Статья выявляет основные причины широкого обращения в Китае к предсказаниям. В ней делается вывод о том, что Китай представляет такое общество, в котором издревле присутствовали различные системы гадания, оказавшие огромное влияние на развитие религиозных и философских представлений. Все древнекитайские произведения представляют собой результат гадательной практики.
Ключевые слова: культура, гадание, гексаграмма, мантические практики, универсально-резонансный символизм.
Summary: Article reveals the underlying causes of a wide circulation in China to the predictions. The paper concludes that China is a society in which different systems of old, attended the divination that have had a huge impact on religious and philosophical representations. All the earliest works are the result of problematic practices.
Key words: culture, divination, hexagram mantic practices universally resonant symbolism.
Следует отметить, что идеи древних философских и религиозно-фило-софских учений по-прежнему оказывают влияние на современное общество. Дальнейшая же история человеческой культуры на них почти не влияет. Они так же, как и в древние времена, способствуют архаичным способам видения мира, которые диссонируют с современной наукой. Таким образом, мы видим, что духовный мир человечества противоречив. Главное условие разрешения этого противоречия – принять всё рациональное в религиозных учениях и соединить с научным мировоззрением.
Человек во все времена пытается приподнять завесу будущего, используя разнообразные средства, пытаясь дополнить свои возможности разнообразными средствами, о которых он имеет определённые представления и которые естественно входят в его повседневную жизнь. Гадание как предсказание будущего старо как сам человек в этом мире. Все общества, существовавшие и существующие в этом мире, признают наличие данного феномена. Везде гадание процветало и нигде, даже сегодня, оно полностью не исчезло. Оно является неотъемлемой частью культуры любого сообщества людей. Как отмечал Цицерон причиной гаданий являются собственные наблюдения и навыки человека («О предвидении»). Звезды, животные, другие знаки гадания – элементы механизма созданного самим человеком для общения с богами или мёртвыми. Разнообразие методик гадания очень велико, что опять-таки связано с изобретательностью человека. Любой предмет, объект несёт информацию, которая может быть истолкована как угодно, и вполне может быть истиной. Это некромантика, скапулимантика, гидромантика, аэромантика, геомантика, астрология и т.д., данный список можно продолжать и продолжать. Гадание – это своего рода нащупывание пути в познании мира.
Китай представляет такое общество, в котором издревле присутствовали различные системы гадания, оказавшие, на наш взгляд, огромное влияние на развитие религиозных и философских представлений. Все древнейшие произведения представляют собой результат гадательной практики. Влияние это носит диалектический характер. Важнейшей категорией китайской книги «И цзин» или «Чжоу и» является категория изменчивости, перемен (и). Согласно этой книге, все в мире подвержено изменчивости, находится в движении и бесконечных взаимопревращениях. "Исполнение перемен-и - причина превращений-бянь; превращения-бянь - причина цикличности-тун; цикличность-тун - причина дления-цзю"[1, C.45].
Символические линии представляют собой в «И цзин» основные элементы интеллектуальной системы, с помощью которой человек пытается открыть для себя тайны мира и понять, как функционирует, работает наша Вселенная. Помимо мистики числа «И цзин» это живой поток глубокой человеческой мудрости постоянно протекающей в повседневную жизнь, придавая великой цивилизации Китая значение в развитии этой мудрости.
Прежде всего, Книга Перемен («И цзин») представляет набор линейных знаков, которые используются в качестве предсказаний. В китайской древности, оракулы были всюду, и гадательная технология была распространена повсеместно, тем более император именовался «царём мантики». На раннем этапе предсказания ограничивались ответами, да и нет. Этот тип пророческих высказываний является основой Книги Перемен. "Да" указывается, с помощью простой непрерывной линии ( ___ ), и "нет" с помощь ломаной ( _ _ ).
Первоначально, таких сочетаний было восемь. Эти восемь изображений в сочетании друг с другом представляют многообразие смыслов. Они представляют определенные процессы в природе, в с соответствии с присущим им характером. Кроме того, они представляют семью, состоящую из отца, матери, трех сыновей и трех дочерей.
Сыновья определяют принцип движения на различных его этапах - начало движения, опасности в движении, отдыхе и завершении движения. Дочери представляют преданность в различных ее этапах - мягкость проникновения, ясность, адаптивность, и радостное спокойствие.
Для достижения еще большей кратности, эти восемь образов были объединены друг с другом в шестьдесят четыре знака. Каждый из этих шестидесяти четырёх знаков состоит из шести линий, положительных или отрицательных. Каждая строка изменяется, и всякий раз, когда линия изменяется, происходит изменение ситуации, представленной конкретной гексаграммой. С.М.Эйзенштейн назвал бы это явление монтажом – «совокупностью элементарных смыслов, из которых монтируется значение слова» [2, C.240]. Сартр бы сказал, что «человек – это, прежде всего, проект, который переживается субъективно… Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков проект его бытия» [3, С.323].
Гексаграммы и линии в их движении и изменении таинственно воспроизводятся в движении и изменении макромира. Изображения, на которых основаны гексаграммы, служат моделями, относительно которых принимаются своевременные меры в указанных ситуациях. Гексаграммы выступают воплощением миропорядка. Они охватывают любые аспекты действительности, такие как временные и пространственные отрезки, природные стихии, органы тела человека, социальные отношения и т.д., позволяют описывать различные ситуации и процессы, а так же находить соответствия между ними.
Основополагающее значение для Книги Перемен являют суждения. Суждения указывают на то, что данное действие принесет счастье или несчастье, раскаяние или унижения. Суждения позволяют человеку принять решение, отказаться от определённых действий, свидетельствуют о долгосрочных перспективах. Таким образом, человек пытается сделать себя независимым от тирании событий. В интерпретациях к Книге Перемен предлагаемым читателю со времен Конфуция открывается сокровище китайской мудрости, в то же время это дает полное представление о многообразии человеческого опыта, что позволяет ему тем самым формировать свою жизнь, свою суверенную волю в единое целое таким образом, чтобы привести её в соответствие с конечным дао, лежащим в основе всего существующего. Как отметил виднейший китайский философ Ху Ши главной логической доктриной в «Книге перемен» является доктрина сян – идеи и («справедливость», «добропорядочность», «честность», «правильность», «принцип», «значение», «смысл». [4, С.113]. Сян распределяет по родам свойства всей тьмы вещей.
По крайней мере, в четвертом веке до нашей эры, китайские мыслители столкнулись с вопросами, связанными с потребностями «ума» (синь), предвидеть события, понять их и стать единым с путём (Дао) самой природы. Процесс разработки этих возможностей участвующих в культивирование ци («жизненной энергии») и «жизненной сущности» (цзин) проявляется в «духовных способностях» ума (шэнь). «Духовная сущность» представляет собой конкретное проявление духа, что позволяет духу взаимодействовать со всеми энергетическими системами организма человека.
Сверхъестественная, духовная сущность может рассматриваться как совокупность средств и методов, правил взаимодействия между живым и неодушевленным, психическим и физическим. Сочетание этих аспектов и определяет мировоззрение человека. Примерно к 300 году до нашей эры большинство китайских мыслителей принимают общее представление о том, что цель человеческой деятельности заключается в согласовании с естественными моделями изменения во Вселенной. Таким универсальным представлением, отвечающим на глобальный вопрос о том, как эти модели могут быть обнаружены и поняты, и что можно сделать, чтобы достичь гармонии, является «И цзин», как самый полезный инструмент для понимания космоса и места в нем человека.
Более двух тысяч лет после этого, в двадцатом веке, гадания остаются основой культурной деятельности в Китае. Практически все верят в гадательную практику. Проблема не в том, чтобы верить, но кому верить. Согласно китайской популярной поговорке: «Не говорите, что гексаграммы короля Вэнь Цзябао неэффективны, нужно бояться только того, что слова гадалки не соответствует действительности».
С точки зрения китайской философии, гадания были слишком важным вопросом, чтобы их оставили в ведении только гадалок. Это следует из самой «И цзинь», в которой мы наблюдаем постоянную критику корысти, продажности и обмана с целью получения прибыли. Всё это представляет опасность для благородного человека. Предсказатель играет чрезвычайно важную роль в традиционном китайском обществе, чтобы опускаться до простого жульничества ради достижения корыстных интересов.
Основными причинами широкого обращения в Китае к предсказаниям являются:
1. Гадание в истории Китая, по сути, оставалось неотъемлемой частью, наиболее важным государственным и бытовым ритуалом.
2.Китайские мантические практики, по их богатству и разнообразию являются основой китайской мысли. Качества мантики удобно помещались в синкретическое общество, в политику господствующего класса, в систему уважаемых древних Конфуцианских ценностей, в мировоззренческую систему основанную на духовную связи между Небесами, Землей и Человеком, который обладая интеллектом делает возможным предсказание, которое Запад назвал бы интуицией, воображением, экстазом, эстетическое восприятием.
3. Гадание, мантическая практика проходила в знакомых средах, было окрашено универсально-резонансным символизмом и передавалось часто в виде поэтического сообщения.
4. Процесс гадания неизменно окружался знакомой культурной атрибутикой, представляющей космические энергии.
5. Использование традиционной письменности давало веру в то, что написанные слова имеют магическую силу. Именно благодаря этой письменности фиксируются сокровища китайской духовной культуры, уходящие глубоко в древность. Иероглифическая письменность на протяжении веков была доступна ограниченному кругу лиц и, по сути, наделялась таинственной магической силой.
6. Тесная связь между гаданием и традиционной китайской медициной в Цинский период, вероятно, способствовали укреплению позиций мантики. Большая часть гадания вращалось вокруг болезни и средства защиты от него.
7. В конце императорского Китая (до 20-го века), гадание не противопоставлялось так резко науке, как противопоставлялась наука и религия в Европе после семнадцатого века. Надо отметить, что китайские ученые в конце имперской эпохи были хорошо осведомлены о многовариантности знаний о природном мире и что естественные процессы ткут слишком тонкий и сложный узор реальности.
8. Несмотря на развитие наук в конце эпохи императорского Китая и всплеска интереса к математике, астрономии и географии, стимулированного частично за счет усилий образования, астрология по прежнему оставалась неотъемлемой частью китайской научной традиции. Новые технологии для изучения неба принесли ценные научные знания в Китай, но они не представляли препятствия для традиционных мантических методов.
«Духовные» заботы гадателей не обязательно исключали эмпирические исследования. Гадания на ветер, дождь и облака - как и другие виды китайских предсказаний, конечно, связаны с верой во влияние сверхъестественных сил, но не далеко уходят от метеорологии. Сторонники нумерологических систем, используют математику в космологических расчетах для определения благоприятного времени и места. В целом, в геомантике, прослеживаются данные «естественных наук» своего времени.
9. Существенная причина для распространения и сохранения гадания в цинском Китае - многогранная социальная роль, которую играла мантика.
Во-первых, она способствовала сохранению общественного порядка путем ритуализирования повседневной жизни. Ритуализирование повседневной жизни осуществлялось с помощью мощного механизма структурирования общества, а также определением счастливых и несчастливых дней в китайском календаре.
Во-вторых, деятельность китайских предсказателей служила фундаментом для влияния на психологию масс. Предсказатель как терапевт и личный консультант по социальным вопросам, или на европейский манер психотерапевт, помогал справиться человеку со своими тревогами, бюрократическими проблемами, или более приземленными проблемами.
Процедура гадание уточняла источник и характер трудностей, облегчала сомнения, и придавала желанный смысл жизни, уверенность человека в себе.
10. Предсказатели были больше, чем личные врачи. Они были посредниками в осуществлении компромисса в конфликтных ситуациях человека с космосом, обществом, в межконфессиональных отношениях, которые определяли разные версии «реальности» (буддизм, конфуцианство, даосизм). Для этого предсказатель должен был иметь сравнительно глубокие знания в истории Китайской мысли, чтобы развивать и поддерживать консенсус между различными религиями.
Особые таланты прорицателей в разрешении социальных противоречий делали их ценными не только для чиновничьего аппарата империи, но и позволяли им становиться лидерами своих общин.
Прорицатели являлись частью механизма социальной защиты и контроля, осуществляли помощь голодающим, управляли школами, или руководили общественными работами. Некоторые использовали свои особые таланты, чтобы помочь соседям найти потерянное или похищенное имущество, оказывали, бесплатные консультации и медицинскую помощь. Эта альтруистическая деятельность помогала гадателям преодолеть стереотип об их эгоизме, вводил их в основное русло жизни китайского общества.
11. Наконец, в попытке объяснить замечательную живучесть гадания в Китае, мы должны иметь институциональне факторы.
Во-первых, китайские правящие религиозные круги никогда не пытались подавить практику гадания по аналогии с христианской церковью на Западе. Скорее, буддийские и даосские храмы и монастыри поддерживают широкий диапазон предсказательной деятельности.
Кроме того, китайский монахи и священники не имели институциональной власти, чтобы бросить вызов давним мантическим традициям, прочно укоренившимся в рамках имперского государства. Китайская империя во все времена следовала мантическим практикам на всех уровнях. Указы и другие официальные заявления постоянно ссылались на благоприятные и неблагоприятные даты, времена, события и предзнаменования. Государство назначило определенные дни как «соответствующие» и «неуместные» для самых разных государственных дел, чиновники использовали гадания во всех видах гражданских и военных ситуациях. Для императора отказаться от гадания было равносильно отказаться от своих претензий на царство, отречься от роли в качестве посредника между Небом и Землей.
И даже в сегодняшнем Китае, некоторые мантические тексты и практики, особенно те, которые связаны с книгой «И цзин» по-прежнему уважаемы в определенных кругах.
- Литература:
Си цы, Чжоу и иньдэ. Тайбэй, 1966.
Эйзенштейн С.М. Чёт-нечет. Раздвоение единого // Восток-Запад. М., 1988.
Ж.П. Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
История современной буржуазной философии. Санкт-Петербург. 1997.