В статье рассматривается актуальная проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, Синдрома Дауна Раскрываются пути оказания помощи родителям в преодолении проблем, связанных с развитием и воспитанием ребенка и формирование активной жизненной позиции родителей.
Ключевые слова: стажировочная площадка, модель взаимодействия, традиции, артикуляционные упражнения, логопедические распевки.
Начало XXI в. характеризуется существенными социальными изменениями, которые отразились на семьях, имеющей детей дошкольного возраста. Важность качественного образования для детей на самых ранних этапах развития является актуальной задачей. В статье 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) с родителями рассматривается как единое образовательное пространство «детский сад и родители» — как равноправные и заинтересованные партнеры. С принятием ФОП ДО произошел коренной поворот в сути и значении дошкольного образования: открыты перспективы выстраивания единой образовательной линии, как условия полноценного развития личности в детском возрасте, признаны уникальность и значимость дошкольного детства, как самоценного периода жизни человека.
Современный запрос на дошкольное образование — это выравнивание стартовых возможностей детей через присмотр и уход, а также через реализация образовательных программ, индивидуализация организационных форм посредством взаимодействия детского сада семьей. В обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям, поддержки всестороннего развития личности детей является стажировочная площадка (далее СП) для педагогов дошкольных образовательных организаций «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ», который стал центром компетентности в области взаимодействия родителей по вопросам детского развития и как комплексная психолого-медико-педагогическая поддержка семей, и детям с особенностями развития.
На СП сформирована модель взаимодействия родителей со специалистами: логопедом, педагог-психологом, музыкальным руководителем, медицинской сестрой, воспитателями. СП позволяет всем детям, в том числе и детям с ОВЗ, синдромом Дауна и другими заболеваниями получать необходимую психолого-педагогическую, методическую помощь. «Синдром Дауна» — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии.
Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.
Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций).
Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.
Общие черты отставания в развитии речи:
меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
– пробелы в освоении грамматических конструкций;
– способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
– большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
– трудности в понимании заданий.
Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Это приводит к тому, что ребенок получает:
– меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;
– меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.
Работа по коррекции проводится в зависимости от речевых возможностей ребенка.
Для коррекции речи используются «Логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой Оказание ранней логопедической помощи способствует формированию не только первоначальных речевых навыков и умений, но также благотворно влияет на дальнейшее психологическое развитие детей с синдромом Дауна.
Основная проблема детей заключается в отсутствии связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченном общении с природой. Общение с ними — одна из ступени социальной адаптации, поэтому дети не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников.
Основной целью социально-коммуникативного развития является овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с синдромом Дауна в общественную жизнь.
Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс занимает больше времени и чем раньше начинать занятия, тем больше шансов добиться успехов. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения. Занятия важно сделать как можно более интересными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи. В работе с этими детьми успешно реализуются инновационные авторские программы: хоровой класс и танец-импровизация музыкального руководителя Якубовой Н. Р. Эта программа получила положительную рецензию профессора Кудрявцева Владимира Товиевича. Особенность программы «Хоровой класс» заключается в том, что музыкальные логопедические упражнения развивают диапазон, тембр голоса, но и одновременно устраняют заикание и неправильное произношение согласных звуков. Танец-импровизация делает ребенка раскрепощенным, развивает креативное мышление, а в дальнейшем способствует стать ребенку намного увереннее остальных. Роль родителей в воспитании этих детей трудно переоценить. Взаимодействие родителей со специалистами обеспечивает их педагогическими знаниями и умениями, они обучаются методам коррекции развития своих детей на стажировочной площадке. Семья приобретает особое значение в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая одновременно выступает и в роли единственного института воспитания.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ
- Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
- А. Р. Маллер Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью //Дефектология. 1991. № 5. С. 69–74.
- Т. В. Сапожникова, Н. А. Першина Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях реабилитационного центра. Учебно-методическое издание. Бийск. 2004.
- В. В. Ткачева Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. М.: Гном-Пресс, 1999. 64 с.
- Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста нарушениями психофизического развития // Дефектология, 2011. № 1.