Автор статьи анализирует сущность и особенности права на жилище в Российской Федерации. Рассматривает жилищную политику в Российской Федерации и наиболее существенные изменения, внесенные в Жилищный Кодекс РФ. Характеризует проблемы обеспечения прав граждан на жилище и предлагает совершенствование правового регулирования жилищной сфере, как способ решения выявленных проблем.
Ключевые слова: жилищная политика, право на жилище, обеспечение жилищных прав, Жилищный Кодекс РФ.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, можно выделить следующие юридические возможности осуществления права на жилище граждан:
1) стабильное использование занимаемых жилых помещений по основаниям, предусмотренным законом; участие граждан в коммунально-жилищных кооперативах; развитие ИЖС;
2) улучшение жилищных условий, в том числе, смена и получение другого жилого помещения;
3) передача жилого помещения другим гражданам (аренда, коммерческий наем);
4) обеспечение санитарно-технических условий проживания [1].
В настоящее время наблюдается тенденция сокращения государственного и муниципального жилищного фонда. Отсутствие финансовых средств, выделяемых на содержание и ремонт жилого фонда, привело к непригодности многих жилых помещений для дальнейшего проживания граждан в них из-за аварий, ветхости, невозможности восстановления до уровня, отвечающего техническим и санитарным нормам.
В сложившейся ситуации государство не имеет возможности обеспечить полностью всех нуждающихся в жилье, а особенно тех, кого государство обязано обеспечить по закону — военные, дети-сироты, участники ВОВ и т. д. Для осуществления данных полномочий разрабатываются специальные программы, которые способствуют обеспечению жильем нуждающихся граждан, но за счет собственных средств.
Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года. Предусмотренные в нем нормы, значительно изменили содержание жилищных правоотношений.
Однако, существуют большие проблемы в обеспечении жильем определенных категорий граждан, которые в этом нуждаются и которым жилье положено на государственной основе. Например, дети-сироты вынуждены в судебном порядке добиваться собственного права на закрепленное жилье. Также данная категория граждан могут стоять долгое время в очереди, в то время как по закону государство должно предоставить им внеочередное жилье.
Еще одной острой проблемой является осуществление жилищных прав граждан, проживающих в аварийных и ветхих домах.
Ликвидация аварийного жилищного фонда является актуальным вопросом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [4]. Однако беспрепятственному осуществлению прав указанной категории лиц мешает неравенство при обеспечении жилыми помещениями. Для получения жилого помещения необходимо участвовать в какой-либо государственной программе и длительное время стоять в очереди, на что времени у граждан нет, так как чаще всего в таких жилых помещениях не комфортные условия и нарушающие санитарно-гигиенические нормы.
Препятствием на пути осуществления жилищных прав граждан также является несовершенство норм права. Так, статья 89 ЖК РФ [2] предусматривает обязанность органов местного самоуправления предоставить жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Трудности заключаются в том, что большое количество граждан проживают в комнатах коммунальных квартир, размер которых зачастую не превышает 12 кв.м, поэтому предоставление равнозначного жилого помещения затруднительно в связи с тем, что современном жилищном фонде отсутствуют квартиры такой площади. В связи с этим считаем необходимым внести изменения в статью 89 ЖК РФ, закрепив размер предоставляемых жилых помещений в связи с выселением по основаниям статей 86–88 ЖК РФ [2] общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Недобросовестное исполнение обязанностей должностными лицами, также создает препятствия при осуществлении прав граждан. Например, для признания жилого помещения ветхим и непригодным для проживания, создается специальная комиссия. Комиссия является специальным государственным органом, которая проводит проверку состояния жилого фонда. Однако, при проверки происходит визуальный осмотр конструкций строения, фактически же квартиры и все помещения жилища не осматривает.
Для осуществления гражданских прав наиболее желательны активные юридические действия уполномоченного лица. К таким действиям относится подача лицом заявления о признании дома аварийным или подлежащим сносу. Однако беспрепятственному осуществлению прав граждан в этой ситуации препятствует пункт 45 Постановления, который налагает на собственника обязанность представить заключение специализированной комиссии, проводящей обследование дома. Низкий уровень материального состояния граждан, проживающих в таких домах, а также отсутствие согласованного решения приводит к невозможности получения жилого помещения и, соответственно, отодвигает возможности граждан использовать свое конституционное право на жилье.
Подводя итоги, необходимо отметить, что серьезной проблемой современности является правовое регулирование, охрана и защита жилищных прав собственников жилых помещений и членов их семей. При реализации жилищных прав в многоквартирных домах возникают многочисленные проблемы. Для решения жилищных проблем россиян необходимо устранить существующие недостатки в законодательных актах с учетом сложившейся практики.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/
- Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 23.04.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69936/
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129335/