В статье автор анализирует основные этапы развития законодательства о контрактной системе в области государственного оборонного заказа в период с 1917 г. до конца XX века, отмечает основные нормативно-правовые акты и раскрывает их особенности.
Ключевые слова: законодательство о контрактной системе, государственный оборонный заказ, торги, участие в закупках.
Начало развития государственного оборонного заказа как части государственных закупок в советский период принято отсчитывать с революционный событий в 1917 году, когда сформировавшееся, поступательное развитие сферы государственных закупок было приостановлено новым политическим веянием большевиков, которые в корне изменили как политическую, так и общественную жизнь страны, сменили вектор развития экономики, а также ввели курс на национализацию всех производственных предприятий.
В начальный период прихода советской власти были принято два основополагающих акта, которые определяли публичность в проведении закупок, ответственность исполнителя и устанавливали так называемый предварительный залог (предшественник обеспечения) для исполнителя.
Декрет СНК РСФСР от 30 сентября 1921 г. «О государственных подрядах и поставках (Положение)» (далее — Декрет от 30.09.1921 г.).
Декрет от 30.09.1921 г. утверждал обязательность определения исполнителей по государственному контракту путем проведения торгов в публичной форме. Более того, информация о торгах должна была быть обнародована. Декретом от 30.09.1921 г. была установлена ответственность исполнителя перед государственным заказчиком (неустойка), урегулирован вопрос взаимодействия между сторонами государственного контракта, предусматривалось вознаграждения, как в денежной форме, так и в натуре.
Декретом от 30.09.1921 г. также было установлено, что недобросовестный исполнитель по государственному контракту несет уголовную ответственность, причем она не ставится в зависимость от имущественной. В указанном акте советской власти также был предусмотрено так называемый предварительный залог, как форма обеспечения исполнения контракта исполнителем, его размер составлял 10 % от цены контракта.
Декрет ЦИК СССР, СНК СССР от 27 июля 1923 г. устанавливал возможность освобождения от предварительного залога для определенных категорий исполнителей смешанных акционерных обществ, кооперативов, как областных, так и всероссийский, и пр. Также указанным актом были предусмотрены случаи, когда можно было заключать контракт без проведения закупочных процедур, например в случае стихийных бедствий, выполнения работ между государственными органами.
Также одним из основных законодательных актов, регулирующих закупочную деятельность в период прихода к власти большевиков, принято считать Положение о государственных подрядах и поставках, которое было утверждено 11 мая 1927 г. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР (далее Положение от 11.05.1927 г.). Указанное Положение от 11.05.1927 г. расширило перечень случаев, когда положения законодательства о закупках не распространяли свое действие, а именно: договора с небольшой стоимостью (до 5 000 руб.), при этом срок поставки должен был быть не более 2-х недель с момента заключения договора.
Также Положение закрепляло обязательные правила по выработке необходимых технических регламентов по договору, указывало на важность в разработке предварительного договора, закрепляло обязательное содержание объявления о торгах, а также место его опубликования.
Еще в начале ХХ века проведение закупочных процедур (торгов) включало в себя несколько этапов. Первый этап заключался в том, что участники представляли свои предложения о цене, это могли быть, как закрытые конверты, так и заявления в открытой форме. Второй этап включал в себя некий состязательный момент, включающий в себя устные дебаты. Иногда так называемые устные дебаты приводили к тому, что могли быть пересмотрены условия договора. Победитель определялся по простой системе: тот, кто предложил наиболее выгодные условия, тот и побеждал. Одним из наиболее интересных моментов, в проведении закупок были так называемые льготы равенства условий, при которых, предпочтение всегда отдавалось государственным учреждениям, обществам, в которых участником было государство.
Анализируя вышеуказанного нормативно-правое регулирования в период прихода к власти большевиков, необходимо учитывать, что в начале ХХ века была общая концепция проведения закупок, как для нужд обороны государства, так и для удовлетворения иных нужд страны.
В свою очередь, необходимо отметить, что такое динамичное развитие нормативной базы в области закупок в период новой экономической политики, было прекращено с началом введения административно-плановой системы, которая, безусловно, затронула и область осуществления закупок. Только в конце 80-х годов ХХ века законодательство о закупках начнет снова развиваться в том динамичном ключе, который был заложен с приходом большевиков к власти.
В связи с утверждением новой концепции развития политической жизни страны в июле 1988 года было принято решение об утверждении Постановления Совета министров СССР ««О порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы». Данный правовой акт наиболее полно и всеобъемлюще закрепил принципы формирования государственных заказов, а также установил значимость и приоритетность конкурсного направления в проведении закупочных процедур, как для государственных нужд, в том числе по обеспечению обороны и безопасности, так и для нужд потребителей.
Принято считать, что первым правовым актом, который заложил основу для развития государственных закупок в современной России, в том числе для нужд обороны страны, был Закон Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 2859-I «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», который был общим актом, который отмечал значимость и необходимость проведения государственных закупок именно с применением конкурсных основ.
Именно в 1995 году был принят основополагающий правовой акт, который регулировал проведение закупок для нужд безопасности и обороны страны — Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Данный нормативно-правовой акт уже закрепил тот основной набор понятий, который упоминается в контексте государственного оборонного заказа, а именно: государственный заказчик, головной исполнитель, исполнитель, также установил основные функции заказчика и требования к исполнителю, указывал на необходимость согласования цены по контракту, выполняемому в целях государственного оборонного заказа, причем цена должна была быть, безусловно, обоснованной.
Необходимо принять во внимание, что вышеуказанный нормативно-правовой акт просуществовал около 12 лет, что говорит о его универсальности по сравнению правовыми актами, которые регулировали осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд.
Литература:
- Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 223-ФЗ «О государственном оборонном заказе»//СЗ РФ.1996. № 1.
- Декрет СНК РСФСР от 30 сентября 1921 г. «О государственных подрядах и поставках (Положение)»// Известия ВЦИК 1921 № 230.
- Декрет ЦИК СССР, СНК СССР от 27 июля 1923 г. «Положение о государственных подрядах и поставках»// Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1923. № 171.
- Положение о государственных подрядах и поставках (утв. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 11 мая 1927 г.)// СЗ СССР. 1928. № 28. Ст. 291.
- Постановление Совета министров СССР от 25 июля 1988 г. № 889 «О порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы».// СП СССР. 1988. № 26. Ст. 71.