Критерии оценки качества велосипедной инфраструктуры города с использованием инновационной системы совместного использования велосипедов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 22.01.2021

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Альков, В. И. Критерии оценки качества велосипедной инфраструктуры города с использованием инновационной системы совместного использования велосипедов / В. И. Альков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77902/ (дата обращения: 24.01.2022).



В статье рассматриваются критерии оценки качества велосипедной инфраструктуры города с использованием инновационных транспортных систем совместного использования велосипедов.

Ключевые слова: велосипед, инфраструктура, качество, среда, байкшеринг.

Проблема, поднятая в статье, заключается в отсутствии целостной системы критериев для всесторонней оценки качества велосипедной инфраструктуры города. В связи с растущим интересом к велосипедной культуре и обострением экологических проблем на протяжении последнего десятилетия написано большое количество публикаций по вопросам создания и развития велосипедной инфраструктуры. Проблемой развития городской среды, пригодной для нужд пешеходов и велосипедистов, и внедрением комплексного подхода к созданию транспортной инфраструктуры города занимаются Гейл Я., Вучик В., Налимов И. П., Кац М. и другие., наиболее системным и разносторонним является исследование датского консалтингового агентства Copenhagenize.

Целью статьи является рассмотрение точки зрения авторов на факторы, которые следует учитывать для оценки качества велосипедной инфраструктуры, а также формулирование критериев для всестороннего анализа качества велосипедной инновационной инфраструктуры города.

При оценке качества велосипедной инфраструктуры необходимо учесть большое количество факторов, сказывающихся на комфортном передвижении в городской среде, безопасности и социальном статусе велосипедиста.

Велосипедная инфраструктура — это совокупность дорожных элементов, объектов, необходимых для функционирования велосипедного транспорта. К объектам велоинфраструктуры принадлежат инновационная система совместного использования велосипедов, парковки, велодорожки, велосипедные светофоры и другие элементы городской среды [1].

Важной составляющей анализа велоинфраструктуры любого города является составление критериев, которые позволят оценить, насколько эффективно действует система велотранспорта независимо от географических и погодных условий, для создания полноценной среды для велосипедистов недостаточно осуществления шагов, таких, как прокладка велодорожек и создание системы проката. Большую роль играет общее состояние среды города и подход власти к его формированию и поддержанию в надлежащем состоянии [2].

Ян Гейл в книге «Cities for people» предлагает такие критерии, свидетельствующие о развитости велосипедной инфраструктуры:

– сеть велосипедных дорожек от двери до дверей;

– велосипед как часть комплексного транспортного мышления;

– безопасность движения велосипедистов;

– развитая общественная система велопроката;

– поддержка велосипедной культуры [3].

Также автор отмечает важность масштабности городской среды, то есть заделки возможности пешеходного и велосипедного сообщения в процессе градостроительства, уход от проектирования «с высоты птичьего полета» [4].

Наиболее целостную систему оценивания качества велосипедной инфраструктуры выработало датское консалтинговое агентство Copenhagenize, которое занимается созданием инфраструктуры и популяризацией передвижения на велосипедах в городах.

Ежегодно компания составляет рейтинг наиболее «Велосипедных и здоровых» городов мира [5]. Одним из критериев оценки в рейтинге является критерий «программа совместного использования велосипедов».

Система совместного использования велосипедов — система проката, обычно создана на некоммерческой основе, что позволяет арендовать велосипед на одной из автоматизированных станций, совершить поездку и вернуть велосипед в любой пункт проката, установленный в этом же городе.

По оценке специалистов Copenhagenize, в 2013 году городами с лучшей велосипедной инфраструктурой были признаны Амстердам, Копенгаген, Утрехт, Севилью, Бордо, Нант, Антверпен, Эйндховен, Мальме, Берлин, Дублин и Токио [6].

Изучив точки зрения авторов, можно сделать вывод, что на данный момент еще не сформулирована система критериев, позволяющих оценить велосипедную инфраструктуру города как с точки зрения планирования, в том числе не оценено влияние использования инновационной системы совместного использования велосипедов. Для формирования критериев оценки качества велоинфраструктуры необходимо обозначить место велосипедного транспорта в транспортной инфраструктуре города и разобраться в его преимуществах и недостатках [7].

Вукан Вучик в книге «Транспорт в городах, удобных для жизни» приводит 3 категории городского транспорта, рассмотрим одну из них.

Общественный транспорт, в прошлом выполнял в городах роль основного перевозчика пассажиров, но сейчас потерял доминирующее значение с ростом автомобилизации населения, но общественный транспорт все еще очень важен, т. к. имеет гораздо более высокие пропускные возможности, а также занимает меньше пространства в расчете на одну пассажирскую поездку, чем автомобильный.

Можем сделать вывод, что инновационная система совместного использования велосипедов относится к общественному транспорту.

Обозначив место велотранспорта в транспортной инфраструктуре города, можно перейти к формулированию критериев, которые будут использованы для анализа образцов велосипедной инфраструктуры ведущих в этой сфере городов мира.

Велосипедная инфраструктура города может быть развитой в одних направлениях и недостаточно развита в других. Поэтому для создания целостной системы анализа образцов велосипедной инфраструктуры городов целесообразно разделить критерии анализа на 3 группы:

  1. Приспособленность городской среды к потребностям велосипедистов.
  2. Система общего пользования велосипедами (система проката, bicycle sharing system).
  3. Иные объекты велосипедной инфраструктуры.

Приведенные группы критериев характеризуют велоинфраструктуру с разных точек зрения, и только выполнение всех требований позволяет создать оптимальную модель, но в данной статье наиболее более подробно рассмотрим следующую категорию с критериями для анализа, а именно, категорию «система совместного использования велосипедов», категория включает следующие критерии:

  1. Наличие и доступность — это позволяет оценить факт наличия и охарактеризовать доступность системы проката велосипедов, как важный фактор для формирования дружественной к велосипедистам среды.
  2. Расположение пунктов проката — критерий позволяет оценить, насколько целесообразно расположены пункты проката (с учетом пригородов и «спальных районов»).
  3. Эксплуатационные характеристики — критерий предполагает оценку таких качеств, как эргономика, функциональность, вандалоустойчивость, безопасность пользования и т. д.
  4. Технологический аспект — использование критерия позволяет оценить целесообразность использования определенной технологии изготовления объектов, ее сложность и стоимость единицы товара.

Использовав сформулированные критерии, можно проанализировать образцы велосипедной инфраструктуры развитых городов и выделить те, которые обеспечат создание комфортных условий для передвижения велосипедистов.

В процессе работы были рассмотрены точки зрения авторов на факторы, которые необходимо учитывать для всесторонней оценки качества велосипедной инфраструктуры. На основе анализа этой информации была сформирована собственная система оценки качества велосипедной инфраструктуры города. Таким образом, можно выделить критерии, которые могут быть использованы для оценки качества велосипедной инфраструктуры города. В ходе исследования было установлено, что вышеприведенные критерии неразрывно связаны с критериями, характеризующими особенности среды города, автомобильный трафик, безопасность передвижения велосипедистов и тому подобное.

Литература:

  1. Велосипедная инфраструктура [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://greenevolution.ru/enc/wiki/velosipednaya-infrastruktura/
  2. Вучик В. Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / В. Р. Вучик. Пер. с англ. А. Калинина, под. научной редакцией М.Блинкина. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. — 200 с.
  3. Гейл Я. Города для людей / Я. Гейл. Пер. с англ. — M.: Альпина Паблишер, 2012. — 276 с.
  4. Гейл Я. Жизнь среди зданий / Я. Гейл. Изд. на русском языке — Концерн «КРОСТ», пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 200 с.
  5. Лучшие города для велосипедистов 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://running-city.com/web/ gorod/486-luchshie-goroda-dlya-velosipedistov-2013
  6. City of Vancouver website. Glossary [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vancouver.ca/engsvcs/transport/ plan/1997report/glossary.html
  7. Copenhagenize Index 2013. Bicyclefriendlycities [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://copenhagenize.eu/index/index.html
Основные термины (генерируются автоматически): велосипедная инфраструктура, велосипедная инфраструктура города, городская среда, совместное использование велосипедов, зрение авторов, инновационная система, критерий, общественный транспорт, оценка качества, транспортная инфраструктура города.


Ключевые слова

качество, инфраструктура, среда, велосипед, байкшеринг
Задать вопрос