- Введение
«Странные истории из кабинета Неудачника» использует метод «легенды для повествования о сверхъестественном», создавая мир, где фантазия переплетается с реальностью. Учёные преимущественно обращают внимание на конфуцианский дух и буддийскую идею реинкарнации, но игнорируют влияние даосской культуры. Обстоятельства жизни Пу Сунлина — многочисленные неудачи на экзаменах — обусловили его глубокую внутреннюю близость к даосским идеям «ухода от мира» и «гармонии с природой». Даосские идеи не представлены как явные моральные предания, а скрыто пронизывают образы лис и привидений, фантастические сюжеты, находясь в сложном взаимодействии с конфуцианским стремлением к служению обществу. Статья интерпретирует даосскую культуру с четырех аспектов, исследуя её значение для критики реальности и строительства идеала.
- Дао следует естественности: восприятие природы в фантастическом повествовании
Идея Лао Цзы «Человек следует земле, земля следует небу, небо следует Дао, Дао следует естественности» в «Странных историях из кабинета Неудачника» проявляется через антропоморфизм всех существ природы и трагические исходы «противодействия природе», подчеркивая взгляд на «единство человека и природы».
- Ощущение духовности всех существ природы
Даосская идея «все сущности в мире едины» воплощена в «Хуан Ин». Цветочный дух Хуан Ин и Тао Шэнь занимаются выращиванием хризантем. Хуан Ин «умела торговать», но сохраняла чистоту и простоту хризантем, рассеивая сомнения Ма Цзыцая о том, что «отшельник обязан быть бедным»: «Зарабатывать на жизнь самому — не жадность; торговать цветами — не обыденность». Это ломает стереотип «отторжение мира обязательно связано с бедностью», наполняя даосское мировоззрение практическим смыслом. В «Хуа Гуцзы» лосья-дух Хуа Гуцзы, руководствуясь врождённым чувством справедливости и принципом «отплатить за добро», принимала человеческую форму, чтобы сопровождать Ань Юйюй, и в опасности проявляла свою истинную форму, защищая его. Её выбор «ценить справедливость выше внешнего вида» отражает даосскую идею «все существа ценят подлинность» — подлинные чувства живых существ природы ближе к сущности Дао.
- Трагические исходы нарушения природы
В «Мудреце с горы Лао» Ван Шэн желал получить магические искусства, но искал лёгких путей, игнорируя предостережение монаха о «чистоте и самоконтроле». Он спешил показать чудо прохода сквозь стену и разбился о неё. По мнению даосизма, магические искусства — это побочный продукт «отказа от желаний и сохранения подлинности». Удовлетворенность мирскими амбициями Ван Шэня на самом деле является отступлением от Дао, подтверждая идею «тот, кто противодействует природе, погибает». В «Бое сверчков» император любил состязания сверчков, и окружной руководитель жестоко взимал их у населения, в результате чего семья Чэнь Миня разрушилась. А его сын, превратившийся в сверчка, стал живым воплощением этого нарушения естественного порядка, метафорически указывая на то, что правители нарушали принцип «бездействия в управлении», и тем самым демонстрируя, что нарушение баланса между природой и обществом неминуемо влечёт возмездие.
- Цинцзин увэй (Очищение и Недеяние): скрытое выражение философии жизни
Даосское «очищение и недеяние» — это мудрость «следования естественному порядку вещей». Через трансцендентную личность отшельников и выбор «бездействия» в мире критикуется утилитарное общество.
- Отшельники и монахи: идеальная личность, свободная от мирских забот
В «Мудреце с горы Лао» монах владел магическими искусствами, но «собирал дрова и выращивал овощи», тренируя характер Ван Шэня через «сбор дров», что отражает даосскую идею «взращивания сердца через труд» — «спокойствие» необходимо закалить в «действии», что родственно концепции Чжуан Цзы «приближение к Дао через мастерство». В «Лянь Сян» Сан Шэнь «был одинок и замкнут», жил в заброшенном саду, но сохранял самоконтроль и своими честными поступками перевёл привидение Ли в сторону добра. Его «бездействие» — не отвержение чуждых существ и не принуждение других к изменениям — является интерпретацией «бездействие, и всё совершается».
- Мудрость «бездействия» в мире
В «Нэ Сяоцянь» Нин Цайчжэнь «был честен и держался за себя», отказался от соблазнов Нэ Сяоцянь, остановившись в храме Ланьжо. Его состояние «неподвижного сердца» — «сердечное очищение и сидячее самозабвение» (синь чжай цзо ван) — тронуло Нэ Сяоцянь, и она перешла на сторону добра. Здесь проявляется даосская идея «очищение и покой являются нормой для Поднебесной»: сохранение собственного сердца позволяет защитить себя и преобразовать ценности в мире.
- Диалектика Инь и Ян: даосская мудрость в отношении к жизни и смерти
Согласно даосизму, Инь и Ян являются источником вселенной, а жизнь и смерть — единое целое, возникающее в процессе циклической трансформации Инь и Ян. Отношение Чжуан Цзы к жизни и смерти «рождение — это смерть, смерть — это рождение» в «Странных историях из кабинета Неудачника» проявляется через преобразование жизни и смерти и духовное превосходство.
- Фантастическое изображение преобразования жизни и смерти
В «Нэ Сяоцянь» главная героиня, злобное привидение Нэ Сяоцянь, превратилась в вернувшуюся к жизни женщину, главным образом благодаря «накоплению добра и совершению добрых дел». По даосской теории «добро — это Ян, зло — это Ин», преобразование Нэ Сяоцянь «от Ин к Ян» наделяет преобразование жизни и смерти моральным смыслом. В «Ао Бао» Сун Цзычу вселился душой в попугая, чтобы сопровождать Ао Бао, а позже вернулся к жизни. Этот сюжет демонстрирует даосскую концепцию «разделения тела и духа»: «дух» (душа) может превосходить «тело» (физическое существование), что опровергает представление о том, что «при смерти тела погибает и дух».
- Духовое стремление к превосходству жизни и смерти
В «Сяо Цуэй» лиса-духа Сяо Цуэй, отплатив милость, решительно ушла, не стремясь к богатству и власти, что отражает даосскую идею «все существа возвращаются к своему корню» — что символизирует возвращение к изначальной природе и превосходство над мирскими привязанностями, которые подвластны жизни и смерти. В «Си Фанпин» Си Фанпин «отправил свою живую душу в царство мёртвых», чтобы отстаивать права отца, и не сдался, несмотря на пытки. По мнению даосизма, «Дао — это абсолютная справедливость», борьба Си Фанпиня — это «движение к Дао», его дух превозмогает физическую жизнь и смерть.
- Единение с Дао: даосский идеал в ценностных стремлениях
Окончательная цель даосизма — «единство с Дао», то есть соответствие индивида Дао, что в «Странных историях из кабинета Неудачника» проявляется через идеальную личность и концепцию общества.
- Идеальная личность: воплощение того, что Дао следует естественности
В «Хуан Ин» Хуан Ин «проявляла гибкость, не отступая от принципов», сохраняла свою сущность и была практична; Тао Шэнь «был простым и молчаливым», сосредоточился на выращивании хризантем. Оба «сохраняли внутреннее спокойствие и подчинялись внешней природе», образуя даосскую идеальную личность. В «Ао Бао» Сун Цзычу, будучи искренним и одержимым в любви, преследовал свою любовь, вселившись душой в попугая. Его одержимость любовью — это настойчивость в отношении к «искренней любви», приближающая его к подлинности Дао, метафорически указывая на то, что «следование велениям сердца и есть блаженство».
- Идеальное общество: видение управления через недеяние
Описание «морского города Лоча» в одноимённой новелле является микромоделью даосского «управления через недеяние». Люди в морском городе «не желали богатства и власти», руководствовались принципами честности и добросовестности, ценили «литературные таланты» выше «внешнего вида», что представляет собой разительный контраст с утилитарным миром и воплощает идеальное общество Лао Цзы, где «люди довольны своей пищей, рады своей одежде и спокойны в своих жилищах».
- Заключение
«Странные истории из кабинета Неудачника» представляют собой художественную проекцию даосских идей, созданную Пу Сунлином. Четыре аспекта даосской идеологии пронизывают духовность природы, судьбы персонажей и социальные картины. Пу Сунлин не просто копировал даосские идеи, а творчески преобразовал их: «уход от мира» стал у него формой критики реальности, а «недеяние» — мудростью сохранения внутреннего «я», делая их актуальными для реальности. В современном обществе такие идеи, как «уважение к природе» и «сохранение подлинности», всё ещё служат ориентиром для построения духовного дома.
Литература:
- Би Яньхуа, Ли Чжихун. Примеры даосских магических практик в «Рассказах Ляо Чжая о необычайном» // Пу Сунлин яньцзю (Исследования Пу Сунлина). — 2021. — № 1. — С. 10. DOI:10.3969/j.issn.1002–3712.2021.01.003. (на кит. яз.)
- Чан Мяо. Влияние идей даосизма на «Рассказы Ляо Чжая о необычайном» // Хуася вэньхуа (Китайская культура). — 2013. — № 1. — С. 3. DOI:CNKI:SUN:HXWH.0.2013–01–014. (на кит. яз.)
- Ли Чан. Анализ даосской этической мысли в главе «Ин Нин» из «Рассказов Ляо Чжая» // Дачжун шану: тоуцзи бань (Массовая коммерция: Инвестиции). — 2009.(на кит. яз.)
- Цзян Фань. Дао и искусство (Серия «Дао и гармоничная жизнь»). [M]. Пекин: Издательство «Туаньцзе», 2008. (на кит. яз.)
- Пу Сунлин. Ляо Чжай Чжи И (Странные истории из кабинета Неудачника) / Пер. с кит. Сунь Тунхая. — Пекин: Издательство «Чжунхуа шуцзюй», 2022.
- Пу Сунлин. Странные истории из Кабинета Неудачника (Ляо Чжай чжи и). — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.
- Чжао Хуайчжэнь. Краткий анализ влияния даосской мысли на «Рассказы Ляо Чжая о необычайном» // Пу Сунлин яньцзю (Исследования Пу Сунлина). — 2010. — № 3. — С. 132–144. DOI:CNKI:SUN:ABEY.0.2010–03–017. (на кит. яз.)
- Чжун Жунмэй. Интерпретация идейно-культурного смысла образов персонажей в «Хуан Ин» из «Рассказов Ляо Чжая» — с обсуждением связи Пу Сунлина с конфуцианской, даосской и моистской мыслью // Пу Сунлин яньцзю (Исследования Пу Сунлина). — 2020. — № 4. — С. 6.(на кит. яз.)

