Значение звукобуквенного анализа и синтеза на занятиях по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 08.03.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Король, К. В. Значение звукобуквенного анализа и синтеза на занятиях по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи / К. В. Король. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 197-198. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79061/ (дата обращения: 21.04.2021).



В этой статье поднимается вопрос о формировании умений звукобуквенного анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по обучению грамоте. Рассматриваются последствия несформированности данных умений у первоклассников с общим недоразвитием речи. Определяются задачи, которые необходимо реализовать учителю-дефектологу на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: обучение грамоте, общее недоразвитие речи, дислексия, дисграфия, звуковой анализ и синтез.

Для успешного овладения учебным материалом школьнику необходимо владеть умениями и навыками, которые закладываются в дошкольном учреждении образования. На примере детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в с раскроем значимость занятий, на которых формируются умения звуко-буквенного анализа и синтеза.

Обучение грамоте — это определённый способ формирования навыков чтения и письма [1]. Язык, который служил средством общения, становится для ребенка объектом анализа, именно это становится отличительной задачей при обучении грамоте от других задач развития речи дошкольника. По исследованиям К. И. Чуковского, Д. Б. Эльконина и др. можно заметить, что пятый-шестой год жизни ребенка является периодом наиболее высокой языковой способности, но дошкольник с общим недоразвитием речи не подготовлен к овладению звуковым и морфологическим анализом слова, что отличает его от условно нормотипичного дошкольника. В первую очередь в процессе усвоения грамоты изучается звуко-буквенный состав слов: определение количества звуков в слове, определение места звука в слове, последовательность звуков в слове и другие упражнения по анализу и синтезу помогают сформировать у детей представления о звуковом составе слова, что приводит к закреплению правильного произношения [1].

Если рассматривать дошкольника с общим недоразвитием речи, как первоклассника в последующем, то можно заметить, что при недоведении до конца коррекционного процесса, направленного на исправление нарушение речи, обнаруживаем специфические расстройства чтения и письма. Причиной нарушения письма и чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи является неполное фонематическое восприятие, возникшее из-за несформированности навыков звукового анализа и синтеза [2] . Это означает, что значимой составляющей на коррекционных занятиях, занятиях по развитию речи и обучению грамоте является работа над фонематическим восприятием.

Занятия по обучению грамоте начинаются на четвертом году обучения, продолжается умственное развитие ребенка, формируются умения и навыки учебной деятельности. Это в последующем готовит ребенка с общим недоразвитием речи к включению в школьный процесс, потому что ведется работа над такими высшими психическими функциями, как: внимание, память, мышление. Перед учителем-дефектологом не стоит задача научить ребенка читать и писать, необходимо познакомить со звуками родного языка. Это и является современным аналитическо-синтетическим методом обучения грамоте [1] . Если ставить конкретную цель перед учителем-дефектологом, то она будет звучать так: привить интерес к родному языку, предупредить появление дислексии и дисграфии в школьном возрасте. Задачи, которые необходимо реализовать на занятиях по обучению грамоте:

– развитие фонематического слуха и восприятия;

– формирование навыков звукового анализа и синтеза;

– формирование ориентировки в языковой системе;

– уточнение и закрепление правильного произношения звуков;

– развитие мелкой моторики рук;

– формирование пространственной ориентировки [1].

На начальных этапах по обучению грамоте формируются такие умения: определение количества звуков в слове, выделение первого и последнего звуков в слове, определение последовательности звуков в слове. Без этого ребенок не сможет правильно писать. Назвав по порядку звуки, но не соединяя их, ребенок в школьном возрасте сталкивается с проблемой в овладении навыком чтения. Звуковой анализ речи лежит в основе чтения и письма. Можно сделать вывод, что необходимым навыком для обучения письму и чтению является осознание звуковой структуры слова. Если рассмотреть первоклассника с общим недоразвитием речи, то можно увидеть, что он выделяет только первый звук в слове. Это еще раз подчеркивает актуальность формирования звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи на занятиях по обучению грамоте [3].

Немаловажным является тот факт, что в первом классе по программе для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении, первой ступенью в курсе родного языка является обучение грамоте, где первым этапом является добукварный период. Именно в это время происходит усвоение звукового и слогового состава слова, значительное место отводится фонематическому восприятию и слуху.

Стоит отметить, что обучение грамоте в дошкольных учреждениях у детей с общим недоразвитием речи, является некой подготовкой к овладению такими навыками, как чтение и письмо, а также подготовкой к такому предмету, как русский язык [4]. При наблюдении старших дошкольников с общим недоразвитием речи на базе специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи было замечено, что на занятиях по обучению грамоте, девочки при неправильном варианте ответа старались исправиться и дать правильный вариант ответа. При наблюдении за мальчиками наблюдаются: отсутствие мотивации к выполнению заданий, меньший процент правильности ответа, чем у девочек, недисциплинированность на занятии, незаинтересованность. На индивидуальных коррекционных занятиях мы сталкиваемся с другой ситуацией: у мальчиков появляется заинтересованность к исправлению своего нарушения, активное участие на занятии, повышается процент правильности ответа, девочки же не меняют свою позицию на индивидуальных занятиях. Это можно пояснить тем, что мальчики не осознают потребность в занятиях по обучению грамоте, считая, что это не поможет скорректировать их нарушение, в отличии от индивидуальных коррекционных занятий, этим можно объяснить их недисциплинированность на занятиях по обучению грамоте, отсутствие мотивации.

Литература:

  1. Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие / М-во образования Респ. Беларусь, Акад. последиплом. образования; сост. е. В. Пашкевич. — Минск: АПО, 2014. — 58 с.
  2. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.)
  3. Козырева, О. А. Обучение грамоте: подгот. группа дошк. спец. (коррекц.) образоват. учреждений: пособие для логопеда / О. А. Козырева, Н. Б. Дубешко. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 48 с.: ил. — (Библиотека логопеда).
  4. Сб. программ для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения. Русский язык. Беларуская мова. Математика. Человек и мир. 1–5 классы. — Минск: НИО, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, обучение, грамота, занятие, ребенок, звуковой анализ, родной язык, слово, звуко-буквенный анализ, фонематическое восприятие.


Ключевые слова

общее недоразвитие речи, дислексия, обучение грамоте, дисграфия, звуковой анализ и синтез
Задать вопрос