Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Говоркова, Т. Ю. Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ / Т. Ю. Говоркова, Т. В. Ковалева, О. Ю. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77586/ (дата обращения: 22.12.2024).



Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка. У детей с ОВЗ связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. Чтобы решить эту проблему, мы поставили цель — разработать и апробировать игровое пособие, включающее комплекс упражнений и заданий, которые направлены на развитие связной речи у дошкольников.

Ключевые слова: коррекционная дошкольная педагогика, дошкольная логопедия, ребёнок с ОВЗ, нарушения связной речи, игровое пособие, времена года.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

Речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.

Чтобы решить эту проблему, мы поставили цель — разработать и апробировать игровое пособие, включающее комплекс упражнений и заданий, которые направлены на развитие связной речи у дошкольников.

Задачи:

  1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
  2. Стимулировать развитие и формирование познавательного интереса, развивать индивидуальные способности детей к творческой речевой деятельности.
  3. Совершенствовать навыки пересказа, описательного, творческого рассказа, рассказа из личного опыта.
  4. Развивать умение включать в повествование описания природы, окружающей действительности.

Наш «Мультикуб» представляет собой комплекс игр и упражнений, основанных на сочетании средств, важных в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Одним из таких средств является — использование наглядности, с помощью которой происходит формирование связной речи.

В качестве второго средства мы выделили моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась педагогами Воробьевой В. К., Глуховым В. П., известным психологом Выготским Л. С., говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, а также того, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

В качестве третьего средства мы выбрали игру, как ведущую деятельность дошкольников, а именно игры с кубиками, которые развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное и логическое мышление и воображение, помогают развить и активизировать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память и связную речь. Каждый вариант игры построен на кубиках. Они не навязывают ребенку готовых решений, дают ему максимальную возможность создавать самому, а не «повторять».

Такая игра с «Мультикубом» очень важна для гармоничного развития ребенка, формирования правильного представления о мире и для развития связной речи.

Игровое пособие «Мультикуб» состоит из набора кубиков с разным содержанием сюжетных и предметных картинок, диска с подборкой звуков природы, а также методических рекомендаций к проведению занятий, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста (Приложение № 1).

Основное назначение пособия — обучить детей рассказывать или пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, создать внутренний план высказывания, связный речевой замысел.

Оно может использоваться педагогами детских дошкольных учреждений, дефектологами, логопедами детских садов компенсирующего типа, а также родителями в условиях домашнего обучения.

Наряду с основным назначением, пособие поможет развить и активизировать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление.

Мы предлагаем игры и упражнения, направленные на развитие связной речи и объединенные единой тематикой- «времена года». Работая с данным пособием, дети познакомятся с временами года, изучат месяцы, их последовательность, узнают о характерных особенностях природы каждого времени года.

Приложение № 1

Как происходит смена времён года?

Цель: развивать представления о временах года, о последовательности сезонов, активизировать словарь по данной теме, формировать навык связного высказывания, упражнять в развернутой фразовой речи.

Оборудование : «Мультикуб»

Описание игры : Педагог и подгруппа детей сидят за общим столом. Педагог демонстрирует «Мультикуб», предлагает детям рассмотреть и назвать времена года.

Педагог рассказывает.

Смена времен года на земле — это обычное явление. Мы настолько привыкли к тому, что времена года последовательно сменяют друг друга, что практически этого не замечаем. А ведь именно с наступлением каждого нового сезона изменяется весь наш образ жизни.

Время года определяет выбор одежды и занятий для отдыха. Так летом мы ездим в отпуск и собираем грибы и ягоды, осенью составляем красивые композиции из опавших листьев и даров природы, зимой строим снежные крепости и играем в хоккей на льду, весной любуемся цветением растений и деревьев и радуемся наступлению тепла.

Потом педагог проводит беседу.

«Сколько всего времен года?»

«Запомните последовательность времен года»

«Сколько месяцев в году?»

«Назовите зимние месяцы»

«Назовите весенние месяцы»

«Назовите летние месяцы»

«Назовите осенние месяцы»

«Какое время года начинает и заканчивает календарный год?»

«Какое время года наступает после весны?»

«Что наступает раньше: апрель или май?»

«Назови лишнее слово в цепочке»

Дети отвечают на вопросы педагога, исправляют, если кто-то допускает ошибку.

C:\Users\User\Desktop\Ярмарка\KdsivKiu6z4.jpg

Подбери картинки

Цель: уточнить представления о временах года, подбирать картинки по сезонам, активизировать словарь по данной теме, составлять описательный рассказ о времени года.

Оборудование : «Мультикуб», предметные картинки на «липучках».

Описание игры : Педагог предлагает ребёнку вспомнить о том, какое сейчас на улице время года и назвать его основные признаки. Потом раскладывает перед ребёнком на столе картинки на «липучках» и предлагает из них выбрать и прикрепить на «Мультикуб» те картинки, которые соответствуют данному времени года. Ребёнок составляет рассказ.

C:\Users\Татьяна\Downloads\IMG_20190225_161334.jpg

Найди ошибку

Цель: упражнять в различении времён года, подбирать картинки по сезонам, находить несоответствие, объяснять свой выбор, активизировать словарь по данной теме, формировать навык связного высказывания, упражнять в развернутой фразовой речи.

Оборудование : «Мультикуб», предметные картинки на «липучках».

Описание игры : Педагог предлагает ребёнку рассмотреть «Мультикуб» с предметными картинками по одному из сезонов и найти ошибку, объяснить свой выбор. Потом ребёнок исправляет ошибку, заменив картинку.

Кто скорее?

Цель: советшенствовать знания о временах года.

Оборудование : «Мультикуб», предметные картинки на «липучках».

Описание игры : в игре принимают участие два ребёнка. Педагог и дети сидят за столом. Педагог раскладывает на столе картинки, предлагает их рассмотреть и назвать. Потом каждый ребёнок выбирает один из сезонов и прикрепляет нужные картинки к «Мультикубу». Побеждает то, кто справится с заданием первым.

Звуки природы

Цель: улучшать концентрацию внимания, вдохновлять на творчество, стимулировать воображение и фантазию посредством слушания звуков природы. Учить определять на слух, к какому времени года относятся звуки природы.

Оборудование : «Мультикуб», предметные картинки на «липучках», музыкальный диск.

Описание игры : игра проводится со всей группой детей. Педагог и дети садятся вокруг «Мультикуба». Педагог предоставляет детям возможность прослушать звуки природы, разобраться, какому времени года может соответствовать этот звук. Рассказать об этом. Найти подходящую картинку и прикрепить её к «Мультикубу» на соответствующей стороне по сезону. Игра проводится до тех пор, пока не были прослушаны все звуки и прикреплены соответствующие картинки.

Пересказ по картинкам

Цель: обучать пересказу, умению осмысливать текст, передавать его свободно, с элементами творчества, но с сохранением основной лексики автора. Расширять и активизировать словарный запас. Формировать внутренний плана пересказа. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование : кубики с предметными картинками: Маша, дом, клумба, куры, петух, корова, котенок.

Описание игры : Педагог читает текст рассказа («Лето», «Осень», «Зима», «Весна» см. в приложении № 2), выкладывает по порядку кубики с соответствующими предметными картинками.

Поочередно показывая на каждый кубик с картинкой, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа, педагог переворачивает кубики через одну картинками вниз и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.

Примечание. При возникновении затруднений, ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восстановить содержание предложения.

После успешного пересказа можно перевернуть все кубики картинками вниз. Количество кубиков будет соответствовать количеству предложений в тексте.

Примечание. Обратите внимание — в текстах будут встречаться предложения с однородными членами. В этом случае в одном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество рядов картинок.

В текстах выделены слова, которые заменяются опорными картинками.

В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На столе в свободном порядке выставляются кубики с картинками к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить кубики в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания. После чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.

Приложение № 2

C:\Users\User\Desktop\Ярмарка\Q_4yeEdGNmI.jpg

« Мы хотим вам рассказать»

Цель: составить описательный рассказ, учить подбирать слова-признаки и слова-действия, развивать память, логическое мышление.

Оборудование : мягкий кубик-пазл «Времена года»

Описание игры : в игре принимают участие 1–6 детей. Педагог раздаёт детям пазлы от кубика, просит их рассмотреть и назвать, к какому времени года относятся эти картинки. Дети составляют описательный рассказ и собирают кубик.

Весёлые истории

Цель: Закреплять навыки правильной речи, расширять словарный запас, развивать связную речь, воображение, внимание, память.

Оборудование : кубики с изображением предметов

Описание игры :

1. Игрок бросает перед собой все 6–8 кубиков и рассказывает свою историю, переходит по очереди от одного кубика к другому.

2. Ведущий бросает 6 кубиков и озвучивает начало истории, например, «Однажды я..”., а дальше игроки по очереди продолжают его рассказ, отталкиваясь от каждого следующего кубика.

3. Ведущий бросает один кубик и начинает рассказ. Каждый следующий игрок добрасывает новый кубик и продолжает историю, отталкиваясь от выпавшей картинки.

Литература:

1. Глухов В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» — М.: АРКТИ, 2004.

2. Нищева Н. В. «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет» Методические рекомендации. ФГОС — М.: Детство — Пресс, 2015.

3. Парамонова Л. Г. «Воспитание связной речи у детей» Методическое пособие. Спб.: Детство — Пресс, 2011.

4. Сычёва Г. Е. С 95 Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 1. Методические рекомендации. — М.: Книголюб, 2003. — 8 с. (Развитие связной речи).

5. Ткаченко Т. А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4–7 лет» — М.: 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, картинка, описание игры, ребенок, кубик, педагог, Время, какое время, логическое мышление, дошкольный возраст.


Ключевые слова

дошкольная логопедия, ребенок с ОВЗ, коррекционная дошкольная педагогика, нарушения связной речи, игровое пособие, времена года

Похожие статьи

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка)

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных р...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается многими педагогами в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с различными аномалиями развития, особенно у детей с речевой патологией. Коррекц...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Развитие логического мышления у старших дошкольников средствами математических игр и упражнений

Вопрос о возможности развития логического мышления в дошкольном возрасте является одним из самых важных вопросов дошкольного образования. И если вопрос о теоретических основах этого процесса в некоторой мере затрагивался в работах как отечественных, ...

Похожие статьи

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка)

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных р...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается многими педагогами в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с различными аномалиями развития, особенно у детей с речевой патологией. Коррекц...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Развитие логического мышления у старших дошкольников средствами математических игр и упражнений

Вопрос о возможности развития логического мышления в дошкольном возрасте является одним из самых важных вопросов дошкольного образования. И если вопрос о теоретических основах этого процесса в некоторой мере затрагивался в работах как отечественных, ...

Задать вопрос