Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 08.04.2017

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Садуллаева Д. А., Хамраев С. Х. Свойства материалов, учитывающиеся при проектировании одежды // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 123-125. — URL https://moluch.ru/archive/148/40692/ (дата обращения: 22.05.2018).



Ассортимент материалов, используемых для изготовления одежды, очень широк: разнообразные ткани, трикотаж, нетканые материалы, кожа, мех и др. Их свойства существенно различаются. При проектировании одежды могут использоваться два подхода:

  1. Модель создается из конкретного материала;
  2. Материал подбирается в зависимости от творческого замысла.

В обоих случаях нужно знать свойства материалов, а также как они влияют на формообразование.

Основные свойства материалов, которые необходимо учитывать при моделировании и конструировании — это жесткость (гибкость), драпируемость, растяжимость и усадка в различных направлениях, формовочная способность и упругость, толщина, плотность по вертикали и по горизонтали, поверхностная плотность (масса). Свойства и внешний вид материала определяются как свойствами пряжи (нитей) — волокнистым составом, толщиной, структурой (круткой) и др., так и особенностями его структуры (переплетения), фактуры (ворс, блеск и тд.), рисунка [1].

Если из материалов с различающимися свойствами сшить изделие по одним и тем же лекалам, то они будут по-разному выглядеть на одной и той же фигуре, так как будут отличаться по форме, размерам, пластике.

Например, юбка-клеш из жесткой ткани на фигуре будет иметь гладкую коническую форму, а из драпирующейся — коническую форму с фалдами. Чем лучше драпируется ткань, тем больше образуется фалд и менее расширенной к низу кажется юбка.

Как известно, максимальное удлинение тканей происходит при растяжении их под углом 450 к нитям основы. Поэтому контуры деталей изделий, в которых имеются участки, подверженные растяжению под разными углами к долевой (нити основы), должны корректироваться в зависимости от степени растяжимости материала. Например, в юбках-клёш, в которых направление долевой по периметру изделия различно, линия низа должна оформляться с учетом растяжимости материала.

Для того чтобы размеры готового изделия соответствовали запроектированным, при разработке лекал деталей должна учитываться усадка материала. При проектировании изделий из различных материалов (верх, подкладка, прокладка и т. п.) необходимо сравнить данные об их усадке, так как разноусадочность может значительно ухудшить качество изделия в процессе эксплуатации [2].

Особое влияние на конструктивное решение изделия оказывают формовочные свойства материала. Как известно, формовочная способность — это способность материала к формообразованию и к формозакреплению. Если формовочная способность ткани плохая, гладкая объемная форма может быть получена только конструктивным путем — введением швов, вытачек. При хорошей формовочной способности материала та же объемная форма может быть получена за счет изменения его структуры: угла между нитями основы и утка путем оттягивания, сутюживания, растяжения, посадки. Примером материала, позволяющего благодаря подвижности своей структуры гладко облегает поверхность тела человека, является трикотаж с хорошей растяжимостью. Для придания некоторой растяжимости тканям стали использовать эластомерные нити (волокна). Однако свойства тканей и трикотажа все-таки существенно различаются из-за разной структуры этих материалов. В последнее время одежда из трикотажа получает все большее распространение. Это объясняется, во-первых, его прекрасными потребительскими качествами — комфортностью, огромным разнообразием свойств, внешним видом, хорошей посадкой на различных фигурах даже существенно отличающимся от типовых, и т. д. Во-вторых, трикотажное производство значительно эффективнее, чем ткацкое, благодаря чему оно бурно развивается во всем мире — появляется все более совершенное оборудование для всех этапов производства трикотажа различного назначения. Современное оборудование позволяет получать высококачественный трикотаж в условиях крупных специализированных предприятий, малых предприятий и даже в быту. Все более разнообразным становится ассортимент пряжи и нитей для производства трикотажа. Трикотаж предоставляет уникальные возможности для воплощения творческих замыслов дизайнера, который может сам выбирать и комбинировать пряжу и нити, создавать разнообразные фактуры, рисунки, колористику, форму изделия, элементы отделки.

Свойства трикотажа весьма разнообразны и зависят от целого ряда факторов. Трикотажное полотно образуется из изогнутых в виде петель нитей или пряжи, переплетенных между собой. Петли образуют горизонтальные петельные ряды и вертикальные петельные столбики. Различают поперечно вязаный (кулирный) и основовязаный трикотаж. В поперечно вязаном трикотаже, как при ручном вязании, петельные ряды образуются путем последовательного изгибания и провязывания в петлю одной или нескольких нитей. После образования петель в одном ряду нить переходит в следующий ряд и т. д. для получения основовязаного трикотажа требуется целая система нитей (основ), так как для каждого петельного столбика используется своя нить. Столбики по-разному соединяются между собой, образуя разнообразные переплетения [3].

Для получения петель в трикотажных машинах используются специальные иглы, от толщины которых зависит размер петли. Толщина иглы вязальной машины определяется ее классом. Чем тоньше иглы (выше класс), тем ближе друг к другу они располагаются в машине — петли получаются меньше, поэтому должна использоваться более тонкая пряжа. Например, петли полотна полученного с машин 42 кл. практически не видны невооруженным глазом, а с машин 2,5 кл. выглядят так, будто связаны вручную на самых толстых спицах. На однофонтурных машинах иглы располагаются в один ряд; на двухфонтурных — параллельно в два ряда (на них получают двойной трикотаж). Как одинарный, так и двойной трикотаж может изготавливаться разнообразных переплетений, из различных видов пряжи, нитей и их сочетаний. Кроме того, для создания определенных эффектов фактуры используются дополнительные виды отделок лощение, тиснение и другие, снижающие или совсем устраняющие подвижность нитей в петлях. Все это обусловливает чрезвычайно широкий диапазон свойств трикотажных полотен.

Поперечно вязанный трикотаж может изготавливаться на плосковязальных и кругловязальных машинах. Во втором случае иглы располагаются на игольном цилиндре и полотно вяжется «трубкой» (чулком). Ширина получаемой «трубки» полотна в основном зависит от диаметра цилиндра и класса машины. На ширину полотна также оказывают влияние вид сырья, линейная плотность пряжи или нитей, переплетение, плотность вязания. На кругловязальных машинах соответствующих диаметров изготавливают полотно для изделий без боковых швов [3].

По способу производства трикотажные изделия принято подразделять на регулярные, полурегулярные, кроеные и комбинированные. Детали регулярных изделий вывязываются по контуру и только иногда подкраиваются на отдельных участках, обычно — по линии горловины. Детали полурегулярных изделий выкраиваются из купонов, представляющих собой полосы трикотажного полотна, заработанные с нижней стороны и полученные из кругловязальных и плосковязальных машинах. Заработанный край купона имеет законченный внешний вид и не требует дальнейшей швейной обработки. Высота купона определяется высотой детали, которая из него выкраивается. Ширина купона с плосковязальных машин определяется шириной детали (деталей), а с кругловязальных машин — диаметром игольного цилиндра вязальной машины, переплетением и заправкой полотна. При комбинированном способе изготовления основные детали могут, например, выкраиваться из полотна, отделочные — вывязываться регулярным способом.

Способ производства диктует требования к форме и конструкции изделия. Например, для регулярных и полурегулярных изделий количество соединительных швов должно быть как можно меньше, контуры деталей проектируют простой конфигурации, линии низа — горизонтальными, так как нижние ряды купонов и вязаных деталей зарабатываются. Современные плосковязальные машины позволяют получать цельновязаные изделия, не требующие дополнительной швейной обработки или с минимальным количеством швов. Например, изделие может состоять из одной детали, в которой узел сопряжения рукава с проймой вывязывается на машине. В этом случае изделие получается с двумя швами — боковыми стана, переводящими в нижние швы рукавов. Кроме того, современные машины позволяют вывязывать петли, входы в прорезные карманы, застежки, получать готовый заработанный край выреза горловины.

Швы в трикотажных изделиях, за резким исключением, при эксплуатации должны растягиваться вместе с полотном. В противном случае швы либо лопаются, либо ухудшают потребительские свойства изделия. Например, если швы не растягиваются, джемпер трудно надеть, так как шов соединения воротника или отделочной бейки с горловиной не позволяет ей увеличиться, низ изделия провисает спереди и сзади, а по боковым швам оказывается укороченным. Срезы деталей во избежание спуска петель чаще всего обметываются перед обработки или в ее процессе. Существует огромный парк швейного оборудования, специализированного на обработку различных видов трикотажа и выполнение различных строчек, швов и узлов трикотажных изделий.

В изделиях из поперечновязаного трикотажа средней и большой растяжимости нецелесообразно проектировать стачные швы в поперечном и близком к нему направлении, так как они будут сильно растянутыми. При необходимости введения, например, кокетки, для качественного выполнения узла ее соединения с основной деталью следует использовать спецмашины, образующие строчки без растяжения трикотажа и возможного спуска петель, например кеттельные или одну из многониточных плоскошовных. Плечевые срезы стачиваются с предварительно нарезанной по длине проектируемого шва тесьмой, долевой полоской полотна или латекса. Под действием массы изделия в переплетениях с подвижной структурой, особенно из тяжелой, гладкой, скользкой пряжи или нитей (например, вискозных), петли вытягиваются. Поэтому изделие с большой массой может значительно удлиниться (вытянуться), а по ширине сократиться (обузиться). Если детали изделия проектируются из трикотажа разных переплетений, они могут иметь разную растяжимость как по длине, так и по ширине. Все это необходимо учитывать при разработке конструкции [4].

К сожалению, часто изделия после стирки укорачиваются и расширяются. Это случается с изделиями из трикотажа, не прошедшего должной обработки, так как при стирке происходит релаксация (усадка после мокрых обработок) полотна, вытянутого при вязании, отделке, намотке в рулоны. Для получения изделий заданных размеров и формы, стабильных при эксплуатации, очень важно тщательное соблюдение технологических режимов на всех этапах производства полотна и изделий, а также учет особенностей трикотажа при разработке конструкции.

Таким образом, при проектировании одежды необходимо учитывать основные свойства материалов, которые влияют на формообразование.

Литература:

  1. Б. А. Бузов и др. Материаловедение швейного производства. — М.: Легпромбытиздат, — 1986.
  2. Е. Б. Коблякова. Основы конструирования одежды. — М.: Легкая индустрия, — 1980.
  3. В. И. Дрожжин. Технологическое оборудование швейно-трикотажного производства: Справочник. — М.: Легпромбытиздат, — 1988.
  4. Л. Н. Флерова и др. Технология трикотажно-швейного производства. — М.: Легпромбытиздат, — 1976.
Основные термины (генерируются автоматически): свойства материалов, формовочная способность, производства трикотажа, проектировании одежды, кругловязальных машинах, производства трикотажа различного, растяжимости материала, двойной трикотаж, получения основовязаного трикотажа, трикотажа разных переплетений, различных видов трикотажа, петельные ряды, Свойства трикотажа, трикотажа все-таки, полурегулярных изделий, поперечновязаного трикотажа средней, спуска петель, учет особенностей трикотажа, формовочные свойства материала, контуры деталей.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос