Анализ реализации продукции и финансовых результатов, пути повышения рентабельности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 21.01.2021

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Коростелева, Н. С. Анализ реализации продукции и финансовых результатов, пути повышения рентабельности предприятия / Н. С. Коростелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77825/ (дата обращения: 05.03.2021).



Для дальнейшего благоприятного функционирования любого предприятия необходимо увеличивать прибыль, изучить все факторы, влияющие на неё и соответственно в дальнейшем добиться повышения уровня рентабельности продукции. Повышению уровня рентабельности способствует увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов.

С экономической позиции значение снижения себестоимости для предприятия состоит в следующем:

– увеличение прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия;

– появление больших возможностей материального стимулирования работников и решение некоторых социальных проблем коллектива предприятия;

– улучшение финансового состояния предприятия и снижение степени риска банкротства;

– возможность снижения цен реализации на продукцию, которая позволяет повышать конкурентоспособность продукции и увеличить объём продаж.

Систематическое снижение себестоимости обеспечивает рост прибыли предприятия, а также повышает материальное положение работников.

Главным резервом снижения себестоимости продукции предприятия является сокращение материальных затрат. Сокращение затрат производства и снижение на этой основе себестоимости продукции является одним из главных условий роста прибыли предприятия, повышение рентабельности и эффективности его работы.

Определившись с сущностью рентабельности, а также определив её показатели, стоит рассмотреть особенности организации управления рентабельностью предприятия. Процесс управления рентабельности представляет собой целостную систему, включающую в себя определение целевых показателей и критериев эффективности и разработку разных моделей управления рентабельностью. Это сложный процесс, состоящий из большого количества этапов и заданий. Управление рентабельностью представляет собой достижение желаемой динамики значений показателей. При управлении рентабельностью необходимо анализировать структуру активов, источников финансирования, а также в процессе текущей хозяйственной деятельности необходимо постоянно искать возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия и резервы роста рентабельности.

Управление рентабельностью призвано решать такие задания:

– оптимизация соотношения между уровнем формированной прибыли и допустимым уровнем риска. С учётом отношения менеджеров к финансовым и хозяйственным рискам определяется их допустимый уровень и в итоге политика осуществления тех или иных видов деятельности или проведение хозяйственной операции. В процессе управления должен быть максимизированный соответствующий ему уровень прибыли;

– максимизация размера сформированной прибыли с ресурсным потенциалом предприятия, на основе оптимизации состава ресурсов предприятия и эффективного их использования;

– обеспечение высокого качества сформированной прибыли;

– формирование достаточного объёма финансовых ресурсов за счёт прибыли.

К основным путям роста рентабельности производства можно отнести — развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современных методов организации производства и труда в соответствии с требованиям научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение её качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего рода (рис. 1) [6].

Пути повышения рентабельности продукции

Рис. 1. Пути повышения рентабельности продукции

Основными путями повышения рентабельности продукции, по мнению Селезнёвой Н. Н., являются:

– снижение затрат на единицу или на 1 руб. продукции;

– улучшение использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость (снижение фондоёмкости, материалоёмкости, зарплатоёмкости, амортизациоёмкости продукции или повышение обратных им показателей фондоотдачи, материалоотдачи и т. д.);

– рост объёма производства;

– рост цен на продукцию, сопровождаемый улучшением её качества [7].

Рентабельность использования финансовых ресурсов может быть увеличена, если предприятие достигает того объёма прибыли, но уменьшает при этом сумму средств, вложенную в оборотные и основные средства.

Рентабельность продукции, достигнутая предприятиями в базовом периоде, должна быть скорректирована с учётом условий ценообразования планового периода. Можно определять резервы предприятия, которые не были им использованы в базовом периоде для роста прибыли. Резервы предприятия можно определять за счёт:

  1. структурных нарушений в ассортименте продукции, которая изготовляется и реализуется к выпуску наиболее рентабельней продукции;
  2. ликвидации непродуктивных затрат, относящиеся к себестоимости продукции;
  3. ликвидация фактов поставки продукции покупателям с отклонением от технических и качественных параметров, ведущие к снижению оптовых цен на эти изделия, а именно прибыли реализации.

Одним из резервов роста прибыли является увеличение объёма реализации продукции. Между объёмом реализации и прибылью есть определённая зависимость: чем больше реализуется продукции, тем больше является сумма прибыли, а невыполнение плана по реализации продукции уменьшает прибыль. При подсчёте резервов увеличения прибыли за счёт роста объёма реализации используют результаты анализа выпуска и реализации продукции.

Резервы увеличения сумм рентабельности и прибыли связаны с направлениями хозяйствования предприятия. Для руководителя предприятия, важным моментом является значение масштабов действия, форм контроля и использование наиболее сущностных внешних и внутренних факторов эффективности на разных уровнях управления деятельностью предприятия.

Далее необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду товарной продукции и по предприятию в целом.

Выводы и предложения

Рентабельность как показатель даёт представление о прибыльности или убыточности предприятия в сравнении с другими отдельными величинами, которые влияют на производство и деятельность предприятия в целом.

Для увеличения рентабельности необходимо увеличивать объёмы производства и уменьшить себестоимость продукции, расширять ассортимент, повышать качество продукции, внедрять меры по повышению продуктивности труда своих работников, целесообразно размещать полученную ранее прибыль, а также с максимальной отдачей использовать потенциал, находящийся в распоряжении предприятия.

Необходимо минимизировать все расходные статьи, а именно: наладить систему сбыта; уменьшить транспортные расходы.

Снижение себестоимости продукции является самым важным фактором роста прибыли. При снижении себестоимости продукции происходит экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов, которыми распоряжается предприятие.

Литература:

  1. О бухгалтерском учете: федер. закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ: (Ред. от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н. (Ред. от 07 февраля 2020 г.) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99: Приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н (Ред. от 06 апреля 2015 г) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н (Ред. от 06 апреля 2015 г) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/
  5. Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/2002: приказ Минфина от 19.11.2002 г. № 114н (Ред. от 20 ноября 2018 г.) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40313/
  6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности: Приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (Ред. от 11 апреля 2018 г) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20081/
  7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (Ред. от 08 ноября 2010 г.) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29165/
  8. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 (Ред. от 08 ноября 2010 г.) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7152/
  9. Бакиева И. А. Методика анализа производства и реализации продукции [Текст] / Бакиева И. А., Урманбекова И. Ф.//Молодой ученый.-2019.- № 10.- С.611–614.
  10. Бальжинов А. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А. В. Бальжинов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/840/18840/809?p_page=4 (дата обращения: 12.11.2020г.).
  11. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2019. — 372 с.
  12. Витун, С. Е., Чигрина, А. И. Финансы организаций Пособие по одноименной дисциплине для студентов специальности 1–25 01 04 — Финансы и кредит. Часть 1. — Гродно ГрГУ им. Я. Купалы, 2018.
  13. Войтоловский Н. В., Калинина А. П. Комплексный экономический анализ.- СПб: Питер 2019. –416 с.
  14. Волков, О. И., Скляренко, В. К. Экономика предприятия: курс лекций М.: ИНФРА-М, 2016. — 280 с.
  15. Глазов М. М., Фирова И. П., Петрова Е. Е. Учебное пособие по дисциплинам «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности», «Комплексный экономический анализ финансовой деятельности» и «Анализ финансовой отчетности». Направление подготовки 080100 — Экономика. Квалификация выпускника — Бакалавр. Учебное пособие / Под ред. М. М. Глазова. — СПб.: Астерион, 2018. — 286 с.
  16. Горшков, Е. М. Повышение рентабельности на предприятии. Практическое пособие. — Москва, 2019 г. (ст. 19–20).
  17. Грищенко О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / О. В. Грищенко [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m67/2.htm (дата обращения: 10.11.2020г.).
  18. Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия: учебное пособие / М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландина. — Ульяновск: УлГТУ, 2019. — 174 с.
  19. Корсаков, М. Н. Экономика предприятия: учебное пособие. — Таганрог: Издательство ТРТУ 2018. — 50 с.
  20. Литвинюк А. С. Экономический анализ, Учебное пособие. -М.: Эксмо 2020. — 328 с.
  21. Просветов Г. И. Финансовый анализ: задачи и решения.- М.: Издательство «Альфа-Пресс» 2017. — 218 с.
  22. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия — М.: ИНФРА-М 2017. –– 331 с.
  23. Селезнёва, Н. Н., Ионова, А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 639с.
Основные термины (генерируются автоматически): снижение себестоимости продукции, управление рентабельностью, базовый период, деятельность предприятия, распоряжение предприятия, реализация продукции, резерв предприятия, рост прибыли, себестоимость продукции, улучшение использования.


Задать вопрос