррекция склонности к суицидальным намерениям у подростков

Похожие статьи

Особенности работы с гиперактивными детьми

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста

Рекомендации матерям, воспитывающим детей с интеллектуальными нарушениями

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда совместно с инструктором по лечебной физической культуре для детей 5–6 лет, страдающих речевыми нарушениями. Тема «На арене цирка»

Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми с ДЦП

Коррекция склонности к суицидальным намерениям у подростков

Задать вопрос