Образ советской женщины на страницах журнала «Работница» за 1940 – 1953 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №7 (7) июль 2009 г.

Статья просмотрена: 2545 раз

Библиографическое описание:

Гамелько, Е. В. Образ советской женщины на страницах журнала «Работница» за 1940 – 1953 гг. / Е. В. Гамелько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/archive/7/543/ (дата обращения: 19.12.2024).

Средства массовой информации (СМИ) создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования социальной реальности. Наряду с этим, важная роль СМИ определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений. Представления о мужественности и женственности также создаются при помощи СМИ.

Именно масс-медиа поставляют нормативные гендерные образцы, которые затем получают распространение и воспроизводятся индивидами в повседневной жизни.

Основным источником материала для исследования послужили массовые женские советские журналы. Вообще журналы как культурный феномен являются одним из способов репрезентации социальной реальности и тех культурно-идеологических ценностей, которые составляют смысловую основу данного исторического периода

Для исследования использовался журнал «Работница», как массовый источник, посвященный женской проблематике с 1940 по 1953 гг.

Журнал «Работница» вышел в 1914 г. в качестве редакции газеты «Правда», он имеет ярко выраженную идеологическую природу, так как был изначально создан с целью несения в массы женского народа идей пролетарской революции.

Было выявлено 182 единицы журналов за 1940 – 1953 гг.

Выбор данного периода связан с тем, что 1940 г. является первым доступным для исследования годом (журналы за 1914 – 1939 гг. не сохранились). 1953 г. завершает период нахождения у власти И.В. Сталина и свидетельствует о смене правителя и переходе на несколько иную ступень развития советского общества, возможно по этой причине могли произойти и некоторые изменения в проблематике журналов.

Для определения обобщенного образа советской женщины, для реконструкции данного образа была взята рубрика «литературная страничка» в стиле социалистического реализма.

В основу анализа легли следующие критерии: возраст женщины; образ жизни; профессия (рабочая, крестьянка, служащая); семейное положение; наличие детей; жилищные условия; описание внешности; черты характера; отношение к власти; досуг; мода.

Профессиональный критерий в описании женщины отмечается авторами статей всегда. В результате в рамках данного критерия удалось выделить рабочую, которая непосредственно участвует в производстве, занимаясь физическим трудом; крестьянку, которая задействована в сельскохозяйственном производстве; служащая. В последнюю категорию включены не только специалисты и руководящий состав предприятия, но и деятели культуры и искусства.

В результате из 182 женщин получилось 44 работницы, что составляет 62% от общего количества 4 крестьянки`– 6 % и 15 служащих – 21%. Из вышесказанного видно, что большее количество женщин (62%) составляют рабочие. В рамках данного критерия, в период с 1940 по 1953 гг. встречаются следующие профессии: лесоруб, машинист, лесозаготовщик, сталевар, ткачиха, горняк, строитель, энергетик, слесарь-монтажник, токарь, шофер.

Образ работницы в журнале задается перечислением основных общественных «дел», которыми она занята. Какой же опыт приобрела работница? Она многое пережила, много видела, много узнала и многому научилась. Еще недавно бывшая отсталой во всех отношениях, она с каждым днем делает шаги вперед. Постоянно задумывается над получением образования, приобщением к культурной жизни.

Женщины в те года работали на предприятиях наравне с мужчинами, тем самым реализовывали право на труд. Очевидно и то, что вовлечение женщин в среду общественного производства обернулось вовлечением их в сферу неженского труда. Они работали строителями и железнодорожными рабочими в городе, водителями машин, водителями трамваев, грузовиков, машинистами подъемных кранов. Масса женщин оказалась на вредных для здоровья производствах – химическом, металлургическом, даже в «горячих цехах». Перечень упоминавшихся «женских» профессий в журнале «Работница» в начале 1940-1953 – х гг. поражает своим «неженским» характером. Упоминаются женские бригады электриков, работающие на многих крупных стройках. Именно профессия слесаря, по мнению журнала «Работница», больше всего подходит женщинам. «Слесарное дело не требует особенно значительного мышечного напряжения, не требует поднятия больших тяжестей. Слесарное дело вполне доступно человеку средней физической силы, оно не заключает в себе каких-либо особенных вредностей.

Эта женщина соревнуется с мужчинами и порой даже более успешна, чем мужчины. Так в семье лесорубов, (рассказ «Ссора»[1.С.25-27], возникает конфликт в семье только из-за того, что бригадир постоянно отмечает заслуги жены, говоря о ее нелегком труде, о ее самоотверженности, упорстве и силе характера. Муж в данной ситуации не может и не хочет проявлять инициативу на работе, не желая  затенить супругу. Ситуация меняется только после ухода мужа на другой объект.

Авторы выделяют женщину средних лет (от 25 – 55 лет). Она большую часть времени проводит на работе, у нее не хватает времени на семью. Она активистка, ударница труда. У нее есть семья в составе трех – четырех человек: муж, она -  жена, дети. Редко можно встретить описание внутрисемейных отношений, чаще это разговоры о проделанной работе, об успехах и неудачах. Она много говорит о своей приверженности советской власти, которая дала ей возможность реализовать себя на производстве, она теперь может наравне с мужчиной участвовать в производственной деятельности. Она совмещает функции труженицы и матери. Очень редко встречается информация при описании внешности. Как правило, это лишь описания ее физических параметров, а не внешних особенностей, отличающих их друг от друга. Это «жилистая», «круглолицая»,  «широкоплечая» женщина, большая часть времени которой занимает работа на производстве. Для нее важен сам факт работы на производстве, перед нами редко предстанет женщина-домохозяйка. Но и здесь выполняя огромную домашнюю работу, следя за семьей, она всячески проявляет свое отношение к создавшемуся положению, вспоминает свою трудовую деятельность, всячески напоминает мужу о былых временах, о том, как ей было хорошо в коллективе.

В то же время она заботится о семье, у нее нет времени на себя. «иногда она бросала возню, уходила из кухни и садилась на диван с книгой». За редким исключением встречаем женщину-рабочую дома за швейным делом или за чтением книг, не говоря уже о посещении театра и кино.

Идеальный образ работающей матери, с точки зрения коммунистической морали, был несовместим со свободой сексуальных отношений и выбором так называемого демограф-го поведения. В 1936 г . было принято постановление о запрете абортов[2.С.316-321], а в 1954 г .подписан Указ[2.Т.7.С.492-497], согласно которому только официально зарегистрированные браки предоставляли супругам права и обязанности. Все «свободные фактические браки приравнивались к внебрачным связям, а детям, рожденным в таких браках, в свидетельствах о рождении вместо указания имени отца ставился прочерк. Женщина, родившая ребенка вне зарегистрированного брака, подвергалась общественному порицанию, а ребенок получал пожизненное клеймо незаконнорожденного. Тяжесть вины за рождение ребенка вне брака, полностью ложившаяся на женщину, во многом послужила причиной реставрации для женщин запрета на добрачные сексуальные связи и требований целомудренности и непорочности при вступлении в брак.

Автор статьи «Светлана» акцентирует наше внимание на матери-одиночке, которой недавно исполнилось 19 лет, она одна и на руках у нее 3-х месячный ребенок, в округе все всячески выказывают свое пренебрежение, а родители выгнали ее из дома, не желая разделять ее позор.

В годы Великой Отечественной войны, как подчеркивают исследователи, женственность имела три образа: ждущей и молящейся за спасение сыновей матери; преданной и верной жены; дочери, защищающей свою Родину. Особую ценность приобретают образ матери, с которой стала ассоциироваться сама Родина, и присущие ей сострадание, забота, желание защитить своих детей[3.С.122].

Женщины и девушки служили в рядах Красной Армии, участвовали в партизанском движении, принимали самое непосредственное и деятельное участие в изгнании оккупантов с советской земли и в полном их разгроме. В ряды вооруженных защитников социалистического Отечества встали женщины всех профессий, возрастов и национальностей. Образ женщины в то время стал символом матери-Родины, звавшей на разгром вторгшихся в нашу страну «фашистских орд»[3.С.125].

После войны возросла ценность семьи, но одновременно и общественное производство испытывало поистине колоссальную потребность в трудовых ресурсах. Вновь, как и в 30-е гг., работающая мать стала видимым образом советской женственности.

Несколько иное представление складывается о женщине-служащей (21%). Это и архитектор, и художник, и инженер, и швея, учитель и экскурсовод. И все-таки все они описываются с позиции профессиональных данных. Это интеллигентная дама, с несколько иными «видовыми параметрами»: «целеустремленная», «добрая», «самокритичная», «начитанная». Она имеет и более утонченную внешность, стройная, с нежным лицом, большими яркими глазами.  Она рвется к знанию, расширяет умственный кругозор, посещает общепартийные собрания и школу политграмоты., не только сама знает, но и другим умеет передать свои знания, правильно и толково объясняет непонятное, на собраниях и лекция внимательно, жадно, с интересом слушает, задает вопросы. Она постоянно повышает свой интеллектуальный уровень, много читает, но все так же много времени уделяет любимой профессии, у нее едва ли хватает времени на семью, а если оно появляется, старается, как можно чаще посещать театры, кино, больше заниматься с детьми. Нередко создаваемый образ женщины-служащей более молодой, Во–первых она моложе, нежели у рабочей. Она только окончила университет, приехала по месту распределениями и только здесь она устраивает свою жизнь. Она как самый грамотный человек в деревне представляет весь народ, вступает в защиту молодой девушки, которая борется за свою любовь. Она готова помогать каждому, кто к ней обратится. Несмотря на то, что она выходит за рамки обычного рабочего класса, а представляет интеллигенцию, она близка к обычному народу, самоотверженна и очень внимательна к проблемам каждого[1. №7.С.24-26].

Необходимо упомянуть и о другой категории обслуживающего персонала женщин-служащих, таких, как парикмахер. Эти профессии не получили должного уважения и почета. Да и сама она говорит о себе: «Кругом люди работают, а я только время попросту провожу, даже совестно на глаза строителям попасться»[1. №9.С.21-24].

Еще один немаловажный статус советской женщины – крестьянка. Но эта сельская жительница мало, чем отличается от простой рабочей завода. Она обычная доярка, которая работает, не покладая рук, не имеет высшего, а порой и среднего образования, трудится на благо колхоза. Старается участвовать во всех мероприятиях деревни[1. №26.С.21-23]. У нее есть семья, на которую так же не хватает времени.

Таким образом, на страницах журнала представлено три типажа женщины. Было проанализировано три главных образа за 1940 -1953 гг.: женщина-работница, женщина-служащая и женщина-крестьянка. Первое, на что обращает внимание, - это ограниченное количество ролей и образов, в которых репрезентируются женщины, хотя это не удивительно, поскольку известно, что в советском идеологическом дискурсе были представлены два основных иконографических образа: женщина-труженица и женщина-мать. Они мало, чем отличаются друг от друга, у всех есть работа и семья, для каждой работа стоит на первом  месте. Все эти образы очень похожи, трудно выделить какую-нибудь индивидуальность, нет четкого изображения внешности, которое бы выделяло ту или иную женщину. Поэтому очень сложно на данном этапе исторического развития говорить о женщине-индивиде. Нет сомнения в том, что она получила некие равные права с мужчиной: на равный труд, свободу выбора профессии. Но очень сложно при этом выделить ее, она так же как и мужчина работает на тяжелом производстве, подчас на совсем неженской работе, не щадя свое здоровье. У нее нет времени на себя.

Список литературы

1. Работница. -1940-1953.

2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – М. 1990. –.Т.6. – С.316-321.

3. Новикова Э.Е. Женщина. Труд. Семья .-М.:Профиздат,1978.- С.122.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Женщина, время, образ, семья, общественное производство, описание внешности, работающая мать, советская женщина, социальная реальность, часть времени.


Похожие статьи

«Статья» как жанровая универсалия в критике 40-х годов (на материале журнала «Отечественные записки»)

Советское законодательство о положении женщины в 1917-1930-гг.

Зарождение и развитие советского исполнительного производства (1918 – 1936 гг.)

Отражение в прессе Иркутской области изменений общественной жизни периода перестройки (1985 – 1991 гг.)

Особенности освещения колчаковского переворота в периодической печати Москвы и Петрограда

Творческий путь Н. А. Тархова и периодизация его искусства

«Вятская речь» как исторический источник изучения особенностей политической культуры провинциальной общественности весной 1917 года

Пропагандистско-мобилизационная роль газет в первый год Великой Отечественной войны (на примере «Советской Сибири»)

Деятельность Советов народных депутатов Среднего Поволжья по решению проблем потребления в 1985 – 1991 гг.

Исторический анализ становления творческого мировоззрения личности за рубежом

Похожие статьи

«Статья» как жанровая универсалия в критике 40-х годов (на материале журнала «Отечественные записки»)

Советское законодательство о положении женщины в 1917-1930-гг.

Зарождение и развитие советского исполнительного производства (1918 – 1936 гг.)

Отражение в прессе Иркутской области изменений общественной жизни периода перестройки (1985 – 1991 гг.)

Особенности освещения колчаковского переворота в периодической печати Москвы и Петрограда

Творческий путь Н. А. Тархова и периодизация его искусства

«Вятская речь» как исторический источник изучения особенностей политической культуры провинциальной общественности весной 1917 года

Пропагандистско-мобилизационная роль газет в первый год Великой Отечественной войны (на примере «Советской Сибири»)

Деятельность Советов народных депутатов Среднего Поволжья по решению проблем потребления в 1985 – 1991 гг.

Исторический анализ становления творческого мировоззрения личности за рубежом

Задать вопрос