Основной специализацией данного исследования является объединение методов «гендерной перспективы» и «исторический исследований» для проведения анализа образа женщины китайских журналах. Исследуются корни подчиненного положения женщин в различные времена в различных обществах, взаимосвязь между статусом и передачей гендера объясняет причины полового неравенства. Исследования по гендеру и коммуникации помогают нам проанализировать и изучить гендерный статус и взаимосвязь с политическим, экономическим и культурным развитием в Китае, включая проблемы женщин в контексте массовой информации.
Ключевые слова : женский образ, Китай, гендер, стереотип
В традиционной китайской культуре женщина всегда считалась дополнением к мужчине. Помимо образа девочки-подростка, также преобладают верные супруги и добродетельные матери. Муж отвечает за работу, доступ к финансовым источникам, а жена отвечает за рождение и семью, что является традиционной идеей женщин в Китае в течение тысячи лет. Троякая покорность (до замужества — отцу, в замужестве — мужу, после смерти мужа - сыну) и четыре достоинства (добродетель, скромность в речах, женственность, трудолюбие -традиционная формула требований к женщине в старом Китае), это женские правила, которые женщины вынуждены принимать с детства. У них нет независимого самосознания, и их жизнь связана только с семьей.
После значительных потрясений в китайском обществе образ женщины начал переплетаться с традиционным и новым стилем, и ни одна из сторон не имеет абсолютного преимущества.
Первая женская пресса «Женская учебная газета» была основана в Шанхае с помощью реформ 1898 года. Она была основана женой Ляна Цичао — Ли Хуэйсянь, дочерью Кан Ювэя — Кан Тонгвэй и Цю Юфан. «Они первыми открыли исторические истоки участия женщин в журналистике». [1] В то время, когда Китай находился в состоянии войны, тематика женской прессы заключалась в спасении страны, стремлении выжить, призывая женщин также участвовать в борьбе с иностранной агрессией. Именно в то время женщины начали рассматриваться как самостоятельные личности. «Женщины выступают за то, чтобы сломать оковы мужской власти над ними,открыто предлагают женщинам участвовать в политике, выступают за равенство между мужчинами и женщинами, поощряют собственный патриотизм и самосовершенствование, критикуют традиционно отсталые и консервативные представления о женщинах и призывают бороться за их права». [2]
Вслед за «Женской учебной газетой», «Китайская женская газета», основанная Цю Цзинь, начала оказывать сильное влияние. Цель состояла в том, чтобы «вырваться из рабства идей, побудить женщин учиться и создать основу для создания собственных коллективов в дальнейшем». [3] Основное содержание газеты — распространение женских знаний и образования. Что касается политики, то она склонялась к Национально-демократической революции, преследованию прав женщин и доступу к политическим устремлениям.
Роль женщин начала простираться от семейной жизни до общественно-политической. Образ женщины из традиционной жены и матери превратился в передовую женскую интеллигенцию. В центре их жизни уже не просто семья, а стремление к равноправию и свободе мыслей.
«Период от Синьхайской революции (в 1912) до создания нового Китая (в 1949), то есть Китайской Республики, считается кульминацией развития женской прессы. Согласно статистике, в то время в Китае было около 600 видов женских пресс» [4], и многие из них имеют довольно очевидные политические тенденции.
Поэтому мы выбрали две журнала «Женский журнал» (1915–1931) и «Центральная женская газета» (1935–1948), так как они были показательными и влиятельными в течение того периода.
«Женский журнал» был самым влиятельным журналом того периода с очень заметными временными характеристиками». [5] Не только различные иго, которые связывали женщин в предыдущие феодальные времена, но и поощряли независимость и освобождение женщин под влиянием более новых идей. Процесс реформ и изменений также отражает траекторию китайских женщин от вассала к независимости, от семьи к обществу.
После Синьхайской революции китайское общество претерпело огромные изменения, но это не изменило саму суть мужской общины. По-прежнему доминирует традиционное понятие «верная супруга и добродетельная мать». В первые дни журнала «Женский журнал» акцент в образовании женщин был сделан на практичность. Ведение домашнего хозяйства было одним из важных пунктов. Конечно, это также отклик и уважение к освободительному движению, ведь подавляющее большинство женщин в Китае до этого были неграмотными. Но основная причина заключалась в том, что новые формы образования и улучшения знаний помогли женщинам лучше заботиться о муже и обучать детей.
В Китае после Синьхайской революции, в дополнение к традиционной женской фигуре, такой как мудрая жена, также включила в себя новые образы, вызванные тенденциями времени, такими как учителя, школьницы, работницы, сотрудницы и. т. д.
В тот период количество школьниц стало многочисленным, поэтому они были более восприимчивы к общественному вниманию. Однако женщин с высшим образованием осталось очень мало. «По статистике, в 1922–1923 годах в университете училось 34 880 человек, из них студенток было всего 887, что составляло всего 2.5 %». [6] Из этого можно сделать вывод, что женщин, которые получали высшее образование, было мало.
Значение образования для современной женщины не просто объясняется этим термином, также играет ключевую роль в преобразовании и изменении морали общества. В «Женском журнале» школьницы из Шанхая «делают модные прически и держат в руках кожаные сумки», они становятся представителями моды. Под влиянием западной культуры «школьницы того времени очень любили одежду в западном стиле и не радовались одежде и тканям, произведенным на родине, а предпочитали покупать экзотические вещи. Хоть и со зрением у них было все в порядке, они носили золотые очки; даже в хорошую погоду надевали кожаные сапоги на высоком каблуке». [7]
Позже, японская школьная одежда приобрела популярность в школах Китая. Белая блузка и черная юбка стали эталоном образа школьницы. Поскольку в обществе школьниц было относительно мало, к ним относились с уважением. Некоторые люди пытались подражать одежде школьниц, чтобы завоевать уважение других. Таким образом, влияние учащихся женщин на формирование женского образа было очень велико.
Женщины-революционеры являлись продуктом той эпохи и выражением подъема женского сознания. Они относились не только к женщинам-воинам, которые сражались на фронте, но и к женщинам, которые занимались материально-производственными услугами для революционного дела. Женщины-революционеры — это выдающиеся образы, будь то в журналах «Женский журнал», «Центральная женская газета» или в других газетах. Китайские женщины, стремясь к идейной независимости и освобождению, сталкивались с опасными ситуациями в стране. Они готовы были использовать свои силы, чтобы спасти страну, присоединиться к делу революции и пожертвовать собой. Они являлись группой женщин с высоким уровнем сознания. В тексте «Женщина-товарищ» изображается красивая девушка из богатой семьи,отказавшаяся от комфортной семейной жизни и стремящаяся к пути жертвоприношения и преданности родине. В дополнение к этим женщинам-солдатам было много женщин, которые служили революционному делу. Они своими руками шили одежду, обувь и собирали лекарства для бойцов фронта. Несмотря на то, что они не были на переднем крае революции, они вносили свой вклад с усердием и потом.
После создания нового Китая правительство разработало ряд законов, гарантирующих женщинам равные права. Женщины освободились от феодального ига. Но процесс эмансипации — это также процесс устранения пола. Об этом можно узнать на обложке журнала «Китайская женщина», а также в статьях появились новые женщины в области мужского господства в прошлом, и они показали, что женский образ имеет «бесполый» (или мужественный) характер. [8] То есть, это образ женщины, который одевается, под мужчину, чтобы существовать как мужчина.
Во время Культурной революции женщины носили единую военную форму, и вся страна говорила то же самое о Мао Цзэдуне, образ женщины был красным гвардейцем, который боролся за классовую борьбу.
С прогрессом реформ и открытости китайские женщины освободились от военной, рабочей одежды, одежды из сельскохозяйственной отрасли. Они попрощались с ролью «женщины равны мужчинам» и восстановили давно потерянную гендерную роль. Женщины снова как женщины. Некоторые из них решили вернуться домой, в то время как другие решили работать в различных отраслях.
«В современных китайских средствах массовой информации женский стереотип в основном относится к искусственной иммобилизации первоначально богатого женского образа». [9] Это выражение в современных средствах массовой информации превращает женщину в фиксированный символ, который передает определенное сообщение, выполняет единую интерпретацию информации. Общий образ современных женских стереотипов делится на три категории в китайской женской прессе.
Во-первых, это семейный добродетельный женский образ. В первую очередь, женщины в семейном сценарии демонстрируют образ верной жены и добродетельная матери. В современных женских журналах образ семейной женщины составляет около 50 %, и в современных СМИ очень популярен образ добродетельной семейной женщины. И такие журналы указывают на то, что основной смысл женской жизни — забота о семье, муже и детях.
Во-вторых, это профессиональный сильный женский образ. В основном это женщины, которые имеют свою собственную независимую работу и достигают больших успехов в карьере. Женщины этого типа живут в городах, отлично работают и получают высшее образование. Они экономически независимы, идеологически мятежны и не подвержены влиянию традиционных женских взглядов. Это вызов традиционной китайской концепции «Женщина должна хорошо заботиться о домашнем хозяйстве, а мужчина о бизнесе». Этот образ в женской прессе часто носит однообразную профессиональную одежду, отдает все силы работе, отличается усердием, часто сталкивается с разочарованием. «Современные СМИ бессознательно добавляют некоторые негативные факторы при описании этого образа. Женщины, у которых есть только карьера, но глубоко в душе очень печальны». [10]
В-третьих, красивый представитель. Такие женские образы очень распространены в средствах массовой информации. Красота является важным элементом информационных средств массовой информации, будь то на радио, телевидении или в интернете. В современной прессе красивая внешность оказывает влияние на визуальное впечатление, а также является залогом успеха. В мужских областях, таких как баскетбол, футбол или автоспорт, часто появляются такие персонажи, как девушка на футболе, девушка на баскетболе, автомобильная модель и т. д. Они больше воспринимаются как красивый символ.
Таким образом, семейный женский образ всегда занимал большую долю как в прошлом, так и в настоящем, как в женской прессе в России, так и в китайской прессе. В российской и китайской женской прессе семейный женский образ больше всего воспринимается широкой публикой. Но образ женщины может измениться из-за экологических, экономических, политических и культурных факторов в обществе. Общество создает образ женщины, и его изменения также отражают перемены в обществе.
С развитием и прогрессом общества образ женщины также претерпел изменения, появилось много новых женских ролей, таких, как работница, учитель, женский политик и. т. д. Это означает развитие социального статуса женщины, освобождение от мыслей и пробуждение женского самосознания. Женщины больше не являются приложениями к мужчине, а участвуют в общественной жизни как самостоятельные личности. Но в мире, где все еще доминируют мужчины, женщинам предстоит пройти долгий путь к достижению истинного «равенства мужчин и женщин».
Литература:
- Лю Ренфэн. История китайских женских газет. -Пекин. Пресса о социальных науках Китая. 2012.-C. 35. (на кит. яз.).
- Дэн Яоронг. Кан Тонгвэй, основатель первой женской газеты Китая. // Китайский репортер. 2013.-С. 64. (на кит. яз.).
- Чжоу Чжаои. Рост и значение китайских современных женских газет. Вестник Хэбэйского педагогического университета. 2007.-С. 33.
- Ли Инхонг. Столетний обзор китайских пресс в Китае. // Друзья редактора. 2009. №.3. С-54. (на кит. яз.).
- Лю Ренфэн. История китайских женских газет. -Пекин. Пресса о социальных науках Китая. 2012. C-143. (на кит. яз.).
- Дэн Сяонань., Ли Жендэ. История китайских женщин. Пекин. Издательство Пекинского университета. 2011. -C. 243. (на кит. яз.).
- Ю Хонг. Культурная интерпретация изменений костюма в позднем Цин и раннем Мине. Хэфэй. Вестник университета Аньхой. 2007.-С. 57. (на кит. яз.).
- Чжан Юлян. Железная леди, добродетельная жена, модная девушка-женские образы, созданные китайскими женскими журналами. Репортаж китайских СМИ. 2009. № 1. -С. 23. (на кит. яз.).
- Чжан Хэнцзюнь. Критика женского стереотипа в современных СМИ. // Мир новостей. 2012.-№ 1. С.50-53. (на кит. яз.).
- Сунь Лу. Об эволюции женских стереотипов в современных медиа. // Вестник университета Сучжоу. 2004.(на кит. яз.).