Проблема неравенства трудовых прав студентов, имеющих квалификацию «специалист» и «дипломированный специалист», получающих образование по программам магистратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.10.2021

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Гракович, Н. В. Проблема неравенства трудовых прав студентов, имеющих квалификацию «специалист» и «дипломированный специалист», получающих образование по программам магистратуры / Н. В. Гракович, Е. В. Листопадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84879/ (дата обращения: 16.11.2024).



В рамках данной статьи автором на основе анализа норм действующего законодательства делается вывод касательно того, что в настоящее время существует проблема неравенства трудовых прав студентов, имеющих квалификацию «специалист» и «дипломированный специалист», получающих образование по программам магистратуры. Для устранения указанной проблемы автором предлагаются основные направления корректировки норм действующего законодательства.

Ключевые слова: трудовые права студентов, высшее образование, специалист, дипломированный специалист, магистратура.

Вводная часть. Начать рассмотрение вопросов данной статьи представляется необходимым с указания на то, что постепенный переход Российской Федерации на двухступенчатую систему образования (бакалавриат — магистратура) в настоящее время по сути завершился. Создана необходимая нормативная основа, подавляющее большинство вузов внедрило программы бакалавриата и магистратуры в свою практику. Вместе с тем, параллельно указанной системе продолжает развиваться прежняя (советская) система получения высшего образования посредством специалитета. При этом, на сегодняшний день можно констатировать факт необусловленного неравенства трудовых прав студентов, проходящих обучение в магистратуре (обоснование указанной проблемы и предложения по ее разрешению будут даны ниже по тексту данной статьи). С учетом данного обстоятельства, основной целью работы является исследование проблем неравенства трудовых прав студентов, имеющих квалификации «специалист» и «дипломированный специалист», получающих образование по программам магистратуры.

Отметим, что исследованием вопросов разницы в трудовых правах студентов бакалавриата, магистратуры и специалитета не часто становятся самостоятельным предметом исследования в науке трудового права, но вместе с тем, в настоящее время присутствуют авторы, которые так или иначе затрагивают указанные вопросы. Так, в период 2017–2020 годов отдельные вопросы рассматриваемой темы затрагивались в научных исследованиях следующих авторов: Иванчина Ю. В. [1, с. 85], Некрасова А. В. [2, с. 268], Ахметова А. Т. [3, с. 664] и др. Проанализировав указанные работы, а также нормы действующего законодательства, мы приходим к нижеследующим выводам.

Основной раздел. Как известно, в 2007 году состоялась инициация «образовательной реформы», результатом которой стало изменение существующей системы вузовского образования, что в свою очередь породило определенные проблемы в трудовом праве, связанные с гарантиями и компенсациями студентам, которые проходят обучение в магистратуре. Истоки указанной проблемы находятся в том, что степени специалиста и магистра в настоящее время законодательно уравнены. Но при этом, как известно, специалитет в свою очередь был искусственно раздел на две формы: «дипломированного специалиста» и «специалиста». Указанное разделение породило большие дискуссии в образовательном праве и в настоящее время серьезным образом влияет на права трудовые права студентов, совмещающих работу с обучением в магистратуре.

Если мы обратимся к нормам отечественного трудового законодательства, то можем отметить, что ТК РФ [4] не знает разделение форм «специалиста» и «дипломированного специалиста», что уже само по себе свидетельствует о пробеле в праве, т. к. «дипломированные специалисты», исходя из норм образовательного процесса, являют собой самостоятельную категорию лиц, получивших высшее образование, наравне со специалистами, бакалаврами и магистрами. Указанная правовая неопределенность способна вызывать конфликты между работодателями и работающими студентами, получающими образование в магистратуре, делая неизбежным возникновение трудовых споров.

Как известно, ранее действующая система высшего образования в Российской Федерации, основы которой регулировались нормами Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ [5], предполагала собой существование трех форм высшего образования: бакалавриат, специалитет и магистратура. При этом магистратура стояла выше специалитета по подготовке, степень магистра являлась «серединной» между специалистом и кандидатом наук. С принятием Федерального закона от 24.10.2007 № 232-ФЗ началось внедрение двухуровневой структуры высшего образования [6].

По результатам проведенной реформы, специалитет и магистратура стали являть собой единый уровень образования, иными словами, если специалист захочет пройти обучение в магистратуре, то с точки зрения закона это будет рассматриваться в качестве получения второго высшего образования, соответственно гарантии и компенсации по трудовой деятельности на указанное лицо распространяться не будут в силу прямого указания на то ст. 177 ТК РФ. С указанным положением можно спорить или соглашаться, суть в том, что оно в принципе установило единый порядок соотношения специалитета и магистратуры. Однако, вышеуказанным Федеральным законом от 24.10.2007 № 232-ФЗ, помимо создания двухступенчатой системы образования, также было произведено разделение специалистов на две категории: «дипломированный специалист» — это специалист который прошел обучение по программам специалитета в рамках старой, трехступенчатой системы, тогда как «специалист» — это лицо, которое прошло обучение по программам специалитета в рамках новой двухступенчатой системы.

Вопрос о правовом соотношении квалификаций «специалист» и «дипломированный специалист» в Законе № 232-ФЗ получил крайне противоречивое изложение. Часть 5 статьи 4 Закона № 232-ФЗ в первоначальной редакции констатировала, что «квалификация «дипломированный специалист» приравнивается к квалификации (степени) «специалист»». Эта норма означала, что обучение в магистратуре для дипломированных специалистов, равно как и для специалистов, является получением второго высшего образования, с вытекающим из этого обстоятельства (на основании статьи 177 ТК РФ) лишением данной категории гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 173 ТК РФ [7].

Однако Федеральным законом от 10.11.2009 № 260-ФЗ [8], часть 5 статьи 4 Закона № 232-ФЗ была дополнена нормой противоположного содержания, провозглашавшей право лиц, имеющих квалификацию дипломированного специалиста, продолжать обучение в магистратуре, которое не рассматривается как получение второго высшего образования. Непонятно, как при декларируемом равенстве двух категорий (квалификаций, степеней), одной из них позволено пользоваться трудовыми гарантиями и компенсациями при обучении в магистратуре, в то время когда другой — не позволено. Уже из одного этого примера очевидна искусственность разделения на категории «дипломированный специалист» и «специалист», а также необоснованность лишения последних права пользоваться трудовыми гарантиями при совмещении обучения в магистратуре с работой. Объединение специалитета и магистратуры в рамках одного уровня высшего образования сохранилось и в ныне действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Статья 69 данного Закона сохраняет норму о признании обучения специалистов по программе магистратуры в качестве получения второго высшего образования. Однако для дипломированных специалистов Закон № 273-ФЗ делает исключение, и устанавливает, что обучение по программе магистратуры не является получением второго высшего образования (часть 15 статьи 108 Закона № 273-ФЗ).

Как уже отмечалось, отдельная норма, касавшаяся права дипломированных специалистов продолжать обучение по программе магистратуры, которое не рассматривается как получение второго высшего образования, впервые была введена Федеральным законом от 10.11.2009 № 260-ФЗ. Далее, Федеральным законом от 03.02.2014 № 11-ФЗ [9] эта норма была внесена в качестве поправки (часть 15 статьи 108) в действующий Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

В целом сама по себе данное законодательное изменение не несет в себе негативного значения, т. к. мы поддерживаем факт того, что специалисты поступающие в магистратуру должны рассматриваться не как лица получающие второе высшее образование, а как лица переходящие на новую ступень получения высшего образования. Но вместе с тем, совершенно очевидно, что указанные правила должны по своей сути распространяться на всех специалистов, без разницы является ли лицо дипломированным специалистом, или же специалистом. В настоящий момент существующее правило порождает глубокий дисбаланс в трудовом праве, создавая по сути для одной и той же группы лиц, разделенной сугубо по формальному признаку, различный правовой режим. В одном случае трудовые гарантии и компенсации предоставляются лицам получающим образование в магистратуре, в другом случае не предоставляются.

Заключение. Подводя итог всему вышеизложенному в рамках данной статьи, мы можем обозначить возможные направления разрешения указанной ситуации. Первым направлением является признание за «специалистами» и «дипломированными специалистами» единого права на обучение в магистратуре не как получения второго высшего образования, а как получения более высокой степени высшего образования, соответственно дополнительные трудовые льготы и гарантии действуют. Вторым возможным направлением стало бы, наоборот, приравнивание «дипломированных специалистов» к «специалистам», соответственно обучение в магистратуре для них стало бы едино рассматриваться как получение второго высшего образования, соответственно дополнительные трудовые льготы и компенсации не действуют. На наш взгляд, более оптимальным направлением является второе направление, соответственно законодателю необходимо внести соответствующие корректировки в нормы действующего законодательства.

Литература:

  1. Иванчина Ю. В. Право на образование сквозь призму функций трудового права // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 5 (101). С. 85.
  2. Некрасов А. В. Трудовые права граждан, совмещающих работу с обучением // Дни науки. Материалы межвузовской научно-технической конференции студентов и курсантов на базе ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет». 2018. С. 268.
  3. Ахметова А. Т., Уйманова Е. А. Проблема реализации трудовых гарантий лицам, совмещающим работу с обучением // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 8 (24). С. 664.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  5. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
  6. Циринг Р. А. Теоретические подходы к изучению проблемы доступности высшего образования в современном обществе // Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2012. № 1. С. 139.
  7. Саломатин И. Н. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.05 / И. Н. Саломатин; Моск. гос. юрид. университет им. О. Е. Кутафина. М, 2013. 153 с.
  8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете: Федеральный закон от 10.11.2009 N 260-ФЗ (ред. от 02.07.2013г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 46. Ст. 5419.
  9. О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 03.02.2014 № 11-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 6. Ст. 562.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, магистратура, получение второго, программа магистратуры, специалист, действующее законодательство, обучение, Российская Федерация, ТК РФ, дипломированный специалист.


Ключевые слова

магистратура, специалист, высшее образование, трудовые права студентов, дипломированный специалист

Похожие статьи

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Особенности статуса военнослужащих

Статья раскрывает правовые особенности статуса военнослужащих. Автор в рамках статьи анализирует основные точки зрения на понятие «статус военнослужащих», а также дает им оценку. В процессе комплексного анализа автор статьи приходит к выводу, что ста...

Дискриминация и обоснованный отказ работодателя при заключении трудового договора: проблемы отличий на практике

В данной статье осуществлен детальный анализ проблематики отличий на практике дискриминации и обоснованного отказа при заключении трудового договора. Изучены нормы действующего трудового законодательства, регламентирующие все проблемные вопросы, а та...

К вопросу о понятии криминалистической характеристики преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

В настоящей публикации автором определяется содержание понятия «криминалистическая характеристика преступления» применительно к сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Устанавливаются составляющие элементы криминалисти...

К вопросу о совершенствовании признаков медицинских работников

В статье автор на основании анализа российского права, судебной практики, законодательства стран СНГ обосновывает, что понятие медицинского работника должно раскрываться через такие признаки как медицинское образование, оказание медицинской помощи ка...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Отграничение частноправовых и публично-правовых форм медицинского вмешательства и его практическое значение

В данной статье выделяются критерии, по которым можно отграничить частноправовые и публично-правовые формы медицинского вмешательства, что имеет практическое значение. Также предлагается расширить положения в информированном добровольном согласии гра...

Недостаточность квалификационных требований, предъявляемых к бизнес-омбудсменам в России

В статье рассматриваются существующие квалификационные требования к уполномоченным по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, проводится сопоставление законодательных подходов к установлению требований к лицам, претендующим на должность ...

Проблемы уголовного правоприменения в отношении экспертов, дающих заведомо ложные экспертные заключения

В данной статье рассматриваются сложности применения уголовного законодательства в отношении участников контрактной системы, а именно экспертов, дающих заведомо ложные экспертные заключения в контексте функционирования Федерального закона от 05.04.20...

Проблемы правоприменения статьи 107 Уголовного кодекса Российской Федерации

В статье автором уделяется внимание проблемным вопросам, связанным с уголовно-правовой регламентацией убийства, предусмотренного ст. 107 Уголовного кодекса РФ. Практика показывает, что в данной области имеются некоторые непроработанные проблемы, кото...

Похожие статьи

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Особенности статуса военнослужащих

Статья раскрывает правовые особенности статуса военнослужащих. Автор в рамках статьи анализирует основные точки зрения на понятие «статус военнослужащих», а также дает им оценку. В процессе комплексного анализа автор статьи приходит к выводу, что ста...

Дискриминация и обоснованный отказ работодателя при заключении трудового договора: проблемы отличий на практике

В данной статье осуществлен детальный анализ проблематики отличий на практике дискриминации и обоснованного отказа при заключении трудового договора. Изучены нормы действующего трудового законодательства, регламентирующие все проблемные вопросы, а та...

К вопросу о понятии криминалистической характеристики преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

В настоящей публикации автором определяется содержание понятия «криминалистическая характеристика преступления» применительно к сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Устанавливаются составляющие элементы криминалисти...

К вопросу о совершенствовании признаков медицинских работников

В статье автор на основании анализа российского права, судебной практики, законодательства стран СНГ обосновывает, что понятие медицинского работника должно раскрываться через такие признаки как медицинское образование, оказание медицинской помощи ка...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Отграничение частноправовых и публично-правовых форм медицинского вмешательства и его практическое значение

В данной статье выделяются критерии, по которым можно отграничить частноправовые и публично-правовые формы медицинского вмешательства, что имеет практическое значение. Также предлагается расширить положения в информированном добровольном согласии гра...

Недостаточность квалификационных требований, предъявляемых к бизнес-омбудсменам в России

В статье рассматриваются существующие квалификационные требования к уполномоченным по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, проводится сопоставление законодательных подходов к установлению требований к лицам, претендующим на должность ...

Проблемы уголовного правоприменения в отношении экспертов, дающих заведомо ложные экспертные заключения

В данной статье рассматриваются сложности применения уголовного законодательства в отношении участников контрактной системы, а именно экспертов, дающих заведомо ложные экспертные заключения в контексте функционирования Федерального закона от 05.04.20...

Проблемы правоприменения статьи 107 Уголовного кодекса Российской Федерации

В статье автором уделяется внимание проблемным вопросам, связанным с уголовно-правовой регламентацией убийства, предусмотренного ст. 107 Уголовного кодекса РФ. Практика показывает, что в данной области имеются некоторые непроработанные проблемы, кото...

Задать вопрос