Методы управления прибылью и рентабельностью на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.10.2020

Статья просмотрена: 1465 раз

Библиографическое описание:

Сысоев, М. А. Методы управления прибылью и рентабельностью на предприятии / М. А. Сысоев, Е. А. Смородина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73865/ (дата обращения: 19.04.2024).



Научная статья посвящена анализу основных проблем предприятий в рамках управления их прибылью и рентабельностью, а также определению путей их решения. Актуальность исследования заключается в том, что именно управление прибыльностью бизнеса способствует формированию финансовой устойчивости предприятия в условиях современной экономики России.

Ключевые слова: прибыль, рентабельность, финансовый результат, управление прибылью, повышение прибыльности.

Главная цель функционирования каждого предприятия — это формирование прибыли, как мотивации предпринимателей и менеджеров. Благодаря анализу и управлению финансовым результатом производственной деятельности организации зависит то, будет ли компания генерировать прибыль или нет.

Одним из важнейших условий политики управления прибылью и рентабельностью на предприятиях российской экономики является их финансовый анализ и определение путей повышения экономической эффективности их деятельности. В частности, важным выступает анализ финансовых показателей, которые напрямую формируют уровень прибыльности и рентабельности коммерческой деятельности организации.

Актуальность научного исследования на тематику «политика управления прибылью и рентабельностью на предприятии: проблемы и пути их решения» заключается в том, что именно управление прибыльностью бизнеса способствует формированию финансовой устойчивости предприятия в условиях современной экономики России.

Целью научной статьи является анализ основных проблем предприятий в рамках управления их прибылью и рентабельностью, а также определению путей их решения.

Рентабельность предприятия — это ключевой показатель эффективности использования денежных средств или иных ресурсов. Экономический смысл показателей рентабельности отражается в том, что они характеризуют прибыль, полученную с каждых затраченных предприятием (собственных и заемных) средств [1, с. 34]. Именно по этой причине, важными путями совершенствования процессов управления прибылью и рентабельности организации является оптимизация структуры ее капитала и источников привлечения финансовых ресурсов.

Важно отметить следующее: что на процесс формирования прибыли предприятия влияют не только его доходы, но и расходы, в том числе себестоимость производства продукции, себестоимость реализации продукции, а также размер налоговых исчислений, установленных налогово-фискальной политикой государства.

Также, на процесс формирования политики управления прибылью и рентабельностью предприятия влияют условия внутренней и внешней среды. Так, для многих организаций российской экономики является важным организация эффективной системы управления бизнес-процессами, от чего зависит производительность труда, размер себестоимости продукции и в целом, размер любых других коммерческих расходов фирмы.

Если анализировать факторы влияния внешней среды на процесс формирования прибыли и рентабельности предприятия, то важно отметить, что на сегодняшний день, в экономике России прослеживается период стагфляции, который включает в себя рост цен (инфляцию) и снижение темпов экономического роста [2, с. 494].

Кроме того, среди негативно влияющих факторов внешней среды отмечают текущую ситуацию с уровнем жизни населения, что в свою очередь приводит к замедлению темпов роста личного потребления, что негативно сказывается на развитие предприятий любой отрасли экономики.

Исходя из такой ситуации и анализа экономической конъюнктуры рынков Российской Федерации, стоит отметить, что для любого предприятия нашей страны важным является разработка механизмов, направленных на совершенствование политики управления прибылью и рентабельностью организации, в том числе, за счет совершенствования принципов и аспектов хозяйственной деятельности.

К основным направлениям по решению проблем политики управления прибылью и рентабельностью на предприятии, можно отнести следующие мероприятия [3, с. 472, 4, с. 36, 5, с. 226]:

– усовершенствование оборудования и производственного процесса, с целью предотвращения низкого уровня рентабельности производства, связного с высокой степенью износа основных фондов,

– увеличение объема производства, необходимое для снижения постоянных затрат по отношению к единице продукции,

– производство новой продукции с использование научно-технологических и инновационных разработок,

– увеличение доли автоматизации в производстве и управлении им,

– снижение себестоимости продукции,

– совершенствование деятельности предприятия, направленной на продвижение продукции и увеличение объема сбыта, путем использования наиболее эффективных маркетинговых мероприятий,

– повышение производительности труда, путём систематического обучения персонала для поддержания высокого уровня их квалификации,

– усовершенствование системы расчетов с покупателями для снижения размера дебиторской задолженности.

В соответствии с данными направлениями менеджеры организаций с учетом специфики деятельности бизнеса должны определить эффективные методы управления доходами и расходами с целью увеличения показателей прибыльности и рентабельности, что в конечном итоге скажется на повышение финансовой устойчивости бизнеса.

Основными методы управления доходами и расходами предприятия, используемых в специализированной литературе рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1

Методы управления доходами и затратами на предприятии [6]

Наименование метода

Сущность методов

Методы планирования выручкой от реализации:

1. Метод прямого счета:

Объем выручки рассчитывается по результатам маркетинговых исследований. Он определяется путем умножения объема реализации продукции (работ, услуг) в натуральном выражении, востребуемых рынком, на отпускную цену за единицу продукции. Для того, чтобы определить выручку методом прямого счета необходимо знать, какую долю рынка соответствующей продукции (работ, услуг) занимает предприятие. Для этого изучаются клиенты и конкуренты компании, продукт, предлагаемый рынку, его цена, методы продвижения продукта на рынке и позиция предприятия на нем.

2. Расчетный метод: Вр = О₁ + ТП — О₂,

где ТП — товарный выпуск продукции,

О1 и О2 — остатки готовой продукции на начало и конец отчетного периода соответственно.

Методы планирования прибылью

Прибыль можно спланировать двумя методами:

1. Метод прямого счета основан на определении разницы между доходами и затратами.

При этом методе можно планировать: прибыль от продаж продукции, прибыль от прочей реализации и внереализационные доходы. Для этого используются показатели производственной программы на основе заказов потребителей.

2. Аналитический метод применяется для обоснования управленческих решений по ассортиментной, сбытовой, инвестиционной политике с целью получения большего размера прибыли при меньших затратах.

Данный метод применим лишь к расчету прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

Расчет прибыли аналитическим методом проводится отдельно по сравнимой и несравнимой продукции.

Расчет плановой прибыли по сравнимой товарной продукции включает в себя определение: объема товарной продукции в планируемом году по себестоимости отчетного года, базовой прибыли и рентабельности продукции, прибыли на товарный выпуск, влияние факторов и остатков готовой продукции на складе на размер прибыли.

Расчет плановой прибыли по несравнимой товарной продукции основан на прогнозировании ее рентабельности.

Методы управления затратами

Планирование себестоимости.

План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы: смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам), себестоимость товарной и реализованной продукции, плановые калькуляции, расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.

Существует два метода управления расходами (затратами) предприятия:

— метод, основанный на определении критического объема продаж (нахождение точки безубыточности),

— метод покрытия затрат по продуктам.

Оба метода основаны на делении затрат на постоянные и переменные.

Первый метод позволяет оптимизировать затраты по предприятию в целом. Второй метод позволяет определить выгодность производства и реализации отдельных продуктов и услуг.

Информация, представленная в таблице 1 показывает, что методы управления доходами от реализации и затратами на производство являются одним из основных инструментов при планировании деятельности предприятия и при разработке управленческих решений необходимо учитывать комплексность и системность данных решений. Практика свидетельствует о том, что наиболее эффективные управленческие решения достигаются в случае применении совокупности методов управления доходами и расходами организации, поскольку каждый метод дополняет и усиливает другой.

Таким образом, подводя итоги научного исследования статьи, можно сделать следующие заключения:

– руководство предприятия экономики России может использовать, как радикальные, так и коррекционные механизмы совершенствования своей хозяйственной деятельности, что косвенным и прямым способом влияет на размер положительного финансового результата компании,

– важнейшей задачей руководства предприятия при совершенствовании своей политики управления прибылью и рентабельностью будет проведение стратегического и финансового анализа, в том числе факторов внешней среды, которые негативным образом сказываются на устойчивости организации,

– благодаря тщательному и внимательному анализу эффективности деятельности предприятия, можно определить основные риски и угрозы, создающие опасности для достижения бизнесом положительного финансового результата.

Литература:

  1. Колачева Н. В., Быкова Н. Н. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 29–36.
  2. Усатенко А. Н., Сымова А. В. Способы повышения финансовых результатов предприятия // Аллея науки. — 2018. — № 3 (19). С. 492–495.
  3. Малюченко А. А. Пути улучшения финансовых результатов предприятия фармацевтической отрасли // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. № 13. С. 471–473.
  4. Парфенова М. А. Финансовые результаты и пути улучшения финансового состояния организаций // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 2(2). С. 35–36.
  5. Люкшонкова Т. П. Способы повышения финансовых результатов деятельности предприятия // Вестник современных исследований. — 2017. — № 6–1 (9). С. 225–226.
  6. Денежное хозяйство предприятий: учебник / М. С. Марамыгин, Л. И. Юзвович, Е. Г. Князева и др., под. ред. М. С. Марамыгина. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2018, 359 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прибыль, метод управления, внешняя среда, доход, предприятие, прямой счет, рентабельность, рентабельность предприятия, аналитический метод, готовая продукция.


Ключевые слова

рентабельность, управление прибылью, прибыль, финансовый результат, повышение прибыльности

Похожие статьи

Анализ реализации продукции и финансовых результатов, пути...

Рентабельность продукции, достигнутая предприятиями в базовом периоде, должна быть скорректирована с учётом условий ценообразования планового периода. Можно определять резервы предприятия, которые не были им использованы в базовом периоде для роста...

Похожие статьи

Анализ реализации продукции и финансовых результатов, пути...

Рентабельность продукции, достигнутая предприятиями в базовом периоде, должна быть скорректирована с учётом условий ценообразования планового периода. Можно определять резервы предприятия, которые не были им использованы в базовом периоде для роста...

Задать вопрос