Влияние семьи на развитие лексической компетенции ребёнка в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 31.01.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Коннова, О. В. Влияние семьи на развитие лексической компетенции ребёнка в дошкольном возрасте / О. В. Коннова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78256/ (дата обращения: 01.03.2021).



В данной статье автор пытается привлечь внимание родителей и ближайшее окружение ребёнка к необходимости постоянного взаимодействия с ребёнком, так как это является неотъемлемой частью в период развития лексики в онтогенезе.

Ключевые слова: дети, развитие речи в онтогенезе, периоды, этапы, лексика.

In this article, the author tries to draw the attention of parents and the child's immediate environment to the need for constant interaction with the child, since this is an integral part during the development of vocabulary in ontogenesis.

Key words: children, development of speech in ontogenesis, periods, stages, vocabulary.

С развитием мышления и психическими процессами, со всеми компонентами речи и их развитием: грамматического и фонетико-фонематического строя речи, тесно связан словарь ребёнка и его развитие. Ребёнок с помощью слов обозначает, то, что данный момент доступно его пониманию. Первыми появляются слова конкретного значения в словаре ребёнка, а в дальнейшем и обобщающие понятия.

В то время, когда идёт развитие ребёнка в отношение представлений об окружающем мире, одновременно идёт развитие и самой лексики. Знакомя ребёнка с окружающим миром, с его предметами, явлениями, действиями, признаками, мы насыщаем словарь ребёнка и развиваем его самого во всех направлениях.

Взаимодействуя с родными и общаясь с мамой с применением речевой и неречевой деятельности, ребёнок осваивает окружающий его мир. А. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. В раннем возрасте ребенок осуществляет свою деятельность совместно со взрослым, поэтому общение носит ситуативный характер.

В психологической и психолингвистической литературе на сегодняшний день подчеркивается, то что к предпосылкам развития речи относят два процесса. Первый неречевая предметная деятельность ребенка, с помощью, которой рассматривается чувственное восприятие мира. Второй обогащение словаря, через речевую деятельность взрослых и их общение с ребенком. Самое первое общение ребенка со взрослыми происходит на уровне контакта по выражению своих потребностей. Необходимость приобщения ребенка с помощью звуковой символики к знаковой системе языка. Здесь ребенок сознательно подключается к речевой деятельности присоединяется к общению с помощью языка. Такое «присоединение» происходит через простые формы речи, с понятными для ребенка словами, которые связаны с какой-то конкретной ситуаций.

От того в какой социальной среде воспитывается ребёнок, зависит развитие лексики. Дети одного и того же возраста могут иметь разный объём словарного запаса, это зависит от социально-культурного уровня семьи, так как только в процессе общения происходит усвоение слов ребёнком. [3]

С появлением у ребёнка в речи, таких компонентов в общем комплексе раздражителей, как многократное повторение слов, подражательность кому — то способствует усилению слова. На данном этапе развития у ребёнка в речи, появляются нерасчленённые слова, которые называют «лепетными словами». Которые представляют собой фрагмент услышанной ребёнком фразы, состоящей из ударных слогов (панама — нама, собака — бака). Данный период ещё может называться «слово-предложение».

В данный момент ещё не происходит сочетания слов по правилам грамматики языка в слово — предложении. Слово на данном этапе ещё не обладает грамматическим значением.

Слова- представления на этом этапе выражают либо повелением (на дай), либо указание(там), либо называют предмет (киса, ляля) или действие(бай).

С 1,5 до 2 лет у ребенка происходит расчленение на части комплексов, которые в свою очередь вступают между собой в различные комбинации (бай. Лиза ляля). На данном периоде у ребёнка происходит резкое увеличение словарного запаса. Предметное соотнесение слова, и развитие его значения способствует развитию слова у ребенка.

Анализируя развитие значение слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалась значение слова помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [1, с. 51]

Во время взаимодействия ребенка с предметом первоначально возникает новое слово.

Первая в жизни ребёнка стадия развития слов проходит в виде условных рефлексов. Воспринимая появившееся новое слово (условный раздражитель), ребенок связывает предмет со словом, а в будущем и воспроизводит его.

В период появления у ребенка вопросов типа «что это?», «как это называется?» происходит переход к активному расширению словаря от пассивного в возрасте от 1,5 до 2 лет. Таким образом, в первую очередь ребёнок получает знаки от окружающих его людей, а в последующем осознавая их, открывает для себя функцию знаков. К 3,5–4 годам соотношение предметов со словом у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер, но несмотря на это, формирование предметного соотношения на этом не заканчивается. Уточнение значения слова происходит в процессе формирования лексики.

Экспериментируя с новым словом, ребёнок пробует его применить в своей речи, и значение «нового слова» в словаре ребёнка будет первое время расплывчато. Первое время данное слово может иметь несколько значений. Это и действие с предметом, и признак, и сам предмет. Например, всё пушистое или кошку (воротник, меховую шапку) ребёнок в своей речи может обозначать одинаково, словом «кых». Но для того, чтоб близкие имели представление о чём, идёт речь, ребёнок к каждому случаю относит свою интонацию и жест, которые уточняют его значение. В этот момент происходит и развитие значения структуры слова.

У каждого слова структура значения сложна. В её содержание входит и определение конкретного образа предмета, и определение самого предмета — пора мечтаний, унылая пора, короткая пора. В связи с этим и в зависимости от контекста слово принимает разные оттенки значения.

Так, например, слово «перешел» в зависимости от контекста приобретает разный оттенок значения в предложениях: Он перешел улицу, Он перешел границу. Он перешел всякие границы, Он перешел на второй курс.

Огромное значение имеет интонация с ее помощью слово приобретает разное значение. Например, сарказм издевку, высшую степень похвалы, все это может передать слово с помощью интонации. Взрослея дети с нормально речевым психическим развитием меняют свою стратегию в поисках ассоциативных реакций. Производные слова, появляющиеся в словаре ребёнка, дают возможность быстро обогатить его, в этот момент формируется лексика, которая в свою очередь связана с процессами словообразования. Словообразование является результатом механизмов и действий, лексических единиц, которые в свою очередь определяют лексический уровень языка выступает совместным отражением способным к образованию новых слов на основе определенных правил комбинации морфем и структуре производного слова.

Становление системы словообразования связывается с появлением генерализации, механизмом детского словотворчества и с формированием языковых обобщений. К словообразовательным средствам ребенок прибегает из-за своей ограниченности в лексических средствах, тогда, когда не может выразить новые представления об окружающим действительности.

В детском словотворчестве проявляется способность ребенка не владеющим, готовым словом, «изобретать» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам. В самостоятельно созданное ребенком слово, взрослые вносят коррективы, если замечают, что данное слово не соответствует нормативному языку. В случае если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка [4]. Знакомство с языком как с системой происходит в процессе речевого развития ребенка. Всю сложнейшую языковую систему, со всеми закономерностями языка которую использует взрослый в своей речи, ребенок сразу еще не способен усвоить. В процессе развития языка на каждом из этапов ребенок представляет систему, с определенными правилами комбинирования языковой системы взрослых. Формирование лексической и словообразовательной системы происходит по мере развития речи ребенка, языковая система расширяется, происходит усложнение на основе усвоения все большего количества правил. В результате формирования у ребенка обобщения происходит отражение и закрепление в, сознании системных связей языка. В процессе восприятия и использования слов, имеющих общие элементы, в сознании ребенка происходит членение слов на единицы.

Сформированность одних и в то же время несформированность других языковых обобщений проявляется в отражении детского словотворчества.

Активное, творческое отношение ребенка к слову принадлежит основной роли в детском словотворчестве.

Согласно гипотезе Г. А. Черемухиной и А. М. Шахнаровича, механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно, словообразовательного и лексического значения. [6, с.103]

В процессе исследования номинации во время ответов на вопросы у детей от 2 лет 10 месяцев до 7 лет 3 месяцев, было показано, что лексический и слово образовательный уровень находятся в динамическом взаимодействии. В зависимости от возрастного периода они используются или как фоновые, или как ведущие создании единицы номинации. А в ответах детей (2лет 10 месяцев-3 лет 8 месяцев) было видно, что в этот период преобладает лексический уровень, а вот этап овладения правилами словообразования еще только начинается. В возрасте (4 лет-5 лет 2 месяцев) наблюдалось больше число слов неологизмов, что свидетельствует о преобладании словообразовательно уровня. Дети в возрасте (6 лет 1 меяца-7 лет3 месяца) чаще пользовались лексическими единицами языка в процессе номинации, а вот к использованию словообразовательных средств они обращались в случае если забывали нужное слово или дефиците времени. Таким образом, можно утверждать, что на ранних этапах овладения языком главная и ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а далее на первый план приходит словообразовательный уровень. Детское словотворчество характеризуется употреблением регулярных (продуктивных) словообразовательных моделей. Усвоив продуктивную словообразовательную модель, ребенок «генерализует» эту модель [3, с.125] переносит ее по аналогии на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям, что проявляется в разнообразных ненормативных словообразованиях. Основа «генерализации», лежит в том, что аналогичным образом (заячий-лисячий, ежачий, слонячий, снежинки-пружинки). Анализируя речь окружающих, ребёнок из услышанных слов вычленяет определённое значение. Так выделив морфему из слов «сахарница», «мыльница», ребенок производит соотношение с посудой.

Таким образом, происходит закрепление в сознании ребёнка, модели, которая на основании вычленения словообразовательной морфемы из слова, в которых определённые значения связываются с определённой звуковой формой.

Ребёнок не так заимствует слова из речи окружающих его людей, в процессе речевого общения и не просто в пассивном словаре закрепляет слова и словосочетания. Активный ребёнок, в процессе овладения речью: на основании анализа слов, полученных от окружающих, с помощью выделения морфем получает новые слова. Таким образом, в процессе овладения словообразованием, ребенок осуществляет следующие операции: вычленение морфемы из слов обобщений значения и связи этого значения с определенной формой синтез морфем при образовании новых слов. Так продолжая знакомиться с окружающим миром, ребенок пополняет пассивный и активные словари, преобразуя в дальнейшем свою речь. И так взрослый играет важную роль в развитие и становление речи ребенка с первых дней его жизни и является помощником на протяжении всего периода взросления.

Подводя итоги, можно сказать, что «слово для человека является величайшим орудием» И, чтоб владеть этим орудием нужно учиться этому на протяжении всей жизни. От этого будет зависеть и зависит всё в жизни человека и социальный статус, и профессиональная карьера. Сначала ребенок общается с мамой и окружающим его миром через гуление. Благодаря гулению ребенок усваивает интонационную систему языка копируя интонацию окружающих его людей. Но на смену гуления приходит лепет, примерно к концу первого началу второго полугодия жизни и длится до конца первого года. В этот период идет усвоение слоговой структуры слова. Если у ребенка не происходило перехода от гуления к лепету, то родителям стоит забеспокоится, все ли в порядке у младенца его слухом.

В период овладения лепетом обогащается интонационная окраска, звука начинают повторяться (ба-ба-ба, ма-ма-ма) и превращаются в слова, которые становятся компонентами мышления. Далее с помощью указательного жеста с сопровождением звуков с интонацией ребенок учится просить или объяснять, свои желания. Следующий этап появление фразы. Главной задачей взрослых, которые окружают малыша, иметь правильную, грамотную речь, общаться с ребёнком так, чтоб малыш видел его лицо, эмоции, видел артикуляцию, хорошо слышал меняется интонацию. Все это неотъемлемая часть того, что малыш пройдет все этапы становления речи в онтогенезе благополучно. Так как взрослое окружение для малыша является средой развития и от данной среды зависит как пройдет основное формирование речи.

Вывод: Для того, чтоб ребёнок смог овладеть правильной речью, важным условием является речевая атмосфера дома, в которую ребёнок погружён с первых дней своего рождения. Поэтому так необходима для овладения грамотной речью ребёнку его семья и близкое окружение.

Литература:

  1. Выготский Л. С. /Мышление и речь. / Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999г.
  2. Лалаева Р.И; Серебрякова Н. В. /Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. /Союз/ С.- Петербург 1999г.
  3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. /Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. / Ростов н/Д: «Феникс», 2004г.
  4. Ушакова Т. Н. /Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы Третьего симпозиума по психолингвистики, М... 1970г.
  5. Цейтлин С. Н. /Язык и ребёнок. Освоение ребёнком родного языка/ — Изд.: Владос, 2017г.
  6. Черемухина Г. А., Шахнарович А. М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / Под ред. А. А. Леонтьева. — М., 1976.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, ребенок, детское словотворчество, окружающий мир, речь, грамотная речь, значение слова, лексический уровень, словарный запас, словообразовательный уровень.


Ключевые слова

дети, лексика, этапы, развитие речи в онтогенезе, периоды
Задать вопрос