Сферу деятельности по изготовлению парфюмерной продукции, начиная от замысла аромата и заканчивая выпуском готового товара, можно именовать промышленным производством, но вернее будет назвать особым видом искусства. В этом мире были и есть свои законы, таинства, почитатели и гениальные творцы. В работе над созданием имиджа бренда важна каждая мелочь. Основатель знает, насколько важно грамотно донести свои идеи сначала до сотрудника, а после — до потребителя, как подняться выше конкурентов. Работа по компоновке букета, дизайну флакона и упаковки, пиар-политика в отношении ритейлеров — ведётся постоянно и с одной целью: популярность творения у ценителей и, желательно, — на долгие годы. Парфюм — неотъемлемая часть личности его создателя. Способ самоидентификации и самовыражения.
Ключевые слова: аромат, парфюмерия.
История знает, помнит и чтит имена первых знаменитых парфюмеров древности — римлян Фолия и Космуса, легендарное имя женщины –парфюмера Таппути из Месопотамии, не знает имён, но помнит вклад в дело древнеегипетских жрецов — первых парфюмеров человечества. Столетия спустя свои имена и деяния прославили Жан-Мари Фарина, Жан-Луи Фаржон и другие знаменитые придворные парфюмеры аристократии и королевских домов.
Овладеть искусством создания ароматов и продвижения их на рынке долгое время не представлялось возможным ввиду отсутствия специализированных учебных заведений. Будущие парфюмеры годами, кто самостоятельно, кто — в семейном деле или при помощи опыта учителей, осваивали на практике техники извлечения ароматов и развивали собственные обонятельные навыки. Ведь парфюмер — он и химик, и художник, и испытатель. Он — творец. И обязан различать огромное множество различных ароматов, уметь их сочетать, создавая новые композиции, которые были бы конкурентно способны на рынке аналогичных. Работает парфюмер за специальным столом-палитрой, так называемым «парфюмерным органом», где в строгом порядке расположены ёмкости с искусственными (синтетическими, их около 400) и натуральными (числом около 600) эссенциями.
История современной парфюмерной промышленности началась в к. XIX в., когда парфюмеры научились смешивать синтетические эссенции с натуральными. Попутно совершенствовались техники производства масел, кристаллизации, были открыты методы химического синтеза веществ, в том числе — свойств углерода и технологий очистки нефтепродуктов. Появился бензол, производные которого (фенилэтиловый спирт, салициловая кислота, бензол-ацетат, альдегиды) позволили расширить парфюмерную промышленность. Новейшие лабораторные исследования позволили получить принципиально новые ароматы. Не имеющие природных аналогов. Замена ряда натуральных эссенций синтетическими без ущерба для стойкости аромата позволяла впервые в истории существенно снизить стоимость слишком дорогой и не всем доступной натуральной продукции. Необходимо помнить, что использование только натуральных компонентов делает некоторые конечные продукты очень дорогими: многие эссенции выделяются из желез редких животных или цветков исчезающих растений. Так, легендарный Шанель № 5 стал одним из первых синтетических ароматов, который прославился на весь мир, и сам факт, что столь известная марка как Шанель начала использовать синтетические альдегиды, не изменило представления о классических традициях парфюмерии.
Одной из старейших во Франции признана созданная в 1663 году итальянцем Жаном Паоло Феминисом фирма «Roger & Gallet». История этого предприятия началась созданием Aqua Mirabilis — аромата свежести с лечебными травами. Он имел оглушительный успех как во Франции, так и за её пределами. Фирма, постоянно расширяя ассортимент и привлекая к сотрудничеству самых талантливых парфюмеров, вошла в историю не только как производитель одеколона, но ещё и мыла, рисовой пудры (предшественницей всех современных), первого тюбика губной помады с выдвижным устройством, помад для волос и футляров для переноски продукции.
Первым в истории парфюмером-предпринимателем, изучающим детали рынка индустрии, был основатель легендарной торговой марки и семейного бизнеса француз Пьер Франсуа-Паскаль Герлен. Прежде чем окунуться в мир ароматов, он, уехав в Англию, стал изучать химию и медицину, что позволило ему стать успешным в профессии. В 1828 году он открыл небольшую лавку, где можно было купить и парфюмерию, и фармацевтику, и лекарства (магазины тогда представляли собой синтез парфюмерной лавки с аптекой). Все товары начинающий парфюмер изготавливал собственноручно: лосьоны для бритья (тогда — абсолютная новинка), лавандовая вода. Кремы и мази, одеколоны и духи. Предприимчивый человек, он предлагал постоянным клиентам услуги по разработке эксклюзивных ароматов по персональным заказам, эссенции «На один вечер», урема для улучшения состояния кожи и очищающие составы. Вскоре столь оригинальный индивидуальный подход прославил Герлена на весь Париж. Сам Бальзак заказал ему аромат для себя. А благодаря созданному одеколону «Империал» с ароматом по индивидуальному заказу императрицы Евгении де Монтихо Герлен стал главным парфюмером королевского двора и заложил основы Парфюмерного дома Герлен. Самые именитые клиенты — королева Виктория, королева Испании Изабель, императрица Австрии Сиси доверяли создателю свою подчеркнуть свою индивидуальность изысканными ароматами.
В 1864 году управление семейным делом перешло после смерти основателя к его сыновьям. Эме Герлен ввёл парфюмерию в век модернизма и в 1889 году создал первый современный парфюм с синтетическими составляющими. С 1914 года головной офис Парфюмерного дома располагается на Елисейских полях — в самом эпицентре утончённых стиля и вкуса.
Показателен пример неустанного стремления к обновлениям и приложения таланта семьи Риммель. В 1820 г. они прибыли из Франции в Лондон. Уже тогда глава семьи — Гиацинт Марс Риммель — был весьма уважаемым парфюмером, его услугами пользовалась Евгения Бонапарт. Но когда поступило предложение открыть в Лондоне свой магазин, Риммель, взвесив и оценив возможности, не раздумывая пересёк Ла-Манш. А в 1834 году в Вестминстере был открыт Парфюмерный дом Rimmel, где в 14 лет начал свою карьеру сын зачинателя династии — Юджин Риммель. Он стал настоящим экспертом, осваивая рынок косметики и постоянно экспериментируя с различными компонентами, разнообразными ароматами, смешивая ингредиенты со всего света. Именно ему принадлежат такие удобные новинки как пульверизатор для духов и ароматизированная помада, полоскания для свежести рта и первая в мире тушь для ресниц. Фамилия «Rimmel» до сих пор означает «тушь для ресниц» на нескольких языках мира. На создание этого продукта индустрии автора вдохновили карандаши для бровей и пластинки, которыми пользовалась знать Древнего Египта. Этот косметический новатор, быстро уяснив, что двигатель торговли — реклама, первым начал выпуск каталогов фирмы и почтой отправлял их, равно как иную печатную рекламу продукции фирмы на программках лондонских театров своим покупателям. После кончины Юджина его дело продолжили сыновья, унаследовавшие семейную жилу новаторства в стремлении к совершенству. После Второй мировой бренд приобрёл рекламное агентство «Роуз и Роберта Кэмплин». На гребне волны косметического бума компания разработала линейку средств для глаз и выпустила первый компактны несессер — косметичку.
Один из величайших модельеров прошлого столетия — Марсель Роша (1902–1955), создатель эпицентра парижской моды Rochas, никогда не останавливаясь на достигнутом, распространил свои таланты и в парфюмерной индустрии. Свои первые ароматы он выпустил в 1936 году, но они успеха не имели. А после началась война, перебои с сырьём и духи вообще сняли с производства. Энтузиазм Роша не пропал только потому, что он требовал максимальной отдачи от сотрудничества в команде и всегда стремился именно к недосягаемым горизонтам. Сразу после войны мастер вновь запустил парфюмерную линию, уже вместе с А. Госсе, и начал выпускать одновременно 6 ароматов, рассчитывая на успех какого-нибудь из них. Но столь преуспел, что эти бренду выпускают и сейчас. Некоторые стали давно классикой парфюмерного искусства.
Идея лицензирования, которой теперь пользуются повсеместно все промышленные направления, принадлежит модному дизайнеру и парфюмеру Кристиану Диору. В 1946 году он начал свою карьеру в модном доме, а уже через год выпустил свои первые духи «Miss Dior». Став сразу законодателем мод, он не останавливался на достигнутом: менял тематики, силуэты, и вернул Парижу имидж столицы мировой моды. Вскоре в разных странах работали уже 8 компаний-партнёров.
В настоящее время существуют разного уровня специализированные учебные заведения и центры, где можно овладеть профессией парфюмера. Но традиционно ценится образование, полученное в школах при ведущих парфюмерных домах. Образовательный процесс начинается с тренировки обонятельной памяти, умения строить ассоциации запахов — с понятиями, эмоциями и воспоминаниями. И только на втором этапе обучения приступают к составлению парфюмерных композиций. Список имён современных парфюмеров, ежегодно вершивших революцию в мире запахов, интернационален и велик. Заслуги Жермен Селье (первой женщины-парфюмера), Франсуа Коти, Эрнста Бо, семейств Шами и Герлен, Андре Фрейса, Кристиана Диора, Габриэль Шанель, Реми Латура, Эдмона Лапидуса, Хесуса дель Позо, Жака Фата, Марселя Роша, Франка Оливера и многих других известны каждому ценителю особенного искусства — создание ароматов.
Прогресс парфюмерной индустрии был бы невозможен без вклада химиков-исследователей, бесстрашных испытателей новых соединений. Такие мастера парфюмерного дела как алхимики А. Морильяс, М. Альмарак, К. Бенейм, М. Бакстон, Ж. Кавалье, С. Гройсман и многие другие пробуждают своим трудом и эмоции, и стремление к экспериментам.
Мир парфюмерного искусства немыслим без специалистов, придающих создаваемым ими творениям оригинальные четы и узнаваемую индивидуальность. Немыслим без веяний постоянно изменчивой моды. И, конечно, без грамотной PR-политики, с учётом жесточайшей конкуренции в мире, где научно-технический прогресс давно поставил на поток даже такую индустрию тонкого вкуса. Для парфюмерных компаний рождение новых духов означает закономерное ожидание прибылей, и часто новейшие ароматы создаются по заказу ведущих модных домов.
Нанося парфюм, каждый пользователь превращается в того, кем хочет быть или казаться как в глазах окружающих, так и в своих собственных. И способен стать лучше, больше себя самого. Таким образом, аромат, как наряд или причёска, придают индивидуальность, меняя порой имидж своего носителя. А парфюмерные дома продолжают свой творческий труд. Чтобы эволюция душистых снадобий пробуждала новые эмоции, победы и течения самой истории.
Литература:
- Веригин К., Благоуханность. Воспоминания парфюмера. М., 1996. 385 с.
- Остром Л., Парфюм. История ароматов XX века. М., 2017. 286 с.
- Парфюм. Коллекция миниатюр. Под ред. А. Жарковой. Вып. 1–13. М., 2013.
- Фридман Р., Парфюмерия и косметика. М., 1968. 167 с.