Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 октября, печатный экземпляр отправим 12 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 30.01.2021

Статья просмотрена: 580 раз

Библиографическое описание:

Абрамова, Л. И. Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости / Л. И. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78207/ (дата обращения: 30.09.2022).



В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Ключевые слова: методы нарушения эмоций, умственная отсталость, дети дошкольного возраста.

In the article we consider the features of preschool children having emotional disorders with mental retardation and methods of diagnostics of their defects.

Key words: methods of emotional disorder, mental retardation, preschool children.

В отечественной науке большое внимание уделено развитию эмоциональной сферы, в том числе лиц, имеющих различные нарушения сенсорной и интеллектуальной сфер.

Так Л. В. Занков, характеризуя эмоциональную сферу умственно отсталых детей, утверждал, что развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых относится специальное обучение и правильная организация всей жизни этих детей. Свойственные умственно отсталым дошкольникам импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т. д. могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего появлению у него осмысливания своих поступков и действий, помогающего формированию положительных привычек и навыков правильного поведения [4, с. 154.

Исследованиями в области эмоциональной сферы также занимались С. Л. Выготский, М. С. Певзнер, Л. В. Занков, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.

При организации экспериментального исследования нами были проанализированы особенности эмоциональной сферы девяти детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости, посещающих МБДОУ Детский сад № 4 «Солнышко» г. Пятигорска.

Целью констатирующего этапа исследования было изучение актуального состояния эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Для достижения установленной цели в процессе исследования нами были определены методы диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

По итогам обследования были выявлены различные виды нарушений психического состояния ребенка. У 4 детей обнаружено негативное психическое состояние низкого уровня, а у 2 — среднего уровня. У Ромы А., Егора К. и Арианы Б. выявлено позитивное психическое состояние. В результате исследования можно обнаружить незначительный уровень благоприятности психологического климата (33 %).

Методика Исследования качества применения детьми мимики и пантомимики при показе определенной эмоции [5, с. 1–4].

Детям предлагается показать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного ребенка.

Средство выражения, применяемое ребенком при показе, сказанной эмоции, отмечается знаком «+» в табл. 1.

Таблица 1

Исследование качества применения детьми мимики и пантомимики при показе определенной эмоции

Имя ребенка

веселый

печальный

испуганный

сердитый

удивленный

Рома А.

+

+

+

Егор К.

+

+

+

Наташа И.

+

+

Ариана Б.

+

+

+

Никодим Ф.

+

+

Борис А.

+

+

Рома Г.

+

+

Тимофей С.

+

Лев О.

+

В результате выявились следующие нарушения эмоций: Рома А., Егор К. и Ариана Б. набрали 3 балла и показали средний уровень, Наташа И., Никодим Ф., Борис А. и Рома Г. приобрели 2 балла, т. е. низкий уровень, а Тимофею С. и Льву О. засчитан 1 балл (очень низкий уровень). Большинство детей допускали ошибки из-за того, что пытались угадать, вследствие чего показывали не те картинки. Им требовались постоянные наводящие подсказки.

Методика Исследования восприятия детьми графического изображения эмоции [5, с. 1–4].

Ребенку предлагаются картинки с изображением радости, грусти, страха, злости, удивления. Ему задается вопрос: «Покажи радость», «Покажи злость» и т. д. Ответы отмечаются в табл. 2.

Обработка данных проводится также, как и в методике 1.

Таблица 2

Исследование восприятия детьми графического изображения эмоции

Имя ребенка

радость

грусть

страх

злость

удивление

Рома А.

+

+

+

Егор К.

+

+

+

Наташа И.

+

+

Ариана Б.

+

+

+

Никодим Ф.

+

+

Борис А.

+

+

Рома Г.

+

Тимофей С.

+

Лев О.

+

Результаты этого исследования аналогичны методике 1 диагностики развития эмоций. Здесь проблема заключалась в том, что дети не знали выражения эмоций.

По выводам диагностики была проведена диаграмма (рис.1.), в которой показано, что очень высокий и высокий уровень выявлен не был, у 50 % детей с интеллектуальными нарушениями обнаружился низкий уровень нарушения эмоций, у 25 % оказался низкий уровень сформированности, а еще у 25 % проявился очень низкий.

Результаты диагностики развития эмоциональных состояний

Рис. 1 . Результаты диагностики развития эмоциональных состояний

Как можно увидеть на рис.2, результаты детей с интеллектуальными нарушениями существенно улучшились. В связи с чем, цели нашей работы оправдались.

Сравнительный анализ уровня сформированности волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями

Рис. 2. Сравнительный анализ уровня сформированности волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями

Таким образом, выявленная положительная динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости и сравнительный анализ результатов после формирующего эксперимента позволили определить действенность предложенного комплекса арт-терапевтических упражнений.

Литература:

  1. Велиева С. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. — Спб.: Речь, 2007. — 240 с.
  2. Воронкова В. В. Эмоционально-волевые процессы умственно отсталых детей: учебник. — М.: Гардарика, 2015. — 432 с.
  3. Забрамная С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психологов — М.: ВЛАДОС, 2005. — 32 с.
  4. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М.:Педагогика, 1990. — 426 с. — Режим доступа: http://padaread.com/?book=183060&pg=1, свободный — (30.11.2020).
  5. Стрелкова Л. П. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. — М., 1999. — Режим доступа: http://ds30.omsk.obr55.ru/files/2020/07/Эмоциональная-сфера-ребенка-Стрелкова-Л.П.pdf , свободный — (22.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, эмоциональная сфера, ребенок, умственная отсталость, восприятие детьми, графическое изображение эмоции, имя ребенка, метод диагностики, ребенок мимики, эмоциональная сфера детей.


Ключевые слова

дети дошкольного возраста, умственная отсталость, методы нарушения эмоций

Похожие статьи

Психологическая модель исследования понимания эмоций...

В игре ребенок отрабатывает различные экспрессивные компоненты эмоций, становится участником эмоционально насыщенных событий благодаря игровым правилам. Общение со сверстниками и общение со взрослыми играют одну из главнейших ролей в социализации эмоций. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. приводят отличительные характеристики данных

В свою очередь, эмоциональная сфера на протяжении взросления ребенка претерпевает значительные изменения, носящие как количественный, так и качественных характер. В рамках научных исследований накоплен большой материал, отражающий, в основном, тенденции количественных изменений эмоциональной сферы [1;3;4;7]. Наиболее типичным является...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из...

Ключевые слова: нарушение интеллекта, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, ребенок. Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр явлений, который охватывает и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной сферы жизни человека. То есть эмоциональная сфера активизирует, побуждает и мыслительную и

Практическая часть экспериментальной работы проводилась на базе специального (коррекционного) ясли-сада № 2 для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями развития). В эксперименте приняли участие 30 детей с нарушением интеллекта в возрасте 5–6 лет. Для нашего исследования мы использовали следующие методы

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь

Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе.

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

«Проблема современного ребенка в том, что недостаточно развита эмоциональная сфера, а именно — дети не умеют откликаться на чувства и состояния других людей, неадекватно реагируют на многие вещи.

Эмоции помогают определенным образом воспринимать действительность, реагировать на нее. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания и общаться с людьми — все это зависит от того, как развита эмоциональная сфера ребенка. Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни.

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию, инфантильны [4, c. 17]. У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля [1, c. 87]. Нами было проведено экспериментальное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ «Детский сад комбинированного вида № 675». В экспериментальном исследовании были задействованы 20 детей старшего дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале...

 К сожалению, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, АВ. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Основная задача второго блока — научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, так как это важнейший фактор в формировании отношений с людьми. Дети старшего возраста узнают эмоции на графических изображениях, сравнивают противоположные эмоции, анализируют их причины.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка. Л. Выготский. В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. У детей наблюдается недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у...

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

Ребенок — дошкольник отличается впечатлительностью, стремлением к признанию себя среди других людей. У дошкольников ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.

Нами была составлена классификация эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими (табл.1).

Цель: изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через рисование. В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние...

Возможности развития эмоциональной сферы младших...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка. ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.

умственная отсталость, мать, ребенок, эмоциональный интеллект, психоэмоциональная сфера, семья, тип личности, рождение ребенка, корреляционный анализ, коренной образ. Особенности развитии эмоциональной сферы детей

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест, эмоциональное развитие, взрослый.

Похожие статьи

Психологическая модель исследования понимания эмоций...

В игре ребенок отрабатывает различные экспрессивные компоненты эмоций, становится участником эмоционально насыщенных событий благодаря игровым правилам. Общение со сверстниками и общение со взрослыми играют одну из главнейших ролей в социализации эмоций. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. приводят отличительные характеристики данных

В свою очередь, эмоциональная сфера на протяжении взросления ребенка претерпевает значительные изменения, носящие как количественный, так и качественных характер. В рамках научных исследований накоплен большой материал, отражающий, в основном, тенденции количественных изменений эмоциональной сферы [1;3;4;7]. Наиболее типичным является...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из...

Ключевые слова: нарушение интеллекта, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, ребенок. Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр явлений, который охватывает и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной сферы жизни человека. То есть эмоциональная сфера активизирует, побуждает и мыслительную и

Практическая часть экспериментальной работы проводилась на базе специального (коррекционного) ясли-сада № 2 для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями развития). В эксперименте приняли участие 30 детей с нарушением интеллекта в возрасте 5–6 лет. Для нашего исследования мы использовали следующие методы

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь

Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе.

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

«Проблема современного ребенка в том, что недостаточно развита эмоциональная сфера, а именно — дети не умеют откликаться на чувства и состояния других людей, неадекватно реагируют на многие вещи.

Эмоции помогают определенным образом воспринимать действительность, реагировать на нее. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания и общаться с людьми — все это зависит от того, как развита эмоциональная сфера ребенка. Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни.

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию, инфантильны [4, c. 17]. У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля [1, c. 87]. Нами было проведено экспериментальное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ «Детский сад комбинированного вида № 675». В экспериментальном исследовании были задействованы 20 детей старшего дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале...

 К сожалению, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, АВ. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Основная задача второго блока — научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, так как это важнейший фактор в формировании отношений с людьми. Дети старшего возраста узнают эмоции на графических изображениях, сравнивают противоположные эмоции, анализируют их причины.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка. Л. Выготский. В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. У детей наблюдается недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у...

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

Ребенок — дошкольник отличается впечатлительностью, стремлением к признанию себя среди других людей. У дошкольников ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.

Нами была составлена классификация эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими (табл.1).

Цель: изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через рисование. В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние...

Возможности развития эмоциональной сферы младших...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка. ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.

умственная отсталость, мать, ребенок, эмоциональный интеллект, психоэмоциональная сфера, семья, тип личности, рождение ребенка, корреляционный анализ, коренной образ. Особенности развитии эмоциональной сферы детей

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест, эмоциональное развитие, взрослый.

Задать вопрос