Древневосточная философия дает понять, что образование философских систем Древнего Китая оказало большое значение для возникновения врачевания. При рассмотрении философии и медицины в истории Древнего Китая следует обратить внимание на то, что эти две науки находятся в тесной взаимосвязи.
Ключевые слова: философия, Древний Китай, инь-ян, энергия, баланс, болезни, терапия, профилактика
1. Философское обоснование возникновения болезней
Классическая древнекитайская медицина начала своё развитие в период 7–9 вв. до н. э. Она прошла долгий путь становления. В начале именно стихийно-материалистические взгляды философов повлияли на понимание здоровья. Один из самых известных трактатов, способствующих формированию представлений о медицине, появился в 4–3 вв. до н. э., которая называлась «Си цы чжуань». Известнейшем представителем данного направления Древнего Китая являлся лекарь Ван Чун, известный своим трактатом «Лунь хэн» Он вёл борьбу с заблуждениями людей своего поколения. Становление стихийного материализма боролось с конфуцианством и даосской религией.
Традиционная китайская философия основана на общности человека с окружающей средой, а также с взаимосвязи всех систем нашего тела. Человек — часть великой триады небо-Человек-Земля. Соответственно древние философы считали тело человека маленькой копией природы. Они выделяли 5 главных элементов (у синь), которые обеспечивали гармоничное работу органов как единого слаженного механизма: огонь, земля, вода, металл, дерево [1]. Эти стихии порождаются постоянной борьбой двух противоречащих субстанций: Инь и Ян, Инь характеризует женскую природу, а Ян — мужскую. Мужское начало, к которому относится внешняя часть тела, а женской — внутренняя. К Ян относится все, что движется и динамично функционирует, в то время как к Инь относят то, что имеет слабо выраженные функции и сохраняет неподвижность. Помимо этого, органы относили к первоначалам по времени их активности. К примеру, органы, которые были более активны ночью, относили к Инь, а органы, чья активность относилась к дневному времени — Ян. В свою очередь, эти начала произошли от изначальной материи Тайцзы [2]. Здоровье являлось следствие баланса начал Инь, Ян и 5 стихий, а развитие заболеваний — следствие появления дисбаланса [3]. При усилении одной стороны наступает ослабление другой. Колебания между двумя субстанциями допускаются, но только в известных пределах, в противном случае возникают патологические процессы. Две самые большие группы заболеваний назывались Болезнь «Янь» и болезни «Инь». Болезнь «Янь» характеризовались повышенной функцией организма, оказывающих влияние на верхнюю часть тела, поверхность тела, спины и 6 полых органов. Болезни «Инь» характеризовались пониженной функцией организма, оказывающих влияние на внутреннюю часть тела, живот, кровь, лимфу, 5 плотных органов [2]. Нарушение этого баланса возникало из патогенного действия внешних и внутренних факторов: природа и эмоции. Также одним из постулатов учения об Инь и Ян является их взаимное превращение друг в друга, однако начало не может превращаться в другое, если необходимое количество последнего слишком мало.
2. Лечение и профилактика
Важной отличительной чертой медицины Древнего Китая стала чжэнь-цзю терапия, основанное на иглоукалывание и прижигании [1]. Эта процедура берет истоки из далекого прошлого, в то время как люди поняли, что прокалывание кожи иглой в определённой области организма могло пробудить выздоровление. Соответственно в результате исследований лекари решили, что в организме человека имеются «жизненные точки». Если подействовать на них раздражителем, физиологические процессы начинают урегулироваться. По мнению врачевателей, с помощью проколов в этих местах восстанавливался баланс между субстанциями Инь-Ян. Возникает перемещение мужского начала, которое покидает тело, если происходит переизбыток или напротив вселяется в тело больного, если этой энергии недостаточно. Например, иглоукалывание между большим и указательным пальцами помогает избежать бессонницы. Подробный разбор этой теории был приведён в тракте «Нэй цзин», где упоминались «жизненные точки», сами иглы и методы их введения.
Помимо иглоукалывания применяли также прижигание. Горящую сигарету с лечебными травами подносили непосредственно к телу. Таким образом, лечебные вещества проникали в организм пациента, обеспечивая скорейшее выздоровление.
Долгое время медицина стояла на месте, так как в связи с догматами конфуцианство было запрещено оперативное лечение. Самым знаменитыми древнекитайским хирургом являлся Хуа То, считающимся величайшим диагностом и занимался чжэнь-цзю терапией. Хуа То занимался переломами костей черепа и тела, проводил хирургическое вмешательство в брюшной полости. В качестве анестезии он использовал непосредственно само иглоукалывание и некоторые лекарственные препараты, благодаря чему больные полностью выздоравливали [3]. Согласно легендам, Хуа То даже мог вылечить дракона [4].
Профилактика болезней играло значимую роль. Лечебно-профилактическим комплексом являлись массаж, дыхательная гимнастика и лечебная гимнастика У Цинь Си. В основе ее лежит имитирование 5 животных: аиста, оленя, медведя, обезьяны и тигра. Также китайские врачи боролись с эпидемиями: широко внедрялись вариоляции для ликвидации развития заболевания оспой.
Китайские врачи смогли определять определённые заболевания по пульсу опытным путём. Лекари измеряли сердцебиение более 9 раз в разных точках тела и различали около 30 видов пульса. Данные знания были изложены в книге Ван Шухэ «Трактат о пульсе» [1].
Литература:
1. Светлана Марковна Марчукова «Медицина в зеркале истории». URL: https://studfile.net/preview/2706368/page:2/
2. Философские основы китайской медицины. URL: https://cyberpedia.su/12x9080.html
3. Философские основы китайской медицины. URL: https://studopedia.su/19_56315_filosofskie-osnovi-kitayskoy-meditsini.html
- “Путники и змея” С. Н. Лазарев. URL: https://lazarev.ru/news/world/edinstvo-i-otreshennost.-pritcha-o-uchitele-uchenike-i-zmee/