Оценка возможности применения концепции JIT в современных реалиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 10.06.2018

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Кашуба, В. О. Оценка возможности применения концепции JIT в современных реалиях / В. О. Кашуба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 307-309. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51251/ (дата обращения: 16.12.2024).



Тенденции современности диктуют компаниям довольно жесткие условия успешного существования, создавая этим благоприятную почву для расцвета рыночной конкуренции. Современный рынок перенасыщен разнообразными товарами и услугами — сейчас можно найти практически все, что только может вообразить сознание. Природа человека устроена таким образом, что он всегда будет искать что-то уникальное, что-то такое, чего нет ни у кого. Этот факт дополнительно вынуждает компании быть в постоянном поиске новых продуктов, которыми они бы могли завоевать рынок. Все вышеперечисленное заставляет компании быть более гибкими в производстве, чтобы достичь возможности быстрой переналадки оборудования для выпуска нового, набирающего популярность, продукта. Разумеется, данные обстоятельства также оказывают влияние на управления оборотными активами и, в особенности, запасами готовой продукции и материалов.

Ключевые слова: оборотный капитал, управления оборотным капиталом, концепция «JIT — just in time» — точно в срок, управленческий учет, анализ операционной деятельности, основа для принятия управленческих решений

Управление оборотным капиталом компании, а в частности запасами, является неотъемлемой частью успеха и эффективности бизнеса в целом. Но в условиях постоянной разработки новых продуктов, срок жизни которых с каждым годом становится все меньше, необходимо особенно внимательно подходить к определению оптимального уровня запасов готовой продукции и материалов, а, возможно, и полный отказ от их наличия. Подобный метод управления производственным процессом уже давно существует и называется JIT («Just in time» или «точно в срок»)

Концепция «Точно в срок» (JIT) — это метод управления запасами, который заключается в уменьшении запасов компании за счет регулирования поставок сырья и материалов от поставщиков.

Данная концепция основана на двух принципах:

  1. Компания производит товары и услуги только при появлении спроса на них у потребителя;
  2. Продукты должны поставляться заказчику только при необходимости и в удобное для него время.

Цель системы «JIT» заключается в обеспечении того, чтобы все компоненты, используемые для создания готовой продукции, были доставлены точно вовремя. Эта концепция помогает избежать значительного объема инвестиций в запасы, тем самым уменьшая потребность в чрезмерном увеличении оборотного капитала (working capital — WCAP) компании. А неэффективное управление «WCAP», в состав которого входят запасы, может привести к нецелесообразному использованию денежных средств, снижая не только их ликвидность, но и возможность инвестирования в другие активы, которые могли бы повысить финансово-экономическую стабильности компаний.

Концепция «JIT» рассматривает запасы, как дополнительную статью неоправданных расходов, и стремится к поддержанию их уровня на нуле. Преимущества сокращения инвестиций в инвентарь являются очевидными. Ведь применение концепции «JIT» может привести к тому, что компания избавится от излишков запасов. Когда это произойдет, любое непредвиденное нарушение производственного процесса может привести к остановке завода почти сразу. Следовательно, концепцию «JIT» нужно применять, но руководству компаний нужно иметь в виду, что существует предел того, как далеко они смогут уменьшить уровень своих запасов.

Существует ряд требований, которые необходимы для более эффективного внедрения системы «JIT»:

  1. Рабочая сила должна быть универсальной, чтобы выполнять любую работы в разумных пределах для обеспечения прохождения рабочего процесса согласно требованиям. Сотрудники рабочей ячейки «JIT» обучаются эксплуатации всего оборудования, установленного в этой ячейке, и проводят его текущее профилактическое техническое обслуживание.
  2. Производственный процесс должен быть сгруппирован по линиям продукции, а не по функциям, чтобы исключить перемещение запасов между рабочими площадками и ускорить его течение.
  3. Простая, безотказная информационная система.
  4. Принцип получения нужного результата с первого раза и цель в виде нулевого показателя брака. Брак служит причиной разрыва цепочки создания стоимости: приводит к остановке производственного потока, затратам на дополнительную доработку и несвоевременной поставке заказчику.
  5. Прочные связи с поставщиками. Поставщики должны нести ответственность за качество своих товаров; поставщик обязан проверять детали или материалы до момента отправки и гарантировать качество. Существенная экономия на стоимости приемочного контроля прекрасно сочетается с преимуществами, которые несет более высокое качество продукции, и позволяет добиться сокращения затрат — одного из аспектов процесса непрерывного совершенствования. Более высокий уровень обслуживания достигается путем уменьшения количества поставщиков и расширения деятельности, отведенной для каждого из них. Принимаются долгосрочные обязательства, которые гарантируют поставщику непрерывный спрос и позволяют ему планировать поставки согласно производственным графикам заказчиков. По сути, поставщик становится одним из ключевых звеньев в создании стоимости.

У данной концепции существуют свои преимущества и недостатки. Если говорить о плюсах применения «JIT», то:

  1. Снижение запасов означает сокращение затрат на аренду помещения для их хранения и на страхование от несчастных случаев;
  2. Поскольку сырье и материалы получены в момент их необходимости, то у компании нет дополнительных вложений в низколиквидный актив;
  3. Меньшая вероятность того, что запасы испортятся по истечению срока годности, деформируются или устареют и т. д.

Недостатки применения концепции «JIT»:

  1. Производство очень зависит от поставщиков, и если запасы не будут доставлены вовремя, весь производственный график собьется, что приведет к негативным последствиям для компании: потеря прибыли, потеря клиента и привлекательности их продукции;
  2. Если появятся дополнительные заказы, которые не были запланированы, то у компании не будет нужного уровня запасов для дополнительного производства готовой продукции;
  3. Компании должны быть уверены в своем поставщике, что он им сможет предоставить качественное сырье вовремя и без рисков, которые также могут привести к негативным последствиям.

Данный метод является широкоизвестным на мировом экономическом рынке. Toyota использует концепцию «JIT» в рамках своей бизнес-модели. Toyota отправляет заказы на запчасти только тогда, когда получает новые заказы от клиентов. Компания начала применять данную концепцию в 1970-х годах, и ей потребовалось более 15 лет для ее усовершенствования. Для эффективного применения «JIT» компания Toyota достигла высокого уровня производства, высокого качества продукции, отсутствия сбоев промышленной техники на заводе, нашла надежных поставщиков и разработала методологию по быстрой и эффективной сборке машин.

С учетом глобализации экономики, которой поспособствовало развитие сетей Интернет, буквальное применение метода управления «JIT» не представляется возможным. Сейчас существует возможность реализовывать товары практически во все страны мира, что уже требует наличия запасов для поставок на дальние базисы. Одновременно с этим, для производства уникальных продуктов, как правило, необходимы уникальные материалы, которые не всегда можно найти рядом с действующими производственными мощностями, а, значит, будет необходимо держать запасы материалов, которые будут обеспечивать стабильность производственного процесса до получения новой партии материалов от поставщика. Но менеджменту компании следует стремиться к максимально возможному снижению запасов, чтобы высвободить денежные средства для их более эффективного использования.

Литература:

  1. Басовский, Л. Е. Финансовый менеджмент: Учебник / Л. Е. Басовский. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 240 c.
  2. Брейли, Р., Майерс С., Аллен Ф. Принципы корпоративных финансовых: Учебное пособие / под ред. Н. Барышникова — Москва: Олимп-Бизнес, 2015 г. — 1008 с.
  3. Винс, Р. Математика управления капиталом: Учебное пособие / Р. Винс — Москва: Альпина Паблишер 2016 г. — 400 с.
  4. Кандрашина, Е. А. Финансовый менеджмент: Учебник / Е. А. Кандрашина. — М.: Дашков и К, 2013. — 220 c.
  5. Крум, Э. В. Экономика предприятия / Э. В. Крум — 1-е изд. — Гневцова, 2009. — 360 с.
  6. Лобан, Л.А., Пако В. Т., Экономика предприятия / Л. А. Лобан, В. Т. Пако — М.: Современная школа, 2011. — 432 с.
  7. Этрилл П., Маклейни Э. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей бизнеса: Учебное пособие — 4-е издание / П. Этрилл, Э. Маклейни — Москва: Альпина Паблишер 2016 г. — 648 с.
  8. Олейник Е. Б., Захарова А. П. Анализ и прогнозирование объема инвестиций в основной капитал / Е. Б. Олейник, А. П. Захарова // Экономика региона — 2012 г. — № 1 — С. 137–149
  9. Lorenzo A. Preve, Virginia Sarria-Allende. Working capital: Book / A. Lorenzo, Virginia Sarria-Allende — Oxford University Press — 2010–174 p.
  10. Robet C. Analysis for Financial Management: Book / C. Robert, Mc Graw-Hill Education — 2016–480 p.
  11. Sharma F. C. Financial Management: Book / F. C. Sharma, SBPD Publications — 2015–319 p.

[1] JIT, just in time — точно в срок.

Основные термины (генерируются автоматически): JIT, готовая продукция, компания, концепция, поставщик, производственный процесс, запас, оборотный капитал, WCAP, высокое качество продукции.


Ключевые слова

оборотный капитал, управленческий учет, основа для принятия управленческих решений, анализ операционной деятельности, управления оборотным капиталом, концепция «JIT — just in time» — точно в срок

Похожие статьи

Инновационное стратегическое планирование как неотъемлемая составляющая развития организации

Фактор времени становится все более важным в бизнес-процессах. Вовремя принятое инновационное решение не только повышает конкурентоспособность, привлекательность компании для потребителя, но и расширяет долю рынка и влияние компании на рынке, тем сам...

Определение факторов инновационного потенциала предприятия

Инновационный потенциал является важнейшим фактором для отдельных лиц и организаций, стремящихся оставаться конкурентоспособными и процветать в быстро меняющемся мире. Способность генерировать и внедрять инновационные идеи может помочь организациям с...

Инновационный подход к управлению эффективностью человеческих ресурсов в эпоху больших данных

Стремительный социально-экономический рост c конца 70-х годов ХХ века способствовал развитию предприятий Китая и, к тому же, способствовал широкому применению информационных технологий в их производственной и маркетинговой деятельности. При этом разв...

Теоретические основы стратегического развития инновационной деятельности туристского предприятия

Существует множество работ различных авторов, посвященных исследованию стратегий, в которых по-разному трактуется понятие стратегии. Например, И. О. Энджел (английский экономист) считает стратегией любое явление, которое оказывает длительное воздейст...

Стратегии выхода компании на международный рынок

В статье актуализируется вопрос развития мировой экономики, что сопровождается различным структурным изменениям. В этой связи авторы указывают на три взаимосвязанных процесса: «интернационализацию», «глобализацию» и «транснационализацию». Эти процесс...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Стратегии управления недвижимостью

Доля недвижимости в структуре активов организации всегда была и будет достаточно весомой. Недвижимость оказывает существенное влияние не только на активы, но и на расходы организации. Расходы на недвижимость являются вторыми по величине в блоке затра...

Состояние цифрового банкинга в Российской Федерации

Цифровой банкинг — это процесс внедрения новых и развивающихся технологий в рамках всей организации финансовых услуг в сочетании с соответствующими изменениями во внутренних и внешних корпоративных и кадровых отношениях для эффективного и действенно...

Экосистемная геймификация как маркетинговый инструмент привлечения новых пользователей

Современный рынок насыщен товарами и услугами, однако большое количество качественных предложений часто не только не решает задачи потребителя, а даже тормозит его в процессе выбора. Актуальным решением для некоторых компаний может стать создание эко...

Диагностика как неотъемлемая часть процесса разработки проекта антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление организации — это сложная система управления предприятием, от которой во многом зависит вектор развития компании, так как сам по себе кризис может повлиять на множество различных факторов, в том числе экономических, политичес...

Похожие статьи

Инновационное стратегическое планирование как неотъемлемая составляющая развития организации

Фактор времени становится все более важным в бизнес-процессах. Вовремя принятое инновационное решение не только повышает конкурентоспособность, привлекательность компании для потребителя, но и расширяет долю рынка и влияние компании на рынке, тем сам...

Определение факторов инновационного потенциала предприятия

Инновационный потенциал является важнейшим фактором для отдельных лиц и организаций, стремящихся оставаться конкурентоспособными и процветать в быстро меняющемся мире. Способность генерировать и внедрять инновационные идеи может помочь организациям с...

Инновационный подход к управлению эффективностью человеческих ресурсов в эпоху больших данных

Стремительный социально-экономический рост c конца 70-х годов ХХ века способствовал развитию предприятий Китая и, к тому же, способствовал широкому применению информационных технологий в их производственной и маркетинговой деятельности. При этом разв...

Теоретические основы стратегического развития инновационной деятельности туристского предприятия

Существует множество работ различных авторов, посвященных исследованию стратегий, в которых по-разному трактуется понятие стратегии. Например, И. О. Энджел (английский экономист) считает стратегией любое явление, которое оказывает длительное воздейст...

Стратегии выхода компании на международный рынок

В статье актуализируется вопрос развития мировой экономики, что сопровождается различным структурным изменениям. В этой связи авторы указывают на три взаимосвязанных процесса: «интернационализацию», «глобализацию» и «транснационализацию». Эти процесс...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Стратегии управления недвижимостью

Доля недвижимости в структуре активов организации всегда была и будет достаточно весомой. Недвижимость оказывает существенное влияние не только на активы, но и на расходы организации. Расходы на недвижимость являются вторыми по величине в блоке затра...

Состояние цифрового банкинга в Российской Федерации

Цифровой банкинг — это процесс внедрения новых и развивающихся технологий в рамках всей организации финансовых услуг в сочетании с соответствующими изменениями во внутренних и внешних корпоративных и кадровых отношениях для эффективного и действенно...

Экосистемная геймификация как маркетинговый инструмент привлечения новых пользователей

Современный рынок насыщен товарами и услугами, однако большое количество качественных предложений часто не только не решает задачи потребителя, а даже тормозит его в процессе выбора. Актуальным решением для некоторых компаний может стать создание эко...

Диагностика как неотъемлемая часть процесса разработки проекта антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление организации — это сложная система управления предприятием, от которой во многом зависит вектор развития компании, так как сам по себе кризис может повлиять на множество различных факторов, в том числе экономических, политичес...

Задать вопрос