Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой хозяйственный комплекс, включающий множество отраслей и экономических форм деятельности. Перестройка коммунальной отрасли будет способствовать совершенствованию механизмов, обеспечивающих трансформационные процессы, а также повлияет на решение проблем в отдельных секторах жилищно-коммунального хозяйства. В данной статье были исследованы такие положения как цели и задачи сертификации услуг ЖКХ, рассматривались причины некачественной организации отрасли: недостаточно эффективное и качественное управление жилыми домами, непрозрачное ведение работы органов, непроведение регистрации многоэтажных домов на должном уровне, недоступность ремонта вследствие невыстроенного механизма накопления средств, а также преимущества сертификации качества услуг.
Ключевые слова: сертификация услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, улучшение показателей, сфера жизнеобеспечения, повышения качества управляемости, нормативно-правовая база.
Housing and communal services is a diverse economic complex, which includes many industries and economic forms of activity. The restructuring of the past installation of the communal sector contributes to the improvement of mechanisms that provide transformation processes, and also affects the solution of problems in individual sectors of the housing and communal services. This article explored such provisions as the goals and objectives of certification of housing and communal services, considered the reasons for the poor organization of the sphere — the inferiority of effective and high-quality management of residential buildings, non-transparent conduct of the work of the authorities, failure to register multi-storey buildings at the proper level, inaccessibility of repairs due to an unstructured mechanism savings for these funds. And also the benefits of service quality certification.
Keywords: certification of services, housing and communal services, improvement of indicators, the sphere of life support, improving the quality of controllability, regulatory framework.
Услуги, предоставляемые ЖКХ, являются основной организующей частью устройства жизнеобеспечения жителей и ориентируются на наибольшее повышение удовлетворения населения, охрану их прав, предоставление гарантий безопасности. Поскольку система ЖКХ касается каждого человека, проблема изменений в этой сфере имеет огромную общественную значимость.
Сертификация услуг ЖКХ — процесс, целью которого является подтверждение безопасности, экологических и технических требований с помощью сложной оценки системы управления качеством [1]. В процессе сертификации услуг жилищно-коммунального хозяйства производится проверка соотношения данных сертифицируемого предмета с условиями всемирных стандартов, стандартов компаний, стандартов структуры, требованиям документации посредством использования различных способов и средств проверок, которые предоставляют возможность проведения идентификации обследуемого объекта, соответствие показателей качества объекта правовой документации. Во время сертификации также проверяются параметры предоставляемых услуг, условия обслуживания клиентов, присутствие требующихся материальных, технических и трудовых резервов [2].
Сертификация в жилищно-коммунальной сфере преследует цели:
— улучшение инновационных показателей сферы жизнеобеспечения;
— создание системы для повышения качества управляемости жилищно-коммунальным комплексом;
— улучшение производительности и качества обеспечения жилищно-коммунальных услуг на конкурентном рынке [3];
— принятие участия для создания общего механизма повышения квалификации и переподготовки работников для производств жилищно-коммунального комплекса;
— предоставление распространенной единой нормативно-правовой базы;
— управление работой головных и базовых лабораторий по аналитическому контролю коммунальными водами;
— оформление учета в системе сертификации различного оборудования, машин и других аппаратов, которые подвергаются потреблению вследствие предоставления услуг компаниями жилищно-коммунального комплекса жителям и другим лицам [4];
— использование списка всевозможных видов имущества предприятий, работающих в сфере жилищно-коммунальных услуг.
Во время достижения главных целей сертификации производится решение таких задач, как:
1. Гарантия для исполнительной власти:
— создание перечня предприятий, использующих сертификат соответствия и служащих в сфере жилищно-коммунальных услуг;
— улучшается система переподготовки и повышения квалификации работников;
— формируется общая государственная и местная нормативно-правовая база [5];
— реализуется система замены должностей работников, система по повышению карьеры;
— создаются параметры подготовки тендерного отбора организаций, оказывающие влияние на качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
— возникают новые требования по соблюдению равновесия выгоды власти, организации, жителей [6];
— совершенствуются взаимосвязи управляющих организаций и увеличивается налогооблагаемая база;
— улучшается контроль за сферой ЖКУ;
2. Гарантия для предприятий жилищно-коммунального комплекса:
— улучшение репутации и рейтинга в конкурентной среде;
— грамотное разрешение задач, требующих модернизации основных ресурсов, для постепенного улучшения качества предоставляемых услуг;
— ответственность за проведение технологического аудита;
— помощь предприятию со стороны органа сертификации, управления, населения в разрешении некоторых проблемных положений;
— возможность иметь доступ к нормативно-правовой, а также методической документации;
— справедливость оценивания знаний сотрудников, соответствие квалификационным требованиям и доступ к нормативно-правовой базе;
— возможность зачисления организаций ЖКХ в перечень предприятий, владеющих сертификатом соответствия [7].
3. Гарантии для населения:
— услуги высокого качества и соответствие требованиям безопасности;
— проверка санитарно-технических, экологических и других параметров состояния жилых и нежилых отделений;
— понижение стоимости тарифов на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
— улучшение грамотности кадров и администрации организации жилищно-коммунального хозяйства;
— возможность выбирать предприятия по обеспечению качественного жилищного и коммунального сервиса;
— защита от некачественно предоставленных услуг;
— осведомленность, доступ к нормативно-правовой базе;
— получение квалифицированных консультаций по появляющимся вопросам и положениям;
— доступность к независимым экспертизам.
Вследствие равнодушного управления или его отсутствия со стороны государства рынком ЖКХ, различные некомпетентные компании, которые не обладают ни капиталом, ни опытом в этой отрасли, начали вмешиваться в управление этой сферой, результатом чего стала проблема низкого уровня предоставляемых услуг. За этим следует необходимость в оценке качества услуг, предоставляемых жилищно-коммунальными хозяйствами. Проблемы жилищно-коммунальной сферы в Казахстане заключаются в неполноценности эффективного и качественного управления жилыми домами, непрозрачном ведении работы органами, непроведение регистрации многоэтажных домов на должном уровне, недоступность ремонта, вследствие невыстроенного механизма накопления средств.
На данный момент страдают также системы водоснабжения и отопления из-за отсутствия прозрачности в работе коммунальных организаций. Также требуется обеспечить правильное управление по расходу средств владельцев жилья и потрудиться над выстроением качественной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством.
По мнению управляющего «КазЦентр ЖКХ» для того, чтобы продвинуться в сфере ЖКХ и найти ответы на актуальные проблемы, требуется внедрение инструментов цифрой технологии.
Рис. 1. Статистические данные по инвестициям на развитие ЖКХ в Казахстане
В результате исследования можно сделать вывод, что для достижения целей по сертификации качества услуг жилищно-коммунального хозяйства лицо или предприятие, предоставляющее услуги должны контролировать технические, административные, экономические факторы, которые влияют на качество ЖКУ. А также исполнительное предприятие должно поддерживать состояние качества на хорошем уровне, чтобы не терять репутацию перед потребителем [8].
Для администрации регионального или государственного управления сертификация качества услуг ЖКХ тоже имеет свои положительные стороны. Сертификация может реально улучшить контроль разных форм услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Поскольку при получении правительственного заказа организации жилищно-коммунального объекта, имеющие сертификат соответствия услуг, будут иметь больше шансов. Возникнет возможность иметь достоверную информацию о санитарно-техническом положении жилых объектов, подобрать предприятие, гарантирующее высокий уровень услуг и оградиться от некачественной предпринимательской деятельности. Как доказывает всемирный опыт, развитая система сертификации услуг ЖКХ создает благоприятные обстоятельства в отрасли, улучшает конкурентоспособность организаций, влияет на притяжение инвестиций в данную сферу.
Литература:
- Алиев Д. А. Проблемы функционирования предприятий сферы ЖКХ в период реформы // Бизнес в законе. 2012. № 6. С. 102–104.
- Башмаков И. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги // Вопросы экономики. — 2007. — N 4. -
- Бессонова О. Мониторинг жилищной реформы: от приватизации к новой модели управления / О.Бессонова, С.Кирдина // ЭКО. — 2006. — N 9. — С.120–127.
- Боголюбов В. С. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере: пособие / В. С. Боголюбов, Н. В. Васильева. — СПб., 2005. — 127с.
- Борейко А. Коммунальная страна // Эксперт. — 2006. — N 31. — С.94–96.
- Бузырев В. В. Экономика жилищной сферы: учеб. пособие для вузов по экон. спец. — М.: Мнфра-М, 2004. — 255с.
- Галяутдинов А. Р. Метаморфозы реформы ЖКХ / А. Р. Галяутдинов, Р. М. Муллаянов // Социол. исслед. — 2007. — N 11. — С.50–54.
- Герасимова Е. Кто заменит ЖЭК? // Спрос. — 2008. — N 2. — С.44–45.