Ключевые слова: местное самоуправление, федеральные источники.
Источником права в юридическом смысле принято считать формы, с помощью которых воля государства, народа становится правовой нормой.
Муниципально-правовые нормы возникают по воле государства и воплощаются в нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти; кроме того, такие нормы появляются, с общего дозволения государства, по воле населения муниципального образования, органов местного самоуправления [1].
К федеральному уровню источников муниципального права относят:
1) Конституцию РФ;
«Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны» [2].
2) Федеральные конституционные законы и Федеральные законы;
Так, например, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет основополагающие понятия, используемые при регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в области местного самоуправления, ряд вопросов местного значения, которые уполномочены решать муниципальные образования, основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления [3].
Ряд федеральных законов регламентируют отдельные аспекты местного самоуправления. Так, вопросы организации муниципальных выборов определяет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Вопросы государственной регистрации уставов муниципальных образований регулирует Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». На отношения муниципальной службы направлен Федеральный закон «Об основах муниципальной службы Российской Федерации».
3) Указы Президента РФ;
Так, например, Указом Президента РФ от 2 ноября 2007 г. № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления» создан совещательный орган, цель которого — совершенствование государственной политики в области местного самоуправления. Совет рассматривает следующий круг вопросов:
– подготовка предложений по осуществлению государственной политики в области развития местного самоуправления и определение приоритетных направлений ее реализации;
– рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований;
– рассмотрение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления [4].
4) Постановления Правительства РФ;
Так, например, Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» утверждается Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления, главными задачами которой являются:
– обеспечение разработки правовой основы для деятельности местного самоуправления, создающую условия для выполнения его функций;
– создание необходимых условий для формирования развитой системы местного самоуправления;
– обеспечение постепенного перехода от централизованного государственного управления к децентрализованному управлению путем передачи муниципальным образованиям полномочий и ресурсов для самостоятельного решения вопросов местного значения;
– проработка формы взаимодействия органов государственной власти органов местного самоуправления;
– обеспечение правовых, финансовых и ресурсных гарантий прав местного самоуправления.
5) Постановления палат Федерального Собрания РФ;
Так например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 июля 1996 г. № 527-II ГД «О ходе исполнения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения» цель которого привести в соответствие с Конституцией и Федерального закона, нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам местного самоуправления.
6) подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти, имеющие нормативный характер;
К примеру, Приказ Министерства финансов России от 11.12.2002 № 127н, где утверждены указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, обязательные для руководства муниципальными образованиями при составлении и исполнении соответствующего бюджета [4].
7) Договоры о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
Так, например, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республика Саха (Якутия) от 29 июня 1995 года [5].
8) Постановления Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления.
Дискуссионным вопросом в науке является вопрос о признании решений Конституционного Суда РФ в качестве источника права. Тем не менее, на современном этапе влияние его решений на правоприменительную практику несомненно. Поэтому решения Конституционного Суда РФ являются специфическим источником муниципального права России. Примером является Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» [6].
Литература:
- Муниципальное право России: учебник / С. А. Авакьян [и др.]. — Москва: Проспект, 2011. — 544 c. — Текст: непосредственный.
- Авакьян Конституция России: природа, эволюция, современность. / Авакьян, А. С. — 2-е изд. — Москва: РЮИД, 2000. — 528 c. — Текст: непосредственный.
- Прокофьев, С. Е. Управление государственной и муниципальной собственностью: учебник и практикум для академического бакалавриата. / С. Е. Прокофьев, А. И. Галкин, С. Г. Еремин, Н. Л. Красюкова. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2019. — 305 c. — Текст: непосредственный.
- Соловьев, С. Г. Муниципальное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и по специальности «Юриспруденция». — Москва: ИНФРА-М, 2013. — 310с.
- Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — Текст: непосредственный.
- Муниципальное управление и местное самоуправление / И. А. Алексеев [и др.]. — Москва: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2018. — 353 c. — Текст: непосредственный.