В рамках данной статьи автором на основе анализа норм действующего законодательства делается вывод касательно того, что в настоящее время существует проблема неравенства трудовых прав студентов, имеющих квалификацию «специалист» и «дипломированный специалист», получающих образование по программам магистратуры. Для устранения указанной проблемы автором предлагаются основные направления корректировки норм действующего законодательства.
Ключевые слова: трудовые права студентов, высшее образование, специалист, дипломированный специалист, магистратура.
Вводная часть. Начать рассмотрение вопросов данной статьи представляется необходимым с указания на то, что постепенный переход Российской Федерации на двухступенчатую систему образования (бакалавриат — магистратура) в настоящее время по сути завершился. Создана необходимая нормативная основа, подавляющее большинство вузов внедрило программы бакалавриата и магистратуры в свою практику. Вместе с тем, параллельно указанной системе продолжает развиваться прежняя (советская) система получения высшего образования посредством специалитета. При этом, на сегодняшний день можно констатировать факт необусловленного неравенства трудовых прав студентов, проходящих обучение в магистратуре (обоснование указанной проблемы и предложения по ее разрешению будут даны ниже по тексту данной статьи). С учетом данного обстоятельства, основной целью работы является исследование проблем неравенства трудовых прав студентов, имеющих квалификации «специалист» и «дипломированный специалист», получающих образование по программам магистратуры.
Отметим, что исследованием вопросов разницы в трудовых правах студентов бакалавриата, магистратуры и специалитета не часто становятся самостоятельным предметом исследования в науке трудового права, но вместе с тем, в настоящее время присутствуют авторы, которые так или иначе затрагивают указанные вопросы. Так, в период 2017–2020 годов отдельные вопросы рассматриваемой темы затрагивались в научных исследованиях следующих авторов: Иванчина Ю. В. [1, с. 85], Некрасова А. В. [2, с. 268], Ахметова А. Т. [3, с. 664] и др. Проанализировав указанные работы, а также нормы действующего законодательства, мы приходим к нижеследующим выводам.
Основной раздел. Как известно, в 2007 году состоялась инициация «образовательной реформы», результатом которой стало изменение существующей системы вузовского образования, что в свою очередь породило определенные проблемы в трудовом праве, связанные с гарантиями и компенсациями студентам, которые проходят обучение в магистратуре. Истоки указанной проблемы находятся в том, что степени специалиста и магистра в настоящее время законодательно уравнены. Но при этом, как известно, специалитет в свою очередь был искусственно раздел на две формы: «дипломированного специалиста» и «специалиста». Указанное разделение породило большие дискуссии в образовательном праве и в настоящее время серьезным образом влияет на права трудовые права студентов, совмещающих работу с обучением в магистратуре.
Если мы обратимся к нормам отечественного трудового законодательства, то можем отметить, что ТК РФ [4] не знает разделение форм «специалиста» и «дипломированного специалиста», что уже само по себе свидетельствует о пробеле в праве, т. к. «дипломированные специалисты», исходя из норм образовательного процесса, являют собой самостоятельную категорию лиц, получивших высшее образование, наравне со специалистами, бакалаврами и магистрами. Указанная правовая неопределенность способна вызывать конфликты между работодателями и работающими студентами, получающими образование в магистратуре, делая неизбежным возникновение трудовых споров.
Как известно, ранее действующая система высшего образования в Российской Федерации, основы которой регулировались нормами Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ [5], предполагала собой существование трех форм высшего образования: бакалавриат, специалитет и магистратура. При этом магистратура стояла выше специалитета по подготовке, степень магистра являлась «серединной» между специалистом и кандидатом наук. С принятием Федерального закона от 24.10.2007 № 232-ФЗ началось внедрение двухуровневой структуры высшего образования [6].
По результатам проведенной реформы, специалитет и магистратура стали являть собой единый уровень образования, иными словами, если специалист захочет пройти обучение в магистратуре, то с точки зрения закона это будет рассматриваться в качестве получения второго высшего образования, соответственно гарантии и компенсации по трудовой деятельности на указанное лицо распространяться не будут в силу прямого указания на то ст. 177 ТК РФ. С указанным положением можно спорить или соглашаться, суть в том, что оно в принципе установило единый порядок соотношения специалитета и магистратуры. Однако, вышеуказанным Федеральным законом от 24.10.2007 № 232-ФЗ, помимо создания двухступенчатой системы образования, также было произведено разделение специалистов на две категории: «дипломированный специалист» — это специалист который прошел обучение по программам специалитета в рамках старой, трехступенчатой системы, тогда как «специалист» — это лицо, которое прошло обучение по программам специалитета в рамках новой двухступенчатой системы.
Вопрос о правовом соотношении квалификаций «специалист» и «дипломированный специалист» в Законе № 232-ФЗ получил крайне противоречивое изложение. Часть 5 статьи 4 Закона № 232-ФЗ в первоначальной редакции констатировала, что «квалификация «дипломированный специалист» приравнивается к квалификации (степени) «специалист»». Эта норма означала, что обучение в магистратуре для дипломированных специалистов, равно как и для специалистов, является получением второго высшего образования, с вытекающим из этого обстоятельства (на основании статьи 177 ТК РФ) лишением данной категории гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 173 ТК РФ [7].
Однако Федеральным законом от 10.11.2009 № 260-ФЗ [8], часть 5 статьи 4 Закона № 232-ФЗ была дополнена нормой противоположного содержания, провозглашавшей право лиц, имеющих квалификацию дипломированного специалиста, продолжать обучение в магистратуре, которое не рассматривается как получение второго высшего образования. Непонятно, как при декларируемом равенстве двух категорий (квалификаций, степеней), одной из них позволено пользоваться трудовыми гарантиями и компенсациями при обучении в магистратуре, в то время когда другой — не позволено. Уже из одного этого примера очевидна искусственность разделения на категории «дипломированный специалист» и «специалист», а также необоснованность лишения последних права пользоваться трудовыми гарантиями при совмещении обучения в магистратуре с работой. Объединение специалитета и магистратуры в рамках одного уровня высшего образования сохранилось и в ныне действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Статья 69 данного Закона сохраняет норму о признании обучения специалистов по программе магистратуры в качестве получения второго высшего образования. Однако для дипломированных специалистов Закон № 273-ФЗ делает исключение, и устанавливает, что обучение по программе магистратуры не является получением второго высшего образования (часть 15 статьи 108 Закона № 273-ФЗ).
Как уже отмечалось, отдельная норма, касавшаяся права дипломированных специалистов продолжать обучение по программе магистратуры, которое не рассматривается как получение второго высшего образования, впервые была введена Федеральным законом от 10.11.2009 № 260-ФЗ. Далее, Федеральным законом от 03.02.2014 № 11-ФЗ [9] эта норма была внесена в качестве поправки (часть 15 статьи 108) в действующий Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
В целом сама по себе данное законодательное изменение не несет в себе негативного значения, т. к. мы поддерживаем факт того, что специалисты поступающие в магистратуру должны рассматриваться не как лица получающие второе высшее образование, а как лица переходящие на новую ступень получения высшего образования. Но вместе с тем, совершенно очевидно, что указанные правила должны по своей сути распространяться на всех специалистов, без разницы является ли лицо дипломированным специалистом, или же специалистом. В настоящий момент существующее правило порождает глубокий дисбаланс в трудовом праве, создавая по сути для одной и той же группы лиц, разделенной сугубо по формальному признаку, различный правовой режим. В одном случае трудовые гарантии и компенсации предоставляются лицам получающим образование в магистратуре, в другом случае не предоставляются.
Заключение. Подводя итог всему вышеизложенному в рамках данной статьи, мы можем обозначить возможные направления разрешения указанной ситуации. Первым направлением является признание за «специалистами» и «дипломированными специалистами» единого права на обучение в магистратуре не как получения второго высшего образования, а как получения более высокой степени высшего образования, соответственно дополнительные трудовые льготы и гарантии действуют. Вторым возможным направлением стало бы, наоборот, приравнивание «дипломированных специалистов» к «специалистам», соответственно обучение в магистратуре для них стало бы едино рассматриваться как получение второго высшего образования, соответственно дополнительные трудовые льготы и компенсации не действуют. На наш взгляд, более оптимальным направлением является второе направление, соответственно законодателю необходимо внести соответствующие корректировки в нормы действующего законодательства.
Литература:
- Иванчина Ю. В. Право на образование сквозь призму функций трудового права // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 5 (101). С. 85.
- Некрасов А. В. Трудовые права граждан, совмещающих работу с обучением // Дни науки. Материалы межвузовской научно-технической конференции студентов и курсантов на базе ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет». 2018. С. 268.
- Ахметова А. Т., Уйманова Е. А. Проблема реализации трудовых гарантий лицам, совмещающим работу с обучением // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 8 (24). С. 664.
- Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
- О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
- Циринг Р. А. Теоретические подходы к изучению проблемы доступности высшего образования в современном обществе // Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2012. № 1. С. 139.
- Саломатин И. Н. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.05 / И. Н. Саломатин; Моск. гос. юрид. университет им. О. Е. Кутафина. М, 2013. 153 с.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете: Федеральный закон от 10.11.2009 N 260-ФЗ (ред. от 02.07.2013г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 46. Ст. 5419.
- О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 03.02.2014 № 11-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 6. Ст. 562.