Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна. К факторам, затрудняющим обучение, относятся: отставание в моторном развитии — в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; недостаточное понимание речи, ограниченный словарный запас; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.).
Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Ребенок обладает хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов, игровых действий. Он общителен, открыт, доброжелателен по отношению и к сверстникам, и взрослым, легко идет на контакт, который может проявляться эмоциями и прикосновениями, отдельными звуками.
Солнечные дети обладают достаточно большим потенциалом для обучения. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна, весьма различен.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
В последнее время становится все более популярным интегрированное или инклюзивное обучение в дошкольных учреждениях. Оно предусматривает обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями и здоровых детей, обеспечивая специальные условия и социальную адаптацию.
В специальной индивидуальной программе развития ребенка (СИПР), посещающего общеобразовательную группу, определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, развивающих и коррекционных.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности индивидуальной программы развития ребенка.
Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.
Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
Предлагаемая схема планирования работы с ребенком с синдромом Дауна (Ира О. 4 года) была разработана для его кратковременного пребывания в группе с детьми с сохранным интеллектом.
У дефектологов принцип такой: функции ребенка с синдромом Дауна должны развиваться гармонично, но без привязки к конкретным срокам. Не гонитесь за достижениями и помните, что, нагружая ребенка сверх меры, вы, вместо того, чтобы шаг за шагом побуждать его двигаться вперед, вызовите в ответ протест, а через некоторое время любая попытка, даже просто приблизиться, будет вызывать аффективную реакцию.
Таблица 1
Перспективное планирование коррекционной работы. 3–4 неделя сентября
Разделы работ |
понедельник |
вторник |
среда |
пятница |
Лексическая тема |
«Игрушки» |
«Игрушки» |
«Игрушки» |
«Игрушки» |
Сенсорное развитие |
Желтый цвет Д/и: «Мозаика» |
Большой — маленький |
Желтый цвет |
Большой — маленький |
Общие речевые навыки |
Развитие дыхания. Упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха и выдоха. Упр. «Надуем шарик» |
Развитие дыхания. Упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха и выдоха. Упр. «Надуем шарик» |
Развитие дыхания. Упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха и выдоха. Упр. «Надуем шарик» |
Развитие дыхания. Упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха и выдоха. Упр. «Надуем шарик» |
Пальчиковая гимнастика |
Развитие мелкой моторики и чувства ритма. Упр. «Заведи игрушку» |
Развитие мелкой моторики и чувства ритма. Упр. «Заведи игрушку» |
Развитие мелкой моторики и чувства ритма. Упр. «Заведи игрушку» |
Развитие мелкой моторики и чувства ритма. Упр. «Заведи игрушку» |
Артикуляционная гимнастика |
«Улыбка» |
«Улыбка» |
«Улыбка» |
«Улыбка» |
Мелкая моторика |
Рисование мячика. |
Рисование шарика. |
Рисование мячика. |
Рисование шарика. |
Гимнастика для глаз |
«Поймай зайку» |
«Поймай зайку» |
«Поймай зайку» |
«Поймай зайку» |
Слуховое восприятие |
Игр. «Где позвонили?». Определение направления звука. |
Игр. «Покажи, что звучит?» Развитие слухового внимания. |
Игр. «Где позвонили?». Определение направления звука. |
Игр. «Покажи, что звучит?» Развитие слухового внимания. |
Вызывание звука |
Повторение по подражанию гласных звуков |
Повторение по подражанию гласных звуков |
Повторение по подражанию гласных звуков |
Повторение по подражанию гласных звуков |
Сюжетно — ролевая игра |
Покорми мишку |
Свари мишке кашу |
Свари мишке суп |
Покорми мишку |
Таблица 2
Перспективное планирование коррекционной работы. 1–2 неделя октября
Разделы работ |
понедельник |
вторник |
среда |
пятница |
Лексическая тема |
«Осень. Овощи» |
«Осень. Овощи» |
«Осень. Овощи» |
«Осень. Овощи» |
Сенсорное развитие |
Красный цвет Д/и: «Мозаика” |
Большой — маленький |
Красный цвет Д/и «Мозаика» |
Большой — маленький |
Общие речевые навыки |
Развитие речевого ритма, силы голоса. Упр. «Игрушки разговаривают» |
Развитие речевого ритма, силы голоса. Упр. «Игрушки разговаривают» |
Развитие речевого ритма, силы голоса. Упр. «Игрушки разговаривают» |
Развитие речевого ритма, силы голоса. Упр. «Игрушки разговаривают» |
Пальчиковая гимнастика |
Развитие мелкой моторики и чувство ритма. Упр. «Пальчики- солдатики» |
Развитие мелкой моторики и чувство ритма. Упр. «Пальчики- солдатики» |
Развитие мелкой моторики и чувство ритма. Упр. «Пальчики- солдатики» |
Развитие мелкой моторики и чувство ритма. Упр. «Пальчики- солдатики» |
Артикуляционная гимнастика |
«Заборчик» |
«Заборчик» |
«Заборчик» |
«Заборчик» |
Мелкая моторика |
Закрашивание морковки для зайчика. |
Закрашивание морковки для зайчика. |
Закрашивание яблока для ежика. |
Закрашивание яблока для ежика. |
Гимнастика для глаз |
«Метелки» |
«Метелки» |
«Метелки» |
«Метелки» |
Слуховое восприятие |
Упр. «Где звенит?» Развитие ориентировки в пространстве. |
Упр. «Встречай гостей!» Развитие слухового внимания. |
Упр. «Где звенит?» Развитие ориентировки в пространстве. |
Упр. «Встречай гостей!» Развитие слухового внимания. |
Вызывание звука |
Повторение по подражанию согласных звуков. |
Повторение по подражанию согласных звуков. |
Повторение по подражанию согласных звуков. |
Повторение по подражанию согласных звуков. |
Сюжетно — ролевая игра |
Доктор |
Семья |
Доктор |
Семья |
Таблица 3
Перспективное планирование коррекционной работы. 3–4 неделя октября
Разделы работ |
понедельник |
вторник |
среда |
пятница |
Лексическая тема |
«Осень, фрукты» |
«Осень, фрукты» |
«Осень, фрукты» |
«Осень, фрукты» |
Сенсорное развитие |
Синий цвет |
Большой, маленький |
Синий цвет |
Большой, маленький |
Общие речевые навыки |
Развитие дыхания. Игровая ситуация «Прогулка в лесу» Ау. |
Развитие дыхания. Игровая ситуация «Прогулка в лесу» Ау. |
Развитие дыхания. Игровая ситуация «Прогулка в лесу» Ау. |
Развитие дыхания. Игровая ситуация «Прогулка в лесу» Ау. |
Пальчиковая гимнастика |
«Осень, осень, непогода» |
«Осень, осень, непогода» |
«Осень, осень, непогода» |
«Осень, осень, непогода» |
Артикуляционная гимнастика |
«Хоботок» |
«Хоботок» |
«Хоботок» |
«Хоботок» |
Мелкая моторика |
Упр. «Гусеничка» Рисование волнистой линии. |
Упр. «Муравьишка» Рисование точек |
Упр. «Гусеничка» Рисование волнистой линии. |
Упр. «Муравьишка» Рисование точек. |
Гимнастика для глаз |
«Жмурки» |
«Жмурки» |
«Жмурки» |
«Жмурки» |
Слуховое восприятие |
Упр. «Угадай, кто это?» Воспитание слухового внимания. |
Упр. «Угадай, кто это?» Воспитание слухового внимания. |
Упр. «Угадай, кто это?» Воспитание слухового внимания. |
Упр. «Угадай, кто это?» Воспитание слухового внимания. |
Вызывание звука |
Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком К. Звукоподражание (ку ку) |
Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком К. Звукоподражание (ку ку) |
Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком К. Звукоподражание (ку ку) |
Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком К. Звукоподражание (ку ку) |
Сюжетная игра |
Повар |
Семья |
Повар |
Семья |
Таблица 4
Перспективное планирование коррекционной работы. 1–2 неделя ноября
Разделы работ |
понедельник |
вторник |
среда |
пятница |
Лексическая тема |
«Осень. Деревья и кусты» |
«Осень. Деревья и кусты» |
«Осень. Деревья и кусты» |
«Осень. Деревья и кусты» |
Сенсорное развитие |
Круг, красный, желтый. |
Круг, красный, желтый |
Круг, зеленый, синий |
Круг, зеленый, синий |
Общие речевые навыки |
Пластический этюд «Осень»: развитие у ребенка понимания эмоциональных состояний (грусти и радости) у человека. |
Развитие дыхания. Игровая ситуация. «Прогулка». АУ, КУ-КУ |
Пластический этюд. «Осень»: развитие у ребенка понимания эмоциональных состояний (грусти и радости) у человека. |
Развитие дыхания. Игровая ситуация. «Прогулка». АУ, КУ-КУ |
Пальчиковая гимнастика |
Имитация игры на пианино. |
«Бегают человечки» |
Имитация игры на пианино. |
«Бегают человечки» |
Артикуляционная гимнастика |
Упр. Для развития мышц языка. «Болтушка» |
Упр. Для развития мышц языка. «Болтушка» |
Упр. Для развития мышц языка. «Болтушка» |
Упр. Для развития мышц языка. «Болтушка» |
Мелкая моторика |
Развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья. Лепим «Капусту» |
Развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья. Лепим «Капусту» |
Развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья. Лепим «Капусту» |
Развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья. Лепим «Капусту» |
Гимнастика для глаз |
«Дождик» |
«Дождик» |
«Дождик» |
«Дождик» |
Слуховое восприятие |
«Тихо — громко». Развитие координаций движений и чувство ритма. |
«Тихо — громко». Развитие координаций движений и чувство ритма. |
«Тихо — громко». Развитие координаций движений и чувство ритма. |
«Тихо — громко». Развитие координаций движений и чувство ритма. |
Вызывание звука |
Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком Г. Звукоподражание: га-га, го-го, гу-гу. |
Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком Г. Звукоподражание: га-га, го-го, гу-гу. |
Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком Г. Звукоподражание: га-га, го-го, гу-гу. |
Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком Г. Звукоподражание: га-га, го-го, гу-гу. |
Сюжетно — ролевая игра |
Больница |
Семья |
Больница |
Семья |
Таблица 5
Перспективное планирование коррекционной работы. 3–4 неделя ноября
Разделы работ |
понедельник |
вторник |
среда |
пятница |
Лексическая тема |
Одежда |
Обувь |
Одежда |
Обувь |
Сенсорное развитие |
Красный, желтый, большой, маленький |
Красный, желтый, большой, маленький |
Синий, зеленый, большой, средний, маленький, |
Синий, зеленый, большой, средний, маленький, |
Общие речевые навыки |
Игра «Паровоз» для развития силы голоса и темп речи. |
Игра «Дует ветерок» для развития силы голоса и темпа речи. |
Игра «Паровоз» для развития силы голоса и темп речи. |
Игра «Дует ветерок» для развития силы голоса и темпа речи. |
Пальчиковая гимнастика |
С горки на горку |
Сорока |
С горки на горку |
Сорока |
Артикуляционная гимнастика |
«Трубочка» |
«Улыбка» |
«Трубочка» |
«Улыбка |
Мелкая моторика |
Игра «Что катится?». Рисование кругов. |
Игра «Идет дождик». Обучение детей ритмичному нанесению точек по всей странице. |
Игра «Что катится?». Рисование кругов: больших и маленьких. |
Игра «Идет дождик». Обучение детей ритмичному нанесению точек по всей странице. |
Гимнастика для глаз |
«Далеко-близко» |
«Далеко-близко» |
«Далеко-близко» |
«Далеко-близко» |
Слуховое восприятие |
Упр. «Кто, что услышит?» накопление словаря и развитие фразовой речи. |
Упр. «Кто, что услышит?» накопление словаря и развитие фразовой речи. |
Упр. «Кто, что услышит?» накопление словаря и развитие фразовой речи. |
Упр. «Кто, что услышит?» накопление словаря и развитие фразовой речи. |
Вызывание звука |
Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком (х), Звукоподражание: (х, ох) |
Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком (х), Звукоподражание: (ух, ох) |
Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком (м), Звукоподражание: (ма — ма, мо — мо, му- му). |
Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласным звуком [(м), Звукоподражание: (ма — ма, мо — мо, му- му). |
Сюжетная игра |
Магазин |
Магазин |
Магазин |
Магазин |
Литература:
- Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. Д. — СПб. Издательство « СОЮЗ», 2003.
- Медведева, Т. П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия: методическое пособие/Т. П. Медведева, И. А. Панфилова, Е. В. Поле — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.
- Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. М., Монолит, 2007.
- Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ М.Питерси, Р. Трилор — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.