Планирование комплексных уроков физической культуры в сельской общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шевляков, И. А. Планирование комплексных уроков физической культуры в сельской общеобразовательной школе / И. А. Шевляков, Т. С. Фролова, А. В. Вишняков, Е. М. Скуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 234-235. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78277/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы планирования комплексных уроков физической культуры в сельской общеобразовательной школе.

Ключевые слова: сельская школа, урок физической культуры, планирование.

Вопросы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время являются очень актуальными по нескольким причинам.

Во-первых, это связано вообще с оттоком трудового населения в города, сокращением общего числа сельского населения, в том числе и детей, что ставит российское село перед угрозой ускоренной депопуляции.

Во-вторых, вынужденная оптимизации сети сельских школ привела к их кратному уменьшению: с 46 тысяч в 2001 году до 23 тысяч к настоящему времени. В этой связи средний радиус доступа сельских школьникам к школам увеличился с 12,4 км в 1990 году до 17,3 км в 2014 году, а к настоящему времени еще больше. Данный факт существенно сказывается на организации работы по физическому воспитанию в сельской школе.

В-третьих, сельскую школу исторически рассматривали как культурный феномен вообще и в сфере физической культуры, в частности. Она была центром спортивно-массовой работы, в том числе и со взрослым населением (в частности, с родителями). В настоящее время жителями большинства небольших населённых пунктов лишены такой возможности, в том числе для совместных занятий с детьми.

Всё вышесказанное накладывает негативный отпечаток на качество учебного процесса в сельских школах, в том числе на качестве преподавания учебного предмета «Физическая культура».

Специалистами ведётся интенсивный поиск новых организационно-методических форм проведения учебных и внеклассных занятий по физическому воспитанию в сельской школе с целью повышения их эффективности. Мы предлагаем в качестве такой формы комплексные уроки по предмету «Физическая культура» в условиях сельской общеобразовательной школы.

Традиционно в теории и методике физического воспитания детей школьного возраста практики разделяют уроки физической культуры на два типа: однонаправленные, с преимущественные решением одной задачи: уроки изучения нового материала, тренировочные уроки, контрольные уроки и т. д.; комплексные уроки, на которых решаются последовательно оздоровительные и образовательные задачи [1, с. 329]. Некоторые специалисты, применительно к преподаванию физической культуры в сельской школе, считают комплексными уроками те, на которых изучается материал из нескольких разделов или видов физкультурной деятельности одновременно, на одном уроке. Например, из гимнастики в первой части урока и спортивных игр — во второй части.

В сельской школе, особенно малокомплектной, рационально проводить в неделю один спаренный урок (90 мин) и один урок продолжительностью 45 мин.

Спаренный урок должен строиться, как правило, в форме комплексного урока. Преимущество таких уроков, как показывает опыт, в их высокой эмоциональности, динамичности, высокой моторной плотности и образовательной направленности. Это объясняется разнообразием учебных заданий, сменой деятельности, что поддерживает высокую мотивацию.

Примерный годовой план-график прохождения учебного материала для 5–6 классов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Примерный годовой план-график прохождения учебного материала в условиях сельской общеобразовательной школы для 5–6 классов

Четверть и номера уроков

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Виды спорта

1–12

13–27

28–40

41–49

50–66

67–80

81–91

92–102

Лёгкая атлетика

Х

Х

Футбол

Х

Х

Стритбол

Х

Х

Мини-футбол

Х

Х

Пионербол

Х

Аэробика (танцы)

Х

Х

Гимнастика (акробатика)

Х

Силовая подготовка (общая физическая подготовка)

Х

Х

Лыжная подготовка

Х

В первой четверти в комплексные уроки включается учебный материал их разделов «Лёгкая атлетика» и «Футбол». Например, изучение техники бега на короткие дистанции, кроссового бега хорошо сочетается с обучением игре в футбол. Уроки 13–27 в этой четверти включают учебные задания по силовой подготовке (как правило, в организационно-методической форме круговой тренировки) и стритболу. Данные виды эффективны при малочисленных классах и ограниченном материально-техническом оснащении сельских школ.

Вторая четверть (уроки 28–40) включают материал спортивной гимнастики с акробатикой с обучением элементами мини-футбола. А уроки 41–49 включают танцевальную аэробику и пионербол, как игру, подводящую к освоению элементов волейбола.

В третьей четверти уроки 50–66 посвящены изучению элементов лыжной подготовки, а уроки 67–80 включают стритбол и силовую подготовку. Практический опыт показывает, что данное сочетание физкультурно-спортивных видов деятельности вызывают интерес и высокую эмоциональную насыщенность комплексных уроков.

В четвёртой четверти уроки 81–91 отведены для совершенствования элементов мини-футбола в сочетании с элементами танцевальной аэробики, а уроки 92–102 отводятся на изучение элементов лёгкой атлетики и футбола. Игровые виды спорта, включенные в комплексные уроки, также эффективно сочетаются с элементами контроля, освоения нового материала и теоретико-методическими заданиями.

Таким образом, применение комплексных уроков физической культуры в сельской общеобразовательной школе позволит повысить их эффективность и в некоторой мере решить или снизить негативные последствия современных тенденций развития физкультурно-массовой работы в небольших населённых пунктах, указанные выше.

Литература:

  1. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — Москва: Физкультура и спорт, 1991. — 543 c.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, сельская школа, физическая культура, сельская общеобразовательная школа, силовая подготовка, учебный материал, четверть, легкая атлетика, лыжная подготовка, примерный годовой план-график.


Похожие статьи

Требования к современному уроку физической культуры...

Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов

ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения материала, требующий

Гильфанова С. А. «Урок физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС»...

Урок — основная форма проведения занятий по физическому...

Урок физической культуры является такой формой занятий, которая

Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы

Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основной при...

Технологическая карта урока по физической культуре

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь

Библиографическое описание: Мишкой, М. П. Технологическая карта урока по физической

– уметь определять и формулировать учебную задачу; – уметь работать в группе, находить...

Подвижные игры на уроках физической культуры как средство...

В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ в начальных классах в учебном материале выделен

При нашей длительной зиме много уроков отводится лыжной подготовке. Но не все ребята до прихода в школу вставали на лыжи и...

Народные спортивные игры как эффективное средство...

Материалы статьи содержат результаты констатирующего этапа эксперимента по внедрению и

Поливаев, А. Г. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в

Фомичёва, Н. В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической...

Методические особенности проведения уроков физической...

На уроки в школе отводится по 45 минут 2 раза в неделю. Это очень небольшое время, и поэтому главной задачей учителя является правильная организация детей, распределение учебного материала, борьба с потерей времени. Этого можно достичь только при тщательной...

Образовательная направленность урока физическая культура

Сущность образовательной направленности урока физической культуры заключается в

Первая выражает следующее принципиальное положение: учебный предмет «Физическая культура» принадлежит к числу общеобразовательных дисциплин, преподаваемых в школе.

Методика обучения учащихся младших классов на уроках по...

Легкая атлетика в системе физического воспитания.

Легкая атлетика в системе физического воспитания. Она включает в себя пять видов упражнения ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборье.

Технологическая карта урока по физической культуре.

Внедрение элементов спортивного туризма на уроках...

Главнымпринципом уроков физической культуры с элементами туризма в школе является

С 2015 года применяю элементы спортивного туризма на уроках физической культуры

После обучения технике бега на уроках по кроссовой и лыжной подготовке учащимся дается...

Похожие статьи

Требования к современному уроку физической культуры...

Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов

ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения материала, требующий

Гильфанова С. А. «Урок физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС»...

Урок — основная форма проведения занятий по физическому...

Урок физической культуры является такой формой занятий, которая

Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы

Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основной при...

Технологическая карта урока по физической культуре

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь

Библиографическое описание: Мишкой, М. П. Технологическая карта урока по физической

– уметь определять и формулировать учебную задачу; – уметь работать в группе, находить...

Подвижные игры на уроках физической культуры как средство...

В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ в начальных классах в учебном материале выделен

При нашей длительной зиме много уроков отводится лыжной подготовке. Но не все ребята до прихода в школу вставали на лыжи и...

Народные спортивные игры как эффективное средство...

Материалы статьи содержат результаты констатирующего этапа эксперимента по внедрению и

Поливаев, А. Г. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в

Фомичёва, Н. В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической...

Методические особенности проведения уроков физической...

На уроки в школе отводится по 45 минут 2 раза в неделю. Это очень небольшое время, и поэтому главной задачей учителя является правильная организация детей, распределение учебного материала, борьба с потерей времени. Этого можно достичь только при тщательной...

Образовательная направленность урока физическая культура

Сущность образовательной направленности урока физической культуры заключается в

Первая выражает следующее принципиальное положение: учебный предмет «Физическая культура» принадлежит к числу общеобразовательных дисциплин, преподаваемых в школе.

Методика обучения учащихся младших классов на уроках по...

Легкая атлетика в системе физического воспитания.

Легкая атлетика в системе физического воспитания. Она включает в себя пять видов упражнения ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборье.

Технологическая карта урока по физической культуре.

Внедрение элементов спортивного туризма на уроках...

Главнымпринципом уроков физической культуры с элементами туризма в школе является

С 2015 года применяю элементы спортивного туризма на уроках физической культуры

После обучения технике бега на уроках по кроссовой и лыжной подготовке учащимся дается...

Задать вопрос