К вопросу конституционных изменений в сфере местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 20.02.2021

Статья просмотрена: 572 раза

Библиографическое описание:

Гореликова, Х. А. К вопросу конституционных изменений в сфере местного самоуправления / Х. А. Гореликова, Н. В. Павлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78734/ (дата обращения: 18.07.2024).



Конституционная реформа, проводимая в Российской Федерации в 2020 г., содержит в себе много вопросов, которые стали предметом изучения и анализа. В центре изучение находятся вопросы, связанные с изменениями, коснувшимися публичной власти, ее различных характеристик, в том числе и территориальных. При этом вопросы федерализма и местного самоуправления не стали широким предметом исследования, они мало освещались в рамках кампании об информировании населения о проводимой реформе. Вопросы возникали и относительно включения в главу Конституции, посвященной федеративному устройству, положений об идеологических установках, например, о культурных ценностях, о культурной идентичности народов, а также положения о гарантиях социальных и трудовых прав. Возникают вопросы, какое значение имеют данные положения относительно федеративного устройства.

Ключевые слова: местное самоуправление, Конституция, поправки, полномочия, органы государственной власти.

Ряд экспертов, изучавшие еще не вступившие в законную силу положения о поправках в Конституции, отмечали, что определить место данных изменений, посвященных сохранению идентичности, сложно. Такая идентичности рассматривается как новый элемент конституционно-правового статуса РФ, а также как новая задача деятельности государственных органов. Данные задачи сформулированы весьма обобщенно, поэтому не ясно, как они разграничиваются между Российской Федерацией и ее субъектами.

Следует ли данные положения оценивать как новый элемент конституционно-правового статуса Российской Федерации? А также кому именно они адресованы. Речь прежде всего идет об историко-культурном фоне, который в прежней редакции Конституции нашел свое отражение в преамбуле. Повторное их включение в положения Конституции вызывает вопросы. Кроме того, сложно понять логику законодателя о включении данных положений в главу о федеративном устройстве. По всей видимости, речь идет об идеологическом уклоне принятых поправок, что позволяет придать масштабность проводимым изменениям.

Вопросы изменений, связанные с федеративным устройством и местным самоуправлением в зависимости от юридического содержания и назначения следует разделить на редакционные изменения, которые следуют из текста Конституции, не затрагивающие ее действующих положений. Помимо этого, следует выделить условные изменения, связанные с поправками, которые носят идеологический характер и не имеют прямого отношения к институтам федеративного устройства и местного самоуправления.

Их характер скорее декларативный, хотя они имеют потенциал для трансформации в конкретные задачи государства, связанные с установлением запретов и ограничением прав. И наконец, конституционно-правовые новеллы, которые вносят коррективы в российскую модель федеративного устройства и местного самоуправления, а также изменения, которые имеют отсылки к другим законам.

Такие изменения обусловлены своеобразной интерпретацией федеративных отношений и организации местного самоуправления. Такая интерпретация вызывает много вопросов относительно своего конституционного характера, поэтому они являются предметом дискуссий и даже критики со стороны исследователей. Многие, в частности, отмечают, что внесение подобных положений в Конституцию РФ является причиной противоречий в самой Конституции, а также причиной внутренней несогласованности положений Конституции.

При рассмотрении изменений, в первую очередь, следует обратить внимание на понятия «организация публичной власти» и «единая система публичной власти». Положения Конституции не позволяют ответить на вопрос о том, как соотносятся понятия «публичная власть» и «государственная власть». Пояснительная записка к законопроекту предусматривает только, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в систему публичной власти и взаимодействуют между собой при осуществлении полномочий, имеющих государственное значение.

Конституционный Суд РФ понятие «публичная власть» уже давно ввел в оборот именно для установления взаимосвязи между государственной властью и местным самоуправлением. Конституционный Суд также отмечал, что при организации публичной власти на местах необходимо, чтобы такая организация соответствовала положениям Конституции РФ, была основана на принципах демократии и децентрализации власти, вне зависимости от того, относится ли субъект власти к органам государственной власти или к органам местного самоуправления. Соответственно, Конституционный Суд указывал на взаимосвязь между государственной властью и местным самоуправлением, подчеркивая их разделение.

Однако закон о поправках делает акцент на единстве публичной власти, не указывая на аспекты такого единства. Закон о поправках предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти. Несмотря на то, что законодатель прямо не указывает на единство систем органов публичной власти, вероятность такого толкования сохраняется, соответственно, есть вероятность вмешательства в организационную самостоятельность субъектов со стороны федеральных органов в деятельность органов местного самоуправления. В данном ключе вопросы возникают и относительно поправки, согласно которой органы государственной власти получают возможность принимать участие в формировании органов местного самоуправления.

Относительно единства органов государственной власти и органов местного самоуправления следует отметить, что Конституция предусматривает принципы федеративного устройства, а также единства системы государственной власти, которое до сих пор понималось как построение системы органов власти государственной власти и органов местного самоуправления на основе одних и тех же принципов. Единство, прежде всего понимается в функциональном ключе, а в организационном смысле любая система органов федеративных и органов субъектов является самостоятельной и устанавливается публично-правовыми образованиями.

Таким образом, принцип единства систему органов государственной власти и субъектов РФ распространяется только на органы исполнительной власти, которые осуществляют полномочия Российской Федерации по предметам исключительного и совместного ведения. Соответственно условием включения исполнительных органов субъектов в единую систему связано с исполнением государственных полномочий.

Поправки к Конституции РФ не предусматривают вхождение органов государственной власти субъектов в единую систему публичной власти для исполнения федеральных полномочий. Законодатель может интерпретировать данное положение основание для расширения федерального участия в формировании органов государственной власти субъектов, а также как участие органов государственной власти в назначении должностных лиц субъекта и в освобождении их от должности. До внесения поправок в Конституции спорными казались положения о полномочиях Президента РФ о назначении на должность и освобождении от полномочий глав органов местного самоуправления.

После внесения поправок в Конституцию РФ вопросы возникли и относительно полномочий Президента РФ и Государственного Совета, связанные с обеспечением согласованного функционирования всех органов, которые входят в единую систему публичной власти. Кроме того, такое положение может быть воспринято как основание для вмешательства в организацию и осуществление государственной власти в субъектах РФ и на уровне местного самоуправления.

В Российской Федерации горизонтальное разделение властей не предусматривает вертикальное разграничение полномочий, между Федерацией и субъектами полномочия разграничиваются по предметному признаку, исходя из предметов ведения, которые связаны с определенными сферами жизни деятельности. При определении компетенции субъектов РФ используется остаточный принцип, который предусматривает, что к компетенции субъектов РФ относится сферы жизнедеятельности, которые не вошли в предмет ведения Федерации.

Положения Конституции, предусматривающие разделение предметов ведения между Федерацией и субъектами, не подверглись серьезной корректировке — к совместному ведению по-прежнему относятся принципы установления системы органов местного самоуправления. Подход законодателя к определению структуры органов местного самоуправления изменился в виду действующего федерального законодательства о местном самоуправлении и также под воздействием толкования Конституционного Суда РФ. Прежняя редакция ст. 132 Конституции РФ предусматривала полномочия по решению вопросов местного значения. После внесения поправок была добавлена формулировка «иные полномочия», которые связаны с единой системой публичной власти, например, с обеспечением доступа к медицинской помощи.

Из положений Конституции не следует ответа на вопрос о природе таких полномочий. Больше всего они связаны с полномочиями по осуществлению общегосударственных задач, которые были предусмотрены федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления». Указанная группа полномочий не относится к вопросам местного значения, а также к полномочиям, которые могут быть переданы для исполнения государственных функций. Федеральный закон № 131 предусматривает, что органы местного самоуправления могут сами решать вопрос о принятии на себя факультативных и дополнительных функций, если они имеют такие возможности и бюджетные средства.

Однако после внесения поправок в Конституцию, такая возможность у органов местного самоуправления теперь отсутствует. Данные полномочия из факультативных могут превратиться к обязательным, при чем, положения Конституции не предусматривают для них обязательного государственного финансирования.

Таким образом, оценки экспертов, связанные с изменениями Конституции содержат в себе различные категоричные суждения. Изначально Конституция характеризовалась как либерально-демократическая, которая должна была полностью отказаться от советского прошлого. Нынешние оценки экспертов указывают на отказ законодателя от традиционных либеральных и демократических ценностей. Однако говорить о кардинальных изменениях Конституции не следует, поскольку основы конституционного строя и положения о правах человека не меняются и по-прежнему составляют ядро Конституции. Однако принятие новелл создает ситуацию неопределенности. Важно верно истолковать поправки, устранить противоречия и неопределенности.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

3. Аблаева Э. Б., Енсебаева А. Р., Утанов М. А. Обеспечение верховенства закона в сфере государственного управления и местного самоуправления // Lex russica. 2020. № 2. С. 141–152.

4. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2020. 256 с.

5. Гриценко Е. В. Федерализм и местное самоуправление в свете российской конституционной реформы 2020 года // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. № 4. С. 80–97.

6. Данько А. А. Местное самоуправление как уровень единой публичной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 8. С. 31–34.

7. Пешин Н. Л. Конституционная реформа местного самоуправления: механизмы встраивания местного самоуправления в систему государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 8. С. 24–30.

8. Филиппова А. В. Конституционные поправки о местном самоуправлении: анализ проекта и проблемы правоприменения // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 8. С. 27–31.

9. Чертков А. Н. Местное самоуправление в России с позиции местного сообщества: историко-правовой взгляд на современные проблемы // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 8. С. 37–41.

10. Курдюк П. М., Павлов Н. В., Очаковский В. А. Правовое регулирование взаимодействия органов государственного и муниципального управления: монография / — Краснодар: Эпомен, 2019.

11. Чуриков Н. А., Павлов Н. В. Правосознание муниципальных и государственных служащих тенденции и проблемы формирования. Гуманитарные, социально-экономические, общественные науки. — 2019. — № 5. — С. 146–149.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, государственная власть, публичная власть, федеративное устройство, единая система, орган, положение Конституции, Российская Федерация, внесение поправок, Конституция РФ.


Похожие статьи

Форма правления в современной России в контексте поправок...

Поправки к Конституции, вступившие в силу 4 июля 2020 года, повлияли на существующую форму правления в РФ. На сегодняшний день они требуют более глубокого осмысления, так как изменили баланс «системы сдержек и противовесов» между ветвями власти.

Система государственного устройства России

Система государственного устройства России. Автор: Югов Анатолий Александрович.

Органической составной частью сущности государственного устройства Российской

Органы государственной власти в качестве специфических свойств имеют следующие...

О форме государственного устройства России в широком...

Закреплённые в Конституции РФ 1993 года конституционные модусы указывают на то, что Российская Федерация

(статья 7 Конституции РФ), ж/ федеративное (статьи 1, 5, 65

Эта форма государственного устройства имеет: одну конституцию, единую государственную...

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным...)

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты... Конституция – Основной Закон государства, принятый в

При регулировании разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по предмету их совместного...

Федерализм и Конституция Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, в состав федерации входят три типа субъектов: республики

Эти округа с единой столицей объединяют входящие в их границы субъекты Российской Федерации. Создание округов вряд ли противоречит федеративному...

Местное самоуправление в политической системе современной...

 Местное самоуправление — один из основных конституционных институтов

Так, именно через местное самоуправление публичная власть в максимальной степени приближается

В 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены самые крупные и масштабные...

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные...

Ключевые слова: федерализм, федерация, проблемой федеративного устройства Российской Федерации, государственно-территориальное устройство, симметрия правового статуса субъектов РФ, асимметрия правового статуса субъектов РФ...

Законодательное регулирование местного самоуправления...

1. Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена глава 8. Кроме норм, содержащихся в этой главе, принципиально важные положения, касающиеся местного самоуправления, содержатся в ст...

Похожие статьи

Форма правления в современной России в контексте поправок...

Поправки к Конституции, вступившие в силу 4 июля 2020 года, повлияли на существующую форму правления в РФ. На сегодняшний день они требуют более глубокого осмысления, так как изменили баланс «системы сдержек и противовесов» между ветвями власти.

Система государственного устройства России

Система государственного устройства России. Автор: Югов Анатолий Александрович.

Органической составной частью сущности государственного устройства Российской

Органы государственной власти в качестве специфических свойств имеют следующие...

О форме государственного устройства России в широком...

Закреплённые в Конституции РФ 1993 года конституционные модусы указывают на то, что Российская Федерация

(статья 7 Конституции РФ), ж/ федеративное (статьи 1, 5, 65

Эта форма государственного устройства имеет: одну конституцию, единую государственную...

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным...)

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты... Конституция – Основной Закон государства, принятый в

При регулировании разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по предмету их совместного...

Федерализм и Конституция Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, в состав федерации входят три типа субъектов: республики

Эти округа с единой столицей объединяют входящие в их границы субъекты Российской Федерации. Создание округов вряд ли противоречит федеративному...

Местное самоуправление в политической системе современной...

 Местное самоуправление — один из основных конституционных институтов

Так, именно через местное самоуправление публичная власть в максимальной степени приближается

В 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены самые крупные и масштабные...

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные...

Ключевые слова: федерализм, федерация, проблемой федеративного устройства Российской Федерации, государственно-территориальное устройство, симметрия правового статуса субъектов РФ, асимметрия правового статуса субъектов РФ...

Законодательное регулирование местного самоуправления...

1. Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена глава 8. Кроме норм, содержащихся в этой главе, принципиально важные положения, касающиеся местного самоуправления, содержатся в ст...

Задать вопрос