Достижения новизны восприятия изделия за счет использования комбинирования различных по качеству тканей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 15.01.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Прокопова, Е. В. Достижения новизны восприятия изделия за счет использования комбинирования различных по качеству тканей / Е. В. Прокопова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 140-143. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77612/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье обосновываются виды комбинирования с учетом композиционного решения и качества тканей для достижения новизны восприятия изделия без изменения в технологии её изготовления.

Ключевые слова: комбинирование, фактура, материал, восприятие фактур, элемент, влажно-тепловая обработка, швейное изделие.

Одним из способов достижения новизны восприятия изделия без изменения в технологии её изготовления, является использование комбинирования различных по качеству тканей (цвет, фактура, структура, гладкокрашеные, орнаментированные ткани).

Комбинирование происходит в основном с различно решёнными, по цвету и орнаментально, конструктивными и декоративно-конструктивными, декоративно-функциональными, декоративными элементами и деталями одежды. Количество вариантов комбинирования зависит от конструктивного решения модели, чем больше конструктивных членений, тем больше возможных вариантов комбинирования различных материалов, а также от вида декора и количества декоративных элементов и деталей.

Комбинирование — сложный процесс, с помощью которого можно иллюзорно изменить восприятие формы, ее величину, а также достичь различного эмоционально-психологического восприятия конструктивно одинаково решённых моделей. В связи с этим возможно достижение новизны без конструктивных и технологических изменений в модели. Для этого были определены этапы, составляющие процесс комбинирования (рис. 1).

Процесс комбинирования материалов в одежде

Рис. 1. Процесс комбинирования материалов в одежде

Первый этап — композиционное решение модели .

Процесс создания одежды, независимо от способа её производства, начинается с творческого поиска композиционного решения модели. На этом этапе определяются факторы необходимые для проектирования будущего образца одежды (функциональное назначение, возрастная принадлежность, размерно-ростовочный диапазон, иллюзорно-эмоциональный, половой признак, стилевое решение, силуэтное решение, конструктивное решение, технологическое решение, соответствие рисунка на ткани требованиям моды).

Они непосредственно оказывают влияние на цветовое и орнаментальное решение, используемых в комбинировании материалов, на их место-расположение и конфигурацию, на величину, занимаемую ими в швейном изделии.

Второй этап — определение качества тканей.

Данный этап заключается в установлении основных показателей физико-механических свойств (ФМС) материалов: поверхностная плотность, усадка от стирки и влажно-тепловой обработки, несминаемость, стойкость к истиранию, осыпанию и раздвигаемость нитей в ткани, стойкость окраски [2, с.5].

Зачастую материалы, используемые в комбинированной одежде должны обладать одинаковыми ФМС. Особенно это относится к таким показателям как усадка от стирки и влажно-тепловой обработки, стойкость окраски. Правильно подобранные материалы непосредственно оказывают влияние на качество, износоустойчивость швейного изделия, а также на формирование его художественно-эстетического образа. Однако в целях повышения выразительности и соответствия современным тенденциям в моде допускается применение материалов разных структур и волокнистого состава. Наряду с вышеперечисленными способами комбинирования гладкокрашеных и орнаментированных тканей нельзя оставить без внимания фактуру поверхности материалов, которая имеет большое значение для усиления выразительности и эмоционального воздействия композиции.

Фактура — это строение поверхности, либо свойственное ей от природы, либо полученное в процессе обработки. Фактура может быть различной — от совсем гладкой до рельефной. В первом случае величины элементов фактуры очень малы, неразличимы невооружённым глазом, их количество на единице поверхности велико. В случае рельефных фактур количество элементов гораздо меньше, но их величины достаточно крупные. Порой элементы фактуры настолько велики, что приобретают значение самостоятельных форм. Характер поверхности материала может вызвать впечатление плотности или рыхлости, тяжести или лёгкости.

Разные фактуры по — разному взаимодействуют с формой. Материалы, имеющие крупные элементы фактуры, видоизменяют геометрический вид формы. Наиболее точно, без искажений характер формы передают гладкие фактуры.

По способу отражения света от поверхности предмета все фактуры делятся на:

шероховатые , имеющие довольно крупные элементы, создающие сложную светотеневую игру на поверхности;

матовые , имеющие средние по величине элементы и рассеивающие свет под различными углами (в таких случаях говорят «поглощающие свет»);

глянцевые , или зеркально отражающие, имеющие настолько мелкие элементы, что почти все световые лучи, падающие на поверхность, отражаются под тем же углом, под каким падают на неё.

Факторами восприятия фактур, являются удалённость предмета от зрителя и характер освещения. Кроме тканей, качество поверхности которых определено ткацким переплетением и характером обработки, в швейном производстве применяются и другие материалы, природные и искусственные: кожа, мех, разнообразные плёночные материалы. Каждый из них обладает своеобразной, присущей только ему фактурой, которая сочетается с фактурой ткани.

Каждая фактура несёт в себе признаки определённого образно- эмоционального звучания. По силе воздействия на зрителя фактуры различают пассивные, имеющие почти однородную нейтральную поверхность с очень мелкими элементами, и активные, имеющие сложную рельефную поверхность с крупными элементами. Активные фактуры очень декоративны и не нуждаются в дополнительном украшении. Пассивные фактуры являются хорошим фоном для активных фактур или для отделки.

Использование в одном изделии тканей и материалов с различными фактурами придаёт внешнему виду изделия дополнительную выразительность. Особенно интересный эффект можно получить, когда применены ткани, тождественные по цвету, но различные по фактуре. Дело в том, что восприятие одного и того же цвета сильно меняется в зависимости от качества поверхности. Использование разнородных фактур помогает получить эффект тонкой цветовой нюансировки. С помощью этого приёма можно создать нарядную, оригинальную одежду, но при этом сдержанную и цельную по цвету. Практически не существует несовместимых фактур, но следует избегать соединения таких фактур, которые спорят и даже могут уничтожать красоту друг друга. В основном это относится к активным фактурам, если к тому же ткани имеют разные цвета и рисунки [1,3]. Фактура как элемент и средство композиции играет одну из важнейших ролей в силу того, что природная фактура материала является доминирующей в художественном образе современного костюма. Используя различные по фактуре материалы можно достичь большой художественной выразительности и разнообразия, даже если форма одна и та же или формы близки. Целесообразно выделить качественное и количественное сочетание фактур материалов в одном изделии. Сочетание различных по фактуре материалов в одной вещи преследует различные цели: художественный замысел и разнообразие решений, необходимость технологической обработки, повышение эксплуатационных качеств изделия, экономия дорогостоящих материалов и т. п. Фактура материала имеет большое значение для определения степени объемности одежды, её массы, плотности. Усиление фактурной поверхности увеличивает объёмность, плотность, тяжесть одежды. Гладкая поверхность, наоборот, придаёт одежде лёгкость, зрительно уменьшает объём [4, с.77]. Недостаточное внимание к свойствам фактур часто приводит к неудачному сочетанию в одном изделии различных материалов, что может привести к дробности композиции и дисгармонии формы.

Таким образом, с помощью использования метода комбинирования тканей, различного качества, можно достичь различного визуального восприятия внешнего вида швейных изделий, нивелировать недостатки фигуры и придать изделию модную трактовку.

Литература:

  1. Бердник, Т. О. Дизайн костюма [Текст] / Т. О. Бердник, Т. П. Неклюдова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 448 с.
  2. Кокеткин, П. П. Одежда: технология — техника, процессы — качество [Текст] / П. П. Кокеткин. — М.: МГУДТ, 2001. — 560 с.
  3. Пармон, Ф. М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары [Текст] / Ф. М. Пармон. — М.: Легпромбытиздат, 1997. — 400 с.
  1. Черемных, А. И. Основы художественного конструирования женской одежды [Текст] / А. И. Черемных. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фактура, материал, влажно-тепловая обработка, качество тканей, швейное изделие, элемент, восприятие фактур, качество поверхности, композиционное решение модели, стойкость окраски.


Ключевые слова

материал, элемент, фактура, комбинирование, восприятие фактур, влажно-тепловая обработка, швейное изделие
Задать вопрос