Обогащение словарного запаса младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 12.05.2014

Статья просмотрена: 9934 раза

Библиографическое описание:

Толстова, В. Г. Обогащение словарного запаса младших школьников / В. Г. Толстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 565-567. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10935/ (дата обращения: 06.10.2024).

Развитие речи — актуальная задача обучения в начальной школе. Речь выполняет функции общения, эмоционального самовыражения человека и воздействия на других людей. Речь — это способ познания действительности. От того, как ребёнок овладел связной речью, зависит качество его обучения, знания, умения и навыки по всем предметам, а не только по русскому языку и литературе. Развитая речь помогает детям лучше выразить свои чувства, мысли. Бедный словарный запас не даёт детям полноценно общаться и со взрослыми и с детьми.

Психолог Н. И. Жинский писал: «Речь-это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Следовательно, речевое развитие способствует развитию мышления. К сожалению, между детским садом и школой до сих пор нет настоящей преемственности. Дети, поступающие в школу, плохо владеют речью, у них не развиты мыслительные операции. Их почему-то учат читать, а не рассказывать, объяснять, запоминать, воспроизводить. В первом классе на детей накладывается двойная нагрузка.

При поступлении в первый класс ребёнок подвергается сильному эмоциональному стрессу. Даже хорошо развитый малыш испытывает определённые трудности в новой для него школьной жизни. Многие дети теряют аппетит, испытывают бессонницу, а других, наоборот, всё время тянет в сон. Как же тяжело ребёнку, у которого плохо развита речь! Его трудно понять и детям, и взрослым. Учитель должен приложить максимум усилий для того, чтобы успокоить ребёнка, расположить его к себе и помочь ему овладеть правильной, грамотной речью.

Часто такие дети направляются для обучения в коррекционный класс 7 вида.

У некоторых учащихся, которые приходят в первый класс, обычно недостаточно развита связная речь, очень бедный словарный запас, не развито логическое мышление, слабая память. Чтобы научить детей правильно, точно, красиво выражать свои мысли в устной и письменной речи, необходимо систематически вести работу по обогащению словарного запаса. Словарная работа ведётся на протяжении всех четырёх лет начальной школы: во время обучения грамоте, работы над словом, над словосочетанием, предложением, текстом. Прежде всего надо выяснить объём словарного запаса детей; какие слова и выражения им непонятны или вовсе незнакомы. Ставя перед собой задачу помочь детям овладеть правильной связной речью, учитель должен анализировать каждый рассказ, стихотворение: содержательна ли речь, богат ли и разнообразен выбор слов и других средств языка.

Важнейшие требования, предъявляемые к речевым упражнениям:

-          систематичность,

-          последовательность

-          перспективность,

-          элементы новизны,

-          разнообразие видов,

-          доступность.

Чтобы новое слово вошло в словарь ребёнка необходимо, чтобы знакомство с лексическим значением слова происходило на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Чтобы детям было интересно, и лучше запоминались малознакомые слова и выражения, я в каждый урок включаю одну из рубрик «Фонематическая зарядка», «В гостях у слова», «На крыльях народных выражений». Работа строится на использовании стихов, загадок, пословиц и поговорок, фразеологических выражений.

Каждый урок развития речи начинается с фонематической зарядки. Она нужна для развития слуха и произношения учащихся. Например, для закрепления произношения звука «р» можно провести упражнение «Дятел», когда кончик языка стучит изнутри в корни верхних зубов, а ребёнок произносит д-д-д-д. Затем: остановите лошадку: тпр-р-ру! Следующее задание: заведите трактор: тр-р-р-р!

Следующим этапом урока будет «В гостях у слова»

Вот как дети работают со словом «астра».

1.         Беседа с учащимися:

—Какие цветы вы знаете?

—Показываю астру и спрашиваю название этого цветка.

—На что похожа астра (дети говорят на шарик, на тарелочку, на заколку для волос).

—А похожа ли астра на звезду?

2.         Сообщение учителя:

Астра в переводе с греческого языка «астер» означает «звезда». Как вы думаете, почему?

Какого цвета астры вы видели?

3.         Послушайте стихотворение Вс. Рождественского.

Астра.

Осень над парком тенистым… Ложится

Золото клёнов на воды пруда.

Кружатся листья…Умолкнули птицы..

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра-звезда.

Астру с прямыми её лепестками

С древних времён называли звездой.

Так бы её вы назвали бы сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевины сосем золотой.

— Как автор показывает нам, что астра похожа на звезду?

4. Затем дети под руководством учителя составляют предложения об астре.

Очень обогащает словарный запас учащихся работа над загадками, в которых есть описание предметов, сравнения, используются синонимы и антонимы, олицетворение, метафора.

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный,

Бархатный.

Дети отгадывают, что это арбуз и доказывают, почему так думают.

Естественно, что обогащать речь детей помогает чтение сказок. рассказов, стихов.

Вот четверостишие из стихотворения Сергея Есенина:

Задремали звёзды золотые.

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И туманит сетку небосклона.

Какую работу по обогащению словаря можно провести по этим строчкам! В них есть слова, значения которых детям незнакомы: затон, заводи, брезжит.

Здесь есть и олицетворение, и метафора. Учитель должен помочь детям понять чувства поэта, выразить своё отношение к картинам природы, созданным Есениным.

И такую работу нужно проводить по каждому произведению.

Необходимо, чтобы дети могли пользоваться и синонимами.и антонимами. И эта работа тоже должна быть систематической. Синонимы и антонимы употребляются не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках по другим предметам.

А какой простор для развития речи и мышления даёт работа над фразелогизмами!

Например, бить баклуши.

1.         Послушайте стихотворение, которое я сочинила сама и догадайтесь, что означает выражение бить баклуши.

Если целый день бродить.

Время праздно проводить,

Не работать, не читать.

На диване лишь лежать.

Скажет про ого народ:

—Целый день баклуши бьёт!

2.         Почему про персонажа стихотворения говорят, что он бьёт баклуши? (Потому что, он ничего не делает)

— Значит, что такое бить баклуши? (бездельничать).

3.Выражение бить баклуши первоначально означало раскалывать разбивать чурбан на баклуши (чурки для изготовления деревянных ложек), то есть выполнять простую несложную работу.

4. Далее учащиеся рассказывают о том, как они сами иногда бьют баклуши.

На любом уроке можно подобрать игры, направленные на обогащение и активизацию словарного запаса детей. Некоторые игры я придумывала сама, другие взяла из специальной литературы. Например, В.Волина «Учимся играя».

1.         «Что я возьму с собой».

Учитель предлагает детям назвать предметы, которые они возьмут с собой, если куда-то. Варианты: в поход, на рыбалку, в гости, в школу и т. д.

Например, на рыбалку я с собой возьму удочку, банку с червями, ведро, сачок, ножик, палатку, стульчик, плед и другое.

2.         «Профессии».

Трактор водит …(тракторист).

Электричку … (машинист).

Стены выкрасил … (маляр).

Доску выстругал.. (столяр).

В доме свет провёл...(монтёр).

В шахте трудится … (шахтёр).

В жаркой кузнице.. (кузнец).

Кто всё знает …(молодец).

3.«Слова».

с

т

с

т

с

т

с

т

Заполнить квадрат.

1.                  Средство переправы через реку.(мост)

2.                  Твёрдая корка на снегу.(наст)

3.                  Пункт, который охраняет часовой.(пост).

4.                  Высота человека (рост).

4.«Найди лишнее в каждом столбике»

-                   Лимон скворец город

-                   апельсин бабочка деревня

-                   капуста аист улица

-                   яблоко голубь село

5.                  «Наоборот».

Подобрать к данным словам антонимы.

Грязный -... грубый — … искусственный — …

Трусливый — … замкнутый — … слабый — …

6.                  «Буквы разбежались».

Собрать слова из данных букв.

К,Л,О,О,Е,С — колесо.

А,Л,С,К,С- класс.

К,И,Г,А,Н- книга.

Р,О,К,У- урок.

7.                  Слова.

Составьте новые слова, добавив к каждому слову одну букву.

ЛЕЩ — КЛЕЩ.

УТКА — ШУТКА.

Пол — полк.

8.                  Зашифрованные слова.

Составить новое слово из последних слогов данных слов.

Колесо

Весло

Суховей (соловей.)

9.                  Сквозная буква.

— — ж –

— — ж –

— — ж –

— — ж — (лужа ножи лыжи чижи)

10.              Превращение слов — волшебная палочка.

Замените одну букву в словах.

Палка-галка — балка, печка- речка -сечка, тень- пень день- лень, кот- кол- тол-тон –дон- дол — дал.

11.              Анаграмма.

Из данных слов путём перестановки букв составить новые слова.

Угар-рагу. Удар-руда. ушат-туша. улан- луна.

Такие упражнения не только обогащают словарь, но и способствуют употреблению новых слов в повседневной речи, развитию мышления.

Каждый учитель, опираясь на собственный опыт может придумать множество игр и упражнений на обогащения словарного запаса учащихся. И, конечно, должен использовать в своей работе методические накопления других педагогов.

Важно не упустить в своей работе понимание того, то слова существуют не сами по себе, а в словосочетаниях, в предложениях, в текстах. Поэтому одновременно с работой над словарём ведётся работа над составлением словосочетаний и предложений с новым словом.

Литература:

1.      В.Волина. Учимся играя. Москва. Новая школа.1994.448с.

2.      Л. Тихомирова. Упражнения на каждый день. Ярославль. Академия развития.1998. 208 с.

3.      Т. А. Ладыженская. Речь. Речь. Речь. Москва. Просвещение.1983.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, ребенок, работа, астра, баклуша, начальная школа, развитие мышления, русский язык, связная речь, словарный запас детей.


Похожие статьи

Работа по расширению словарного запаса младших школьников

Обогащение словарного запаса как средство развития младшего школьника

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений на уроках русского языка

Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников

Изучение словарного запаса у младших школьников с нарушением интеллекта

Методика расширения словарного запаса английского языка у старшеклассников посредством рекламных текстов

Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Система работы над словарными словами на уроках русского языка как средство обогащения лексического запаса и повышения грамотности младших школьников

Похожие статьи

Работа по расширению словарного запаса младших школьников

Обогащение словарного запаса как средство развития младшего школьника

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений на уроках русского языка

Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников

Изучение словарного запаса у младших школьников с нарушением интеллекта

Методика расширения словарного запаса английского языка у старшеклассников посредством рекламных текстов

Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Система работы над словарными словами на уроках русского языка как средство обогащения лексического запаса и повышения грамотности младших школьников

Задать вопрос