В статье рассматривается необходимость определения нормы общей площади жилого помещения в Жилищном Кодексе РФ, поскольку это позволит защитить права выселяемых граждан при предоставлении им нового жилья по договорам социального найма. Автор предлагает внести изменения в законодательство в данной сфере.
Ключевые слова: норма общей площади жилого помещения .
Конституция Российской Федерации в статье 40 закрепляет право каждого на жилище [1]. В настоящее время результативность социальной политики государства в сфере поддержания достойного уровня жизни граждан, в первую очередь в аспекте их проживания, определяет реализацию этого конституционного права.
Исходя из этого, важное значение имеют проблемы, возникающие при выселении граждан из жилых помещений, способы и темпы решения которых являются одним из показателей действительной социальной направленности государства.
На практике существует целый ряд вопросов, связанных с требованиями, которым должны отвечать жилые помещения, предоставляемые выселяемым гражданам по договорам социального найма.
Так, в ЖК РФ [2] не определена норма общей площади жилого помещения на одного и нескольких людей.
В части 2 статьи 50 ЖК РФ закреплено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. На практике, органы МСУ по данному вопросу руководствуются нормативными положениями законов субъектов РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 21 Закона Ивановской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» [3] норма предоставления площади жилого помещения устанавливается не менее 14 кв. м. общей площади жилья на человека: 18 кв. м. общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек; 42 кв. м. на семью из двух человек; 33 квадратных метров на одиноко проживающего человека. В Пермском крае размер идентичен [4]. В Костромской области норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет: для семьи из трех и более человек — не менее 18 кв. м. общей площади на каждого; не менее 36 кв. м. на семью из двух человек, состоящих в зарегистрированном браке; семье из двух человек, которые связаны родственными отношениями — не менее 44 кв. м. общей площади и не менее 30 кв. м. общей площади для одиноко проживающих граждан [5].
Указанная в части 1 статьи 7 федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма либо в собственность для сотрудника МВД аналогична указанной в вышеупомянутых законах Ивановской области и Пермском крае [6].
В Хабаровском и Приморском краях норма предоставления немного выше [6. с. 112].
По нашему мнению, на федеральном уровне необходимо установить единые для всех субъектов нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Мы предлагаем перенести нормативные положения из вышеупомянутого закона Ивановской области в часть 2 статьи 50 ЖК РФ и сформулировать ее следующим образом:
Гражданам предоставляются жилые помещения площадью не менее: 33 кв. м. общей площади жилого помещения — на одного человека; 42 кв. м. общей площади жилого помещения — на семью из двух человек; 18 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи — на семью из трех и более.
Допускается отклонение размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, от нормы предоставления в сторону уменьшения, но не менее учетной нормы, устанавливаемой органом местного самоуправления, на основании письменного заявления (согласия) граждан.
Учетная норма будет по-прежнему определяться органами местного самоуправления. Указанные изменения позволят в полной мере реализовать право каждого на жилище, гарантированное международными актами и Конституцией РФ. Жилищные условия граждан РФ значительно улучшатся. Также будет соблюден принцип равенства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 01.07.2020) // Российская газета. — 2020. — 04 июля. — № 144.
- О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области: Закон Ивановской области от 17.06.2006 № 50-ОЗ (с изм. от 30.06.2020) // Собрание законодательства Ивановской области. — 2020. — 10 июля. — № 40 (609).
- О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма: Закон Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК (с изм. от 14.12.2012) // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2012. —28 декабря. — № 51.
- О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма: Закон Костромской области от 25.11.2006 № 98–4-ЗКО (ред. от 17.09.2019) // Вестник Костромской областной Думы. —2019. — 1 ноября. — № 37 (432).
- О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Российская газета. — 2020. — 2 авг. — № 187.
- Цомартова Ф. В. Выселение граждан из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма: дис. … канд. юрид. наук. — Москва. —2015. — 208 с.