Анализ реализации продукции и финансовых результатов, пути повышения рентабельности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 21.01.2021

Статья просмотрена: 410 раз

Библиографическое описание:

Коростелева, Н. С. Анализ реализации продукции и финансовых результатов, пути повышения рентабельности предприятия / Н. С. Коростелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77825/ (дата обращения: 27.04.2024).



Для дальнейшего благоприятного функционирования любого предприятия необходимо увеличивать прибыль, изучить все факторы, влияющие на неё и соответственно в дальнейшем добиться повышения уровня рентабельности продукции. Повышению уровня рентабельности способствует увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов.

С экономической позиции значение снижения себестоимости для предприятия состоит в следующем:

– увеличение прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия;

– появление больших возможностей материального стимулирования работников и решение некоторых социальных проблем коллектива предприятия;

– улучшение финансового состояния предприятия и снижение степени риска банкротства;

– возможность снижения цен реализации на продукцию, которая позволяет повышать конкурентоспособность продукции и увеличить объём продаж.

Систематическое снижение себестоимости обеспечивает рост прибыли предприятия, а также повышает материальное положение работников.

Главным резервом снижения себестоимости продукции предприятия является сокращение материальных затрат. Сокращение затрат производства и снижение на этой основе себестоимости продукции является одним из главных условий роста прибыли предприятия, повышение рентабельности и эффективности его работы.

Определившись с сущностью рентабельности, а также определив её показатели, стоит рассмотреть особенности организации управления рентабельностью предприятия. Процесс управления рентабельности представляет собой целостную систему, включающую в себя определение целевых показателей и критериев эффективности и разработку разных моделей управления рентабельностью. Это сложный процесс, состоящий из большого количества этапов и заданий. Управление рентабельностью представляет собой достижение желаемой динамики значений показателей. При управлении рентабельностью необходимо анализировать структуру активов, источников финансирования, а также в процессе текущей хозяйственной деятельности необходимо постоянно искать возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия и резервы роста рентабельности.

Управление рентабельностью призвано решать такие задания:

– оптимизация соотношения между уровнем формированной прибыли и допустимым уровнем риска. С учётом отношения менеджеров к финансовым и хозяйственным рискам определяется их допустимый уровень и в итоге политика осуществления тех или иных видов деятельности или проведение хозяйственной операции. В процессе управления должен быть максимизированный соответствующий ему уровень прибыли;

– максимизация размера сформированной прибыли с ресурсным потенциалом предприятия, на основе оптимизации состава ресурсов предприятия и эффективного их использования;

– обеспечение высокого качества сформированной прибыли;

– формирование достаточного объёма финансовых ресурсов за счёт прибыли.

К основным путям роста рентабельности производства можно отнести — развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современных методов организации производства и труда в соответствии с требованиям научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение её качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего рода (рис. 1) [6].

Пути повышения рентабельности продукции

Рис. 1. Пути повышения рентабельности продукции

Основными путями повышения рентабельности продукции, по мнению Селезнёвой Н. Н., являются:

– снижение затрат на единицу или на 1 руб. продукции;

– улучшение использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость (снижение фондоёмкости, материалоёмкости, зарплатоёмкости, амортизациоёмкости продукции или повышение обратных им показателей фондоотдачи, материалоотдачи и т. д.);

– рост объёма производства;

– рост цен на продукцию, сопровождаемый улучшением её качества [7].

Рентабельность использования финансовых ресурсов может быть увеличена, если предприятие достигает того объёма прибыли, но уменьшает при этом сумму средств, вложенную в оборотные и основные средства.

Рентабельность продукции, достигнутая предприятиями в базовом периоде, должна быть скорректирована с учётом условий ценообразования планового периода. Можно определять резервы предприятия, которые не были им использованы в базовом периоде для роста прибыли. Резервы предприятия можно определять за счёт:

  1. структурных нарушений в ассортименте продукции, которая изготовляется и реализуется к выпуску наиболее рентабельней продукции;
  2. ликвидации непродуктивных затрат, относящиеся к себестоимости продукции;
  3. ликвидация фактов поставки продукции покупателям с отклонением от технических и качественных параметров, ведущие к снижению оптовых цен на эти изделия, а именно прибыли реализации.

Одним из резервов роста прибыли является увеличение объёма реализации продукции. Между объёмом реализации и прибылью есть определённая зависимость: чем больше реализуется продукции, тем больше является сумма прибыли, а невыполнение плана по реализации продукции уменьшает прибыль. При подсчёте резервов увеличения прибыли за счёт роста объёма реализации используют результаты анализа выпуска и реализации продукции.

Резервы увеличения сумм рентабельности и прибыли связаны с направлениями хозяйствования предприятия. Для руководителя предприятия, важным моментом является значение масштабов действия, форм контроля и использование наиболее сущностных внешних и внутренних факторов эффективности на разных уровнях управления деятельностью предприятия.

Далее необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду товарной продукции и по предприятию в целом.

Выводы и предложения

Рентабельность как показатель даёт представление о прибыльности или убыточности предприятия в сравнении с другими отдельными величинами, которые влияют на производство и деятельность предприятия в целом.

Для увеличения рентабельности необходимо увеличивать объёмы производства и уменьшить себестоимость продукции, расширять ассортимент, повышать качество продукции, внедрять меры по повышению продуктивности труда своих работников, целесообразно размещать полученную ранее прибыль, а также с максимальной отдачей использовать потенциал, находящийся в распоряжении предприятия.

Необходимо минимизировать все расходные статьи, а именно: наладить систему сбыта; уменьшить транспортные расходы.

Снижение себестоимости продукции является самым важным фактором роста прибыли. При снижении себестоимости продукции происходит экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов, которыми распоряжается предприятие.

Литература:

  1. О бухгалтерском учете: федер. закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ: (Ред. от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н. (Ред. от 07 февраля 2020 г.) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99: Приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н (Ред. от 06 апреля 2015 г) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н (Ред. от 06 апреля 2015 г) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/
  5. Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/2002: приказ Минфина от 19.11.2002 г. № 114н (Ред. от 20 ноября 2018 г.) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40313/
  6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности: Приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (Ред. от 11 апреля 2018 г) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20081/
  7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (Ред. от 08 ноября 2010 г.) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29165/
  8. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 (Ред. от 08 ноября 2010 г.) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7152/
  9. Бакиева И. А. Методика анализа производства и реализации продукции [Текст] / Бакиева И. А., Урманбекова И. Ф.//Молодой ученый.-2019.- № 10.- С.611–614.
  10. Бальжинов А. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А. В. Бальжинов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/840/18840/809?p_page=4 (дата обращения: 12.11.2020г.).
  11. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2019. — 372 с.
  12. Витун, С. Е., Чигрина, А. И. Финансы организаций Пособие по одноименной дисциплине для студентов специальности 1–25 01 04 — Финансы и кредит. Часть 1. — Гродно ГрГУ им. Я. Купалы, 2018.
  13. Войтоловский Н. В., Калинина А. П. Комплексный экономический анализ.- СПб: Питер 2019. –416 с.
  14. Волков, О. И., Скляренко, В. К. Экономика предприятия: курс лекций М.: ИНФРА-М, 2016. — 280 с.
  15. Глазов М. М., Фирова И. П., Петрова Е. Е. Учебное пособие по дисциплинам «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности», «Комплексный экономический анализ финансовой деятельности» и «Анализ финансовой отчетности». Направление подготовки 080100 — Экономика. Квалификация выпускника — Бакалавр. Учебное пособие / Под ред. М. М. Глазова. — СПб.: Астерион, 2018. — 286 с.
  16. Горшков, Е. М. Повышение рентабельности на предприятии. Практическое пособие. — Москва, 2019 г. (ст. 19–20).
  17. Грищенко О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / О. В. Грищенко [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m67/2.htm (дата обращения: 10.11.2020г.).
  18. Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия: учебное пособие / М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландина. — Ульяновск: УлГТУ, 2019. — 174 с.
  19. Корсаков, М. Н. Экономика предприятия: учебное пособие. — Таганрог: Издательство ТРТУ 2018. — 50 с.
  20. Литвинюк А. С. Экономический анализ, Учебное пособие. -М.: Эксмо 2020. — 328 с.
  21. Просветов Г. И. Финансовый анализ: задачи и решения.- М.: Издательство «Альфа-Пресс» 2017. — 218 с.
  22. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия — М.: ИНФРА-М 2017. –– 331 с.
  23. Селезнёва, Н. Н., Ионова, А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 639с.
Основные термины (генерируются автоматически): снижение себестоимости продукции, управление рентабельностью, базовый период, деятельность предприятия, распоряжение предприятия, реализация продукции, резерв предприятия, рост прибыли, себестоимость продукции, улучшение использования.


Похожие статьи

Себестоимость продукции и основные пути ее понижения

Научная статья посвящена анализу процесса управления себестоимости продукции предприятия для повышения экономической эффективности его хозяйствующей деятельности. Предложены основные пути и направления снижения размере себестоимости продукции...

Концепция управления себестоимостью продукции на...

Под управлением себестоимостью продукции предприятия следует понимать непрерывный процесс ее учета, анализа, планирования и контроля, результатом которого является выработка управленческих решений, направленных на оптимизацию затрат и их снижение.

Повышение эффективности экономической деятельности за счет...

Ключевые слова: себестоимость, управление затратами, управление себестоимостью, эффективность деятельности предприятия, рентабельность, затраты. В современных экономических условиях рост эффективности производства и увеличение прибыли выступают...

Направления снижения себестоимости предприятий...

 Себестоимость продукции отражает степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства предприятия (организации), а также эффективность деятельности предприятия в целом.

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление...

 В данной статье проводится факторный анализ себестоимости производимой продукции предприятия ООО «Служба быта», ее влияние на

Прибыль — важнейший показатель оценки коммерческой деятельности, главный источник формирования доходной части бюджета и...

Методы управления прибылью и рентабельностью на...

Рентабельность предприятия — это ключевой показатель эффективности использования денежных средств или иных ресурсов.

Также, на процесс формирования политики управления прибылью и рентабельностью предприятия влияют условия внутренней и внешней среды.

Оценка и пути повышения прибыли предприятия на примере...

Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации товаров, уменьшения затрат на их реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенствование структуры реализуемых товаров.

Как повысить прибыль компании? Анализ прибыли на примере...

Деятельность любого предприятия направлена на получение определенных результатов. Залогом успеха компании является хорошее

Рентабельность — это коэффициент, полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быть...

Анализ состояния хозяйственной деятельности предприятия, как...

анализ реализации продукции: в процессе проведения анализа сравнивают фактические данные реализации продукции с плановыми, при этом рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

Похожие статьи

Себестоимость продукции и основные пути ее понижения

Научная статья посвящена анализу процесса управления себестоимости продукции предприятия для повышения экономической эффективности его хозяйствующей деятельности. Предложены основные пути и направления снижения размере себестоимости продукции...

Концепция управления себестоимостью продукции на...

Под управлением себестоимостью продукции предприятия следует понимать непрерывный процесс ее учета, анализа, планирования и контроля, результатом которого является выработка управленческих решений, направленных на оптимизацию затрат и их снижение.

Повышение эффективности экономической деятельности за счет...

Ключевые слова: себестоимость, управление затратами, управление себестоимостью, эффективность деятельности предприятия, рентабельность, затраты. В современных экономических условиях рост эффективности производства и увеличение прибыли выступают...

Направления снижения себестоимости предприятий...

 Себестоимость продукции отражает степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства предприятия (организации), а также эффективность деятельности предприятия в целом.

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление...

 В данной статье проводится факторный анализ себестоимости производимой продукции предприятия ООО «Служба быта», ее влияние на

Прибыль — важнейший показатель оценки коммерческой деятельности, главный источник формирования доходной части бюджета и...

Методы управления прибылью и рентабельностью на...

Рентабельность предприятия — это ключевой показатель эффективности использования денежных средств или иных ресурсов.

Также, на процесс формирования политики управления прибылью и рентабельностью предприятия влияют условия внутренней и внешней среды.

Оценка и пути повышения прибыли предприятия на примере...

Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации товаров, уменьшения затрат на их реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенствование структуры реализуемых товаров.

Как повысить прибыль компании? Анализ прибыли на примере...

Деятельность любого предприятия направлена на получение определенных результатов. Залогом успеха компании является хорошее

Рентабельность — это коэффициент, полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быть...

Анализ состояния хозяйственной деятельности предприятия, как...

анализ реализации продукции: в процессе проведения анализа сравнивают фактические данные реализации продукции с плановыми, при этом рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

Задать вопрос