Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 13.01.2021

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Касаткина, И. О. Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи / И. О. Касаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 370-371. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77602/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье рассматривается проблема развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определяется важность и значимость этой проблемы для развития детей: их когнитивных функций, познавательной деятельности и, самое важное, для дальнейшего обучения письму. Автор предлагает ряд методов и приёмов логопедической работы для преодоления фонематических расстройств у этой категории детей.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, фонематические процессы, познавательная деятельность, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления.

Известно, что на формирование познавательной деятельности ребёнка и уровень его общего развития оказывают влияние имеющиеся речевые нарушения. В период дошкольного развития происходит общее формирование ребёнка, наряду с этим, важнейшей предпосылкой развития речевой деятельности становится достаточная сформированность когнитивных функций и познавательной деятельности [4, с. 684].

Становление психического развития ребёнка зависит прежде всего от развития его речи. Поэтому перед дошкольным образованием стоит основная задача — развитие речи детей, главным компонентом которого является состояние фонематических процессов. Развитие речи включает в себя умение четко и правильно произносить звуки и дифференцировать их в речи, владеть развитой артикуляционной моторикой, грамматически правильно структурировать предложение [4, с.684].

Современная статистика указывает на тенденцию роста количества детей дошкольного возраста с фонематическими расстройствами речи. Отсюда, как следствие, возникают трудности в коммуникации, неадаптивное поведение, искажение в личностном развитии ребенка. Возникает необходимость поиска эффективных методов и приёмов коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями фонематических процессов.

Недостаточная сформированность фонематических процессов отмечается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и в дальнейшем может привести к трудностям усвоения ребёнком учебной программы. От того, насколько своевременно будет сформирована правильная речь у дошкольника с ОНР, может зависеть его дальнейшее познавательное развитие и вербальная коммуникация [4, с. 684].

Фонематические процессы включают в себя: фонематическое восприятие, анализ, синтез и фонематические представления. Следует подчеркнуть, что фонематические процессы играют немаловажную роль в становлении речевой системы в целом, поскольку умение дифференцировать каждый звук в слове, знание звукового состава слова, навык звуко-буквенного состава слова является важнейшей предпосылкой для обучения письму [1, с.30].

На сегодняшний день существует целый ряд логопедических методов и технологий в коррекционной работе, которые направлены на развитие фонематических процессов.

Например, работа по развитию фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений и дифференциации направлена на развитие речевого слуха, фонематического восприятия, дифференциацию смешиваемых звуков, формирование звукового анализа и синтеза. Методика развития речевого слуха заключается в обучении различению неречевых звуков и их направления: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки металлофона, игрушечного рояля или гармошки и т. п. [2, с.330].

Методика развития фонематического восприятия обусловлена выполнением упражнений по дифференциации на слух: существительных, в названии которых один звук отличен (мишка — миска; почка — бочка и т. д.); существительных, в названии которых несколько звуков отличаются, похожих по звуко-слоговой структуре (ослик — козлик); глаголов, сходных по звучанию (купает — покупает) [2, с.330].

Методика усвоения дифференциации фонем характеризуется работой над каждым из смешиваемых звуков по уточнению его произносительного и слухового образа. Вначале дети сравнивают положения органов артикуляции, затем звук с неречевыми звуками, повторяют слоги со смешиваемыми звуками (са — са-ша-са), заменяют слова со смешиваемыми звуками в предложении и слова в тексте [3].

Для развития фонематического анализа и синтеза следует применять такие упражнения, как: придумывание слова с тремя-четырьмя-пяти звуками, подбор картинки, в названии которой 4-5 звуков, раскладывание картинок в два ряда с учётом количества звуков в слове и т. д. [3]. Первоначально в работе по развитию фонематического анализа делается акцент на проговаривание, при этом не следует продолжительно использовать этот приём работы. Главная цель логопедической работы состоит в формировании действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

При работе над формированием слогового анализа с опорой на вспомогательные средства рекомендуется, например, отхлопывать слово по слогам и посчитать их количество. При развитии слогового анализа в речевом аспекте обращается внимание на формирование умения отмечать гласные звуки в слове, усвоение основного правила деления слова на слоги [1, с.30].

При закреплении навыков слогового анализа и синтеза можно применять следующие примерные задания: повторение слова по слогам, подсчёт количества слогов; определение пропущенного слога в слове с опорой на картинку; составление слова из слогов, представленных хаотично (ка, миш; ка, ба, со); выделение из предложения слов, которые состоят из определённого количества слогов и т. д. [3].

Таким образом, существует масса методов и технологий коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР, направленных на развитие фонематических процессов, которые включают специальные упражнения и игровые задания. Эффективность их применения очевидна, поскольку они дают положительный результат в развитии полноценной звуковой стороны речи у дошкольников с ОНР.

Литература:

  1. Горчакова А. М. Формирование фонематических процессов / А. М. Горчакова // Логопедия.-2003.-№ 1–2.-С.28–30.
  2. Журова Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-С.312–330.
  3. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и словами. М, 199.
  4. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.
  5. Сергеева О. А., Шульга А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 682–684. — URL https://moluch.ru/archive/86/16396/ (дата обращения: 09.01.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): звук, фонематическое восприятие, фонематический анализ, общее недоразвитие речи, познавательная деятельность, процесс, развитие, слово, слоговой анализ, коррекционно-логопедическая работа.


Задать вопрос