В статье дана характеристика основных нормативных правовых актов регламентирующих правоотношения связанные с поступлением и прохождением службы в органах уголовно-исполнительной системы России. Кроме того, статья раскрывает особенности процедуры поступления и прохождения службы, раскрываются такие категории как правовое положение (статус) сотрудника уголовно-исполнительной системы, права и обязанности, а также требования, ограничения и ответственность сотрудника при прохождении службы.
Ключевые слова: федеральная государственная служба, служба в органах уголовно-исполнительной системы, сотрудник, правовое положение (статус) сотрудника.
Административно-правовые нормы регулируют отношения практически во всех сферах жизни общества. Динамика развития этих отношений неизбежно приводит к модернизации механизма административно-правового регулирования определенных сфер общественных отношений, заставляет государство оперативно реагировать на изменения, происходящие в экономике, социальной, политической, культурной сферах. Не остаются без внимания власти обеспечение в сфере исполнения уголовных наказаний и обеспечение достойной социальной жизни сотрудников органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС).
Служба в органах УИС является федеральной государственной службой, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах УИС России, а также на должностях, которые не относятся к должностям органов УИС [2]. Рассматриваемая служба имеет определенную специфику по сравнению с государственной гражданской и военной службами. Особенности службы в органах УИС обусловлены теми задачами и функциями, которые стоят перед Федеральной службой исполнения наказаний России (далее — ФСИН России).
Различные аспекты служебных отношений в сфере исполнения наказаний регламентируются достаточно большим количеством нормативных правовых актов. Отношения, связанные с государственной службой в органах УИС, регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и ФСИН России принятыми в пределах полномочий и нормативными правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти, а также международными договорами Российской Федерации.
Отправные начала организации и функционирования трудовой деятельности в целом и федеральной государственной службы в том числе, заложены в Конституции Российской Федерации [1].
Концептуально-правовую основу государственной службы, в том числе службы в органах УИС, составляют положения Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяет правовые и организационные основы системы государственной службы в Российской Федерации.
Комплексным, можно сказать базовым нормативно-правовым актом регламентирующим порядок поступления и прохождения службы в является Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон о службе в УИС России), предметом регулирования которого являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника [2].
Правоотношения, связанные с социальной защитой сотрудников органов УИС, являются предметом регулирования Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в УИС.
Кроме того, регулирование правоотношений, связанных со службой в УИС, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», Указ Президента РФ от 16.10.2019 № 502 «О некоторых вопросах прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации») и Правительства Российской Федерации (к примеру, Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2014 № 525 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы»); нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (например, Приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», Приказ Минюста России от 01.04.2015 № 77 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы исполнения наказаний»).
Достаточный объем подзаконного регулирования служебных отношений приходится и на федеральный орган уголовно-исполнительной системы (например, Приказ ФСИН России от 11.06.2015 № 518 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний», Приказ ФСИН России от 19.08.2019 № 68 «Об утверждении Квалификационных требований к стажу службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации»). Назначение этой регуляции заключается главным образом в установлении порядка реализации норм федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, санкционирующих служебные отношения в органах УИС. Это так называемые процессуальные (процедурные) акты.
Таким образом, на современном этапе общественного развития, в условиях стремительно развивающего законодательства в Российской Федерации, ораны УИС, уполномоченные на исполнение уголовных наказаний, имеют довольно таки широкий перечень нормативных правовых актов, строго определяющих вопросы организации и порядка осуществления возложенных на них полномочий, а так же регламентирующих процедуру поступления и прохождения службы в органах УИС, обеспечение социальных гарантий своим сотрудникам.
Одним из важнейших мероприятий в процессе становления правового государства и гражданского общества является подготовка кадров для всех органов государственной власти. Это касается подготовки кадров и реализации кадровой политики в органах УИС России.
Поступление на службу в органы УИС, представляет собой определенную непрерывную процедуру, направленную на зачисление в кадры органов УИС России. Итогом этой деятельности будет являться принятие решения о приеме на службу кандидата либо об отказе в таком приеме.
На службу в органы УИС в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о службе в УИС вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным Законом о службе в УИС и другими нормативными актами, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника [2].
Конкретно, процедура приема на службу в органы УИС выглядит следующим образом. Кандидат подает заявление, заполняет анкету, пишет автобиографию. Кадровым подразделением организуется проверка представленных кандидатом документов, после чего кандидат направляется на медицинское освидетельствование, психофизиологическое обследование, с целью выявления ограничений в приеме на службу [3], также проводится проверка общей физической подготовленности и проверка по оперативным учетам.
По окончании изучения и проверки кандидата сотрудниками кадрового подразделения оформляется заключение о приеме на службу в УИС и докладывается руководителю структурного подразделения, имеющего право назначения на должность для принятия окончательного решения.
Кандидаты, в отношении которых принято решение о приеме на службу в органы УИС, дают обязательство о неразглашении сведений, которые стали им известны в ходе несения службы. С момента подписания приказа о назначении кандидата на конкретную должность, он становится сотрудником органа УИС с испытательным сроком устанавливаемым в зависимости от занимаемой должности. Этот юридический факт влечет возникновение правового статуса сотрудника УИС России.
В связи с чем, сотруднику выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Служебное удостоверение сотрудника является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к учреждению или органу уголовно-исполнительной системы, должность и специальное звание сотрудника. Служебное удостоверение сотрудника подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством Российской Федерации.
И тем самым на вновь принятого сотрудника возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни, кроме того предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации [2].
Права и обязанности сотрудника органов УИС закреплены в Законе о службе в УИС России иных нормативно-правовых актах федерального и локального значения, кроме того права и обязанности сотрудника по замещаемой должности в УИС определяются должностной инструкцией.
Так, права и обязанности сотрудника органов УИС можно разделить на общие и специальные (или особые) в зависимости от функций по занимаемой должности.
К общим правам сотрудников можно отнести право:
– на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
– ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной службы;
– отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
– оплату труда и иные выплаты в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами федерального и локального уровней;
– защиту персональных сведений о государственном служащем;
– должностной рост на конкурсной основе, а так же повышение квалификации в порядке, установленном федеральными законами;
– пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и другие.
К общим обязанностям сотрудника можно отнести:
– соблюдение Конституции Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных и локальных нормативных актов, а также обеспечивать их исполнение;
– исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);
– соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций;
– соблюдение правил внутреннего распорядка учреждения, порядок работы со служебной информацией;
– неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;
– сохранность государственного и муниципального имущества, в том числе предоставленного ему для исполнения должностных обязанностей;
– представление в установленном порядке предусмотренных законодательством Российской Федерации сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
– уведомление представителя нанимателя (работодателя) о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
– соблюдение ограничений, выполнение обязательства и требований к служебному поведению, соблюдение запретов, установленных федеральными закона Российской Федерации;
– уведомление представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принятие мер по предотвращению такого конфликта и другие.
Кроме того, все сотрудники подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
В особые группы можно выделить права и обязанности, связанные с:
– осуществлением оперативно-розыскной деятельности;
– обеспечением личной безопасности сотрудников УИС и членов их семей;
– применением физической силы, специальных средств и оружия;
– принятием мер к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении правонарушений, в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, вне зависимости от занимаемой должности, места нахождения и времени суток.
Кроме того, в рассматриваемом контексте правового статуса сотрудника органов УИС не маловажное место занимают и положения об ограничениях и запретах.
Так, в Законе о службе в УИС России содержится 9 оснований, препятствующих поступлении и соответственно прохождению службы [2]. Так, сотрудник УИС не может находиться на службе в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу. Исключает возможность прохождения службы и осуждение сотрудника органов УИС за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие у него судимости, в том числе снятой или погашенной.
Ограничения на службу в УИС связаны с: наличием заболевания; близким родством или свойством (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником органов УИС, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Сотрудник не может проходить службу в УИС в случаях выхода из гражданства Российской Федерации, приобретения или наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Сотрудник органов УИС подлежит увольнению за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу и другое.
На сотрудника органов УИС распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Таким образом, в заключении следует констатировать, правовой статус сотрудника органов УИС, имеет свои особенности, основной признак которого имеет специализированную направленность — статус государственного служащего и в него входят следующие элементы: права (полномочия) и обязанности, запреты и ограничения, а так же поощрения и гарантии, которые предусмотрены как общими нормами трудового законодательства, законодательства о государственной гражданской службе и специальными нормативными правовыми актами.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. (ред. от 05.02.2014) // Российская газета. — 1993. — 25дек.; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 6. — Ст. 548.
- О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: федер. закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ (ред. от 01.10.2019) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 08.01.2020 года).
- Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе пост. Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (ред. от 16.03.2019) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 08.01.2020 года).