Пожарно-адресный минимум — программа противопожарного инструктажа для маломобильных групп населения при пожаре на рабочем месте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 11.02.2021

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Василатий, В. П. Пожарно-адресный минимум — программа противопожарного инструктажа для маломобильных групп населения при пожаре на рабочем месте / В. П. Василатий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 19-24. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78568/ (дата обращения: 16.11.2024).



Обеспечение доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, активное участие данной категории граждан в жизни общества (спорт, культура, труд и т. д.) приводит и к решению вопроса о их безопасности [17]. Труд для маломобильных групп населения это форма реабилитации и абилитации при устранении ограничении жизнедеятельности с целью социальной адаптации, включая независимость и интеграцию в общество. Безопасность труда — сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Пожарная безопасность для маломобильных работников организации — это комплекс организационно-технических мероприятий в здании организации по обеспечению безопасности.

Ключевые слова: пожар, безопасность, эвакуация, маломобильные группы населения, адресность, минимально, помощь, мероприятия.

Ensuring the availability of facilities and services of social infrastructure for people with limited mobility, the active participation of this category of citizens in the life of society (sports, culture, work, etc.) leads to a solution to the issue of their safety [18]. Labor for people with limited mobility is a form of rehabilitation and habilitation while eliminating the limitation of life activity for the purpose of social adaptation, including independence and integration into society. Labor safety — preserving the life and health of employees in the process of work. Fire safety for employees with limited mobility of an organization is a complex of organizational and technical measures in the building of an organization to ensure safety.

Keywords: fire, safety, evacuation, people with limited mobility, targeting, minimum, assistance, measures.

Рабочее место, здание учреждения, инженерные системы и оборудование являются потенциальными источниками пожара. Стеснённость при людской плотности, размещении офисной техники, мебели, и высотности зданий учреждений требует дополнительных мер для спасения маломобильных сотрудников.

Офисные здания, класса конструктивной пожарной опасности Ф4.3, в объемно-планировочном и конструктивном исполнении, а также оборудование противопожарной защиты должны обеспечивать безопасность граждан и имущества. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности [3].

Системы предотвращения пожара и системы противопожарной защиты в обязательном порядке закреплены минимальными необходимыми требованиями, обеспечивающими пожарную безопасность (ПБ) объекта и исключают превышение значения допустимого пожарного риска. Системы обеспечения пожарной безопасности на протяжении многих лет развиваются, расширяя ассортимент продукции и перечень требований по обеспечение в полном объеме пожарной безопасности. Появляются материалы, исключающие образование горючей среды, применяются устройства исключающих выход горючих веществ, предусматриваются объемно-планировочные и конструктивные решения, ограничивающие распространение пожара.

Структура системы обеспечения пожарной безопасности объекта (*пожарная безопасность)

Рис. 1. Структура системы обеспечения пожарной безопасности объекта (*пожарная безопасность)

Для организационно-технических мероприятий (ОТМ), как одной из целей создания системы обеспечения пожарной безопасности на объекте (зданий и сооружений) является обеспечению безопасности людей.

В разделах проектной документации — мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и мероприятия по обеспечению доступа инвалидов (ОДИ), предусматривается описание и обоснование проектных решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара, согласно Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В графической части данных разделов содержится схема эвакуации людей из здания (сооружения), поэтажные планы зданий с указанием путей эвакуации инвалидов. Заметьте только инвалидов (люди, имеющие инвалидность) мероприятия, для раздела ОДИ, а не для всех маломобильных групп населения — люди пенсионного возраста, беременные женщины и т. д. В разделе 10 (ОДИ) текстовой части должно содержаться описание проектных решений по обустройству рабочих мест инвалидов (при необходимости), не учитывая другие группы мобильности. В данном разделе присутствует обоснование принятых решений эвакуации в случае пожара только инвалидов на объекте. Нет организационных и технических мер по обеспечению пожарной безопасности всех групп маломобильных граждан в зданиях и сооружениях.

По мобильным качествам людей в потоке эвакуации из здания и сооружения подразделяют на квалификационные группы, определённого типа, согласно СП 1.13130.2020, СП 136.13330.2012, СП 139.13330.2012. Представлена функциональная схема маломобильных групп населения на рисунке 2.

Функциональная схема маломобильных групп населения

Рис. 2. Функциональная схема маломобильных групп населения

Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства предусматриваются и на стадии эксплуатации, согласно статье 55.25 часть 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ), но описываются в проектной документации. Объект капитального строительства в период эксплуатации подлежит поддержанию технического состояния, мониторингу основания здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечению безопасной эксплуатации объекта.

На стадии эксплуатации в организациях предусматривают минимальные пожарно-технические знания (ПТМ — пожарно-технический минимум), обучая работников организации мерам пожарной безопасности, проводя инструктаж [7], но нет требований пожарной безопасности для работников из групп мобильности, включая и инвалидов при обустройстве рабочего места.

При трудоустройстве человеку, в том числе и маломобильному, статьёй 1 Трудового кодекса Российской Федерации гарантируется создание благоприятных условий труда. Условия труда для инвалидов, не допускается ухудшать по сравнению с другими работниками, согласно статье 23 Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Независимо от организационно-правовой формы и форм собственности в организациях устанавливаются требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников [7].

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (в настоящее время это Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, действующее с 01 января 2021 года по 31 декабря 2026 года). Согласно статье 21 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию при пожаре как здоровых людей так и людей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка и обучение мерам пожарной безопасности работников из числа МГН требует комплексного подхода в целях повышения эффективной пожарной безопасности для маломобильных групп населения.

Для решения поставленной цели реализовывались следующие исследовательские задачи:

– проведение анализа законодательного регулирования пожарной безопасности для маломобильных групп населения в зданиях и сооружениях;

– дополнение организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности для маломобильных групп населения из числа сотрудников;

– схема реализации организационно-технические мероприятий по обеспечению пожарной безопасности для маломобильных групп населения на рабочем месте.

В исследовательской работе рассмотрены адресные мероприятия при пожаре для работающих маломобильных групп населения в целях повышения эффективности спасения и исключения рисков для других эвакуирующихся работников.

Эвакуация — процесс организованного самостоятельного (без посторонней помощи, сопровождения) движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара [3]. Движение — это не перенос, вынос или поддержка. Процесс эвакуации требует самостоятельной организации действий для личного спасения, но не учитывает индивидуальность человека — маломобильность, нуждающегося в поддержке.

Всех участники процесса эвакуации при пожаре на рабочем месте распределим по организованным путям движения, передвижения — как самостоятельного, так и с учётом адресной минимальной помощи для маломобильных сотрудников. Организованное самостоятельно движение происходит непосредственно наружу, согласно владению (тренировок) противопожарного инструктажа (работники организации) и пожарно-технического минимума (руководители организации и ответственные работники).

Эксплуатация здания или сооружения при возникновении пожара, должна обеспечивать следующее:

1) эвакуации людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону (БЗ), или наружу из здания на прилегающую территорию, до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

2) возможность проведения мероприятий по спасению людей, жизни и здоровья животных.

В программах инструктажей пожарно-адресного минимума (ПАМ) необходимо учитывать участие как самих маломобильных групп населения (имеющих расстройства функции зрения, слуха и самостоятельного передвижения), так и сопровождающих МГН, оказывающих им помощь на объекте. Сопровождающим маломобильного коллеги может быть человек без нарушения здоровья, новой группы принадлежности лиц, не относящейся к МГН — М0. М0 — люди, со стойкими функциями организма (отсутствие травм и заболеваний). Данная группа лиц является физически максимально подготовленной, способной оказать помощь и поддержку, в экстремальной ситуации. Процесс сопровождения, или ситуационно-ответственный сопровождающий (СОС), должен быть оформлен в правовом поле регулирования трудовых отношений, внутренними нормативными актами. Только при обоюдном согласия. Не исключать экономической составляющей, для ситуационно-ответственных сопровождающих, как дополнительное стимулирование на постоянной основе к оплате труда.

При отсутствии в организации, обоюдно согласных стать ответственными сопровождающими для МГН при пожаре, остаётся принять индивидуальную форму спасения (ИФС). Индивидуально, согласно обладанию (включая опыт тренировок) пожарно-адресным минимумом для личного спасения, при отсутствии ситуационно-ответственного.

К работе лица должны допускаться только с прохождением программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования, учитывая п.3 «Правил противопожарного режима» [7]. Кроме организационных мероприятий необходимо владеть и техническими знаниями владения средствами спасения, техническими средствами реабилитации спасаемых, устройствами и установками противопожарной защиты. Руководитель организации назначает ответственных за пожарную безопасность на весь объект защиты. Объекты защиты, учитывая площадь и этажность не всегда сможет обеспечить оперативность при пожаре ситуационно-ответственного сопровождающего на одного или группу лиц из числа маломобильных сотрудников. Только общий (коллективный) инструктаж, предоставит возможность помощи людям с ограниченным здоровьем при пожаре, учитывая добровольно-адресную ситуационную помощь (ДАСП), и личный конечно уровень владения требованиями пожарной безопасности для МГН на данном объекте при самостоятельном спасении (ИФС).

Пожарно-адресный минимум (ПАМ) — программа противопожарного инструктажа для маломобильных групп населения при пожаре на рабочем месте. ПАМ это комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности для маломобильных групп населения (ОТМ ПБ МГН) в зданиях и сооружениях, направленные на сохранение жизни и здоровья МГН и их сопровождающих.

Комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности это первичные меры пожарной безопасности, согласно ч.3 ст.5 и ст.63 Федерального закона № 123-ФЗ. Для маломобильных групп населения, а также их сопровождающих организационно-технические мероприятия должны включать:

– разработку и реализацию норм и правил пожарной безопасности, инструкций о порядке действий для маломобильных групп населения при возникновении пожара;

– организация обучения (тренировок) работников организации, в том числе и из числа МГН организации, правилам пожарной безопасности на объектах работы;

– учёт численности людей с инвалидностью и других групп мобильности на объекте по условиям безопасности их при пожаре.

Потоки эвакуации, маломобильных групп населения и людей без ограничений по мобильности, не должны пересекаться. При расчёте времени эвакуации, необходимо внести показатель для учёта сопровождающих (М0) МГН. Дополнить противопожарный инструктаж новыми организационными и техническими мерами обеспечивающие пожарную безопасность всех участников эвакуации.

Реализация ПАМ будет направлена на повышение уровня ответственности собственника в целях обеспечения пожарной безопасности на его объекте, чтобы он мог правильно оценить и владеть ситуацией при способах его защиты от пожара, в обеспечении безопасности людей.

Разработка, внедрение (в том числе и контроль), обучение и совершенствование программ противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования по пожарной безопасности на инвалидов и маломобильных групп населения приведёт к повышению безопасности объектов, как для МГН, так и для других категорий граждан

Литература:

  1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  4. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасно безопасности».
  6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  7. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» («Правила противопожарного режима в Российской Федерации»).
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
  9. Приказ МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
  10. Приказ МЧС России от 30 июня 2009 года № 382 «Об утверждении Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
  11. СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
  12. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
  13. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
  14. СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
  15. СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
  16. ГОСТ 12.1.004–91 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная безопасность. Общие требования.
  17. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 года № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
  18. В. В. Холщёвников «Исследования людских потоков и методология нормирования эвакуации людей из здания при пожаре». Монография: МО РФ, МВД РФ, МГСУ, МИПБ, Москва, 1999.
  19. Д. А. Самошин «Методологические основы нормирования безопасной эвакуации людей из зданий при пожаре». Автореферат диссертаций: Академия государственной противопожарной службы МЧС России, Москва, 2017.
  20. Д. А. Самошин, С. В. Слюсарев «Особенности индивидуального движения людей различной мобильности в общем потоке эвакуируемых их здания при пожаре». Статья в научном журнале: АГПС МЧС России, Москва, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): пожарная безопасность, маломобильная группа населения, мероприятие, противопожарный инструктаж, рабочее место, Российская Федерация, пожар, пожарно-адресный минимум, проектная документация, противопожарная защита.


Похожие статьи

Безопасность трудовой деятельности

Образовательная защита определяет педагогические условия, направленные на использование в образовательном процессе здоровьесберегающих, развивающих, гуманитарных образовательных технологий, организацию комфортных условий досуговой деятельности, рацио...

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Значение социально-психологического климата для личного состава нештатных формирований по обеспечению мероприятий по гражданской обороне

Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенств...

Сравнительная оценка влияния обучения как стрессогенного фактора на студентов первого и третьего курса высшего учебного заведения медицинского профиля

Человек является частью сложной взаимосвязанной системы, состоящей из множества элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера. Влияние учебного процесса как стрессогенного фактор...

Система охраны труда при осуществлении перевозок на железнодорожном транспорте

В последние годы достаточно существенно возросло количество пассажирских и грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. К сожалению, Россия существенно отстает по уровню снижения травматизма в сфере железнодорожных перевозок, от уровня развитых ...

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения эффективности деятельности организации

Проблема дезадаптации относится к числу социальных и личностных проблем. Дезадаптация сотрудника в организации негативно сказывается на его рабочей деятельности, в последствии проводя к конфликтам с окружающими, не выполнением своих служебных обязанн...

Коррекционно-развивающая среда как механизм, обеспечивающий процесс социального взаимодействия родителей и детей

Коррекционно-развивающая среда представляет собой комплексный, системный, вариативный, пластически изменяющийся механизм постоянной психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в процессе становления социальной компетентности в играх, занят...

Гигиеническая оценка тяжести физической работы в условиях различного термического воздействия и оценка влияния психофизиологической разгрузки на функциональное состояние организма полировщиц

С учетом показателей функционального состояния полировщиц внедрён комплекс оздоровительных мероприятий, среди которых особое внимание уделяется медико-профилактическим мероприятиям.

Похожие статьи

Безопасность трудовой деятельности

Образовательная защита определяет педагогические условия, направленные на использование в образовательном процессе здоровьесберегающих, развивающих, гуманитарных образовательных технологий, организацию комфортных условий досуговой деятельности, рацио...

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Значение социально-психологического климата для личного состава нештатных формирований по обеспечению мероприятий по гражданской обороне

Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенств...

Сравнительная оценка влияния обучения как стрессогенного фактора на студентов первого и третьего курса высшего учебного заведения медицинского профиля

Человек является частью сложной взаимосвязанной системы, состоящей из множества элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера. Влияние учебного процесса как стрессогенного фактор...

Система охраны труда при осуществлении перевозок на железнодорожном транспорте

В последние годы достаточно существенно возросло количество пассажирских и грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. К сожалению, Россия существенно отстает по уровню снижения травматизма в сфере железнодорожных перевозок, от уровня развитых ...

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения эффективности деятельности организации

Проблема дезадаптации относится к числу социальных и личностных проблем. Дезадаптация сотрудника в организации негативно сказывается на его рабочей деятельности, в последствии проводя к конфликтам с окружающими, не выполнением своих служебных обязанн...

Коррекционно-развивающая среда как механизм, обеспечивающий процесс социального взаимодействия родителей и детей

Коррекционно-развивающая среда представляет собой комплексный, системный, вариативный, пластически изменяющийся механизм постоянной психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в процессе становления социальной компетентности в играх, занят...

Гигиеническая оценка тяжести физической работы в условиях различного термического воздействия и оценка влияния психофизиологической разгрузки на функциональное состояние организма полировщиц

С учетом показателей функционального состояния полировщиц внедрён комплекс оздоровительных мероприятий, среди которых особое внимание уделяется медико-профилактическим мероприятиям.

Задать вопрос