В статье представлен анализ лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград по законодательству Республики Казахстан. В результате проведенного анализа автор выделяет ряд особенностей данного дополнительного наказания.
Ключевые слова: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград; дополнительное наказание; наказание; уголовное законодательство.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград относится к числу дополнительных наказаний, предусмотренное ст. 49 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (далее — УК Республики Казахстан) [1]. Наказание применяется за совершение умышленного уголовного проступка, за умышленного преступления, вне зависимости от его категории.
В соответствии с официальной информацией Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан суды в 2015 году назначили лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наградвотношении 240 виновных, в 2016 году — 291 осужденных, в 2017 году — 453 осужденных, в 2018 году — 433 осужденных, в 2019 году — 446 осужденных, а в 2020 году — 414 осужденных. Динамика назначения исследуемого наказания отражена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика назначения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград за 2015–2020 годы
Рассматривая данное наказание, А. И. Коробеев полагает, что «заключенные в нем правоограничения призваны воздействовать, прежде всего, на морально-этический комплекс осужденного путем ущемления чувства гордости, тщеславия, честолюбия. Наряду с этим, рассматриваемое наказание нередко влечет за собой наступление для осужденного целого ряда неблагоприятных имущественных последствий в виде прекращения денежных выплат, отмены привилегий и льгот, аннулирование преимуществ и преференций, что носит более длительный характер, чем сама судимость» [2, с. 84]. При этом, С. М. Рахметов и Б. А. Кулмуханбетова констатируют, что оно «может ограничить дальнейшую профессиональную деятельность и после погашения судимости. Словом, это наказание может оказаться в ряде случаев более действенным, чем основное» [3, с. 43]. Следует согласиться с позиций В. Н. Петрашева о том, что «государство не только порицает виновного, но и одновременно лишает его особого доверия. Обладать определенными правами и быть отличным от всех членов общества — вот смысл того «особого доверия», сопровождаемого различного рода привилегиями, которое оказывает государство. Право наделять ими и лишать их государство оставляет за собой» [4, с. 114].
Исходя из содержания ч. 1 ст. 49 УК Республики Казахстан, лицо лишается по приговору суда только за звания, чина, ранга и класса, присваиваемые первыми руководителями или уполномоченными лицами государственных органов (правоохранительных и специальных государственных органов, воинских формирований и др.) .
Согласно ч. 2 ст. 49 УК Республики Казахстан, «при осуждении за совершение умышленного уголовного правонарушения лица, имеющего государственные награды Республики Казахстан, а равно специальное, воинское, почетное или иное звание, классный чин, дипломатический ранг или квалификационный класс, присвоенные Президентом Республики Казахстан, суд при вынесении приговора может внести, а по коррупционным преступлениям вносит представление Президенту Республики Казахстан о лишении осужденного этих наград, званий, классного чина, дипломатического ранга или квалификационного класса». [1].
Воинские звания присваиваются военнослужащим Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях. Специальные звания, классные чины и квалификационные классы присваиваются сотрудниками правоохранительных и специальных государственных органов. Так, в соответствии со ст. 3 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 года «к правоохранительным органам относятся органы прокуратуры, внутренних дел, антикоррупционная служба и служба экономических расследований, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан» [5]. В соответствии со ст. 3 Закона Республики Казахстан «О специальных государственных органах Республики Казахстан» от 13 февраля 2012 года «к специальным государственным органам относятся органы национальной безопасности, уполномоченный орган в сфере внешней разведки, Служба государственной охраны Республики Казахстан» [6].
Перечень званий, чинов, рангов и государственных наград определяется для:
− воинских званий военнослужащих — п. 2 ст. 19 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012 года;
− специальных званий и классных чинов сотрудников правоохранительных органов — п. 1 ст. 22 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 года;
− специальных званий сотрудников специальных государственных органов — п. 1 ст. 26 Закона Республики Казахстан «О специальных государственных органах Республики Казахстан» от 13 февраля 2012 года;
− дипломатических рангов — ст. 10 Закона Республики Казахстан «О дипломатической службе Республики Казахстан» от 7 марта 2002 года;
− квалификационных классов — п. 1 ст. 22–1 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 года;
− государственных наград и почетных званий — Законом Республики Казахстан «О государственных наградах Республики Казахстан» от 12 декабря 1995 года.
В данных законодательных актах определено, какие государственные награды, звания, чины, классы и ранги присваиваются Главой государства, а какие — иными должностными лицами.
Государственными наградами Республики Казахстан являются:
− знаки высшей степени отличия — орден «Алтын Қыран» (Золотой Орел), звания «Халық қаһарманы» (Народный герой), «Қазақстанның Еңбек Epi»;
− ордена ((«Отан» (Отечество), «Қазақстан Республикасының Тұңғыш Президентi — Елбасы Нұрсұлтан Назарбаев» (Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы Нурсултан Назарбаев), «Барыс» (Барс), «Даңқ» (Слава), «Айбын» (Доблесть), «Парасат» (Благородство), «Достық» (Дружба), «Құрмет» (Почет), «Еңбек Даңқы» (Трудовая Слава));
− медали («Ерлігі үшін» (За мужество), «Жауынгерлiк ерлігі үшін» (За воинскую доблесть), «Ерен еңбегі үшін» (За трудовое отличие), «Шапағат» (Милосердие));
− почетные звания («Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері» (Заслуженный деятель Казахстана), «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», «Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы» (Летчик-космонавт Казахстана));
− Почетная грамота Республики Казахстан [7].
При осуждении за совершение коррупционного преступления, суд в обязательном порядке вносит соответствующее представление Главе государства о лишении осужденного государственных наград Республики Казахстан, звания, чина, класса или ранга. Это связано с тем, что госнаграды, звания, чины, классы высшего офицерского состава, «высших» дипломатических рангов вручает исключительно Глава государства. Получив представление суда, президент страны лично решает вопрос о лишении осужденного госнаград, звания, чина, ранга или класса.
Рассматриваемое наказание назначается судом осуждаемым, хотя в санкциях статей Особенной части УК Республики Казахстан оно не предусмотрено. Согласно п. 21 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах назначения уголовного наказания» от 25 июня 2015 года № 4 «В этом случае решение о назначении дополнительного наказания в резолютивной части приговора должно содержать ссылку соответственно на статью 49 или на статью 50 УК. При назначении данного вида дополнительного наказания суд в представлении вправе ходатайствовать о лишении как одного, так и нескольких наград, званий, классного чина, дипломатического ранга или квалификационного класса (например, при наличии у осужденного квалификационного класса и государственных наград вправе поставить вопрос о лишении только квалификационного класса) . Принятое решение должно быть мотивировано в приговоре. Данное положение не распространяется на случаи вынесения приговоров за коррупционные преступления, по которым на основании требований части второй статьи 49 УК суд в обязательном порядке вносит представление Главе государства о лишении осужденного всех имеющихся у него званий, классов, рангов, чинов, перечисленных в статье 49 УК, и государственных наград» [8].
Процедура исполнения данного дополнительного наказания предусмотрена ст. 71 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года. Так, суд, вынесший приговор, после вступления его в законную силу, направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин, дипломатический ранг, квалификационный класс.
При вступлении в законную силу приговора о лишении осужденного звания, чина, ранга, класса, суд направляет его копию должностному лицу государственного органа, который присвоил виновному специальное, воинское или почетное звание, классный чин, дипломатический ранг, квалификационный класс. Указанное лицо, производит в соответствующих документах записи о лишении осужденного звания, чина, ранга, класса, а также предпринимает соответствующие меры, направленные на лишение соответствующих прав и льгот, которые предусмотрены для данных лиц. О результатах исполнения приговора в срок до одного месяца с момента получения копии приговора должностное лицо информирует суд, вынесший приговор. В отношении военнослужащего запаса, в связи со спецификой его статуса, законодатель обязывает копию вступившего в законную силу приговора суда направлять в орган военного управления, в котором он находится на воинском учете.
Лишения звания, чина, ранга, класса и государственных наград производится соответствующим государственным органом только после решения данного вопроса Главой государства. После чего вносятся записи в соответствующих документах и предпринимает соответствующие меры по лишению соответствующих прав и льгот. Процедура изъятия государственных наград с соответствующими документами осуществляется службой пробации по месту жительства осужденного.
Таким образом, в отличие от иных наказаний, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, относящееся к дополнительным наказаниям, носит комплексный характер, поскольку затрагивается не только имущественная сфера, но и морально-нравственная.
Литература:
- Уголовный кодека Республики Казахстан от 3 июля 2014 года // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226.
- Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 2 Наказание. Под ред. проф. А. И. Коробеева. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1999. — С. 84.
- Рахметов С. М., Кулмуханбетова Б. А. Наказание: понятие, цели, виды, порядок и назначение: Учебное пособие. — Алматы: Жеті жарғы, 1999. — С. 43.
- Петрашев В. Н. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград: проблема наказания и исправления // Северо-Кавказ. юрид. вести. — 1997. — № 4. — С.113–114.
- Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 года // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000380.
- Закон Республики Казахстан «О специальных государственных органах Республики Казахстан» от 13 февраля 2012 года // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000552.
- Закон Республики Казахстан «О государственных наградах Республики Казахстан» от 12 декабря 1995 года // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002676_#z0.
- Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах назначения уголовного наказания» от 25 июня 2015 года № 4 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P150000004S.
- Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000234.