Использование платформы ZOOM для проведения досуговых мероприятий для детей с ментальными нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Васик, Н. В. Использование платформы ZOOM для проведения досуговых мероприятий для детей с ментальными нарушениями / Н. В. Васик, Н. Е. Ермакова, И. В. Ларкина, С. В. Терешкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 358-361. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77565/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современном мире интернет-технологии находятся на высоком уровне и используются как в сфере образования, так и в сфере развлечений, проведения досуговых мероприятий. Современная платформа ZOOM основана на онлайн-встречах людей, взаимодействующих по видеосвязи. Данная платформа может работать на компьютере, планшете или телефоне, а также на данной платформе можно проводить индивидуальные или групповые видеоконференции. Также платформа поможет в организации и проведении досуговых мероприятий для детей разного возраста и детей с ментальными нарушениями. И пока в России происходит увеличение числа детей с ментальными нарушениями, данная тема будет очень актуальной.

Ключевые слова: платформа ZOOM, досуговые мероприятия, дети с ментальными нарушениями.

В энциклопедии понятие «досуг» описывается как система нескольких видов разнообразной деятельности, которая направлена на выполнение потребностей людей и выполняемая в свободное время. Досуг помогает процессам рекреации людей, а так же удовлетворению необходимых им потребностей во взаимодействии с людьми, межличностном общении и различных развлечениях.

Досуговая активность детей с ментальными нарушениями определяется через их включение в культурные, образовательные и творческие процессы. В развитии досуговой деятельности применение инновационных технологий имеет большое и перспективное значение, ведущее место из которых принадлежит технологии проектирования. В результате применения этой технологии разработана система современных моделей, способов, методик решения многочисленных социальных проблем, имеющих место в нашем социуме.

Площадка ZOOM — это современный онлайн-сервис для обучения детей и проведения обычных уроков дистанционно. Для детей с ментальными нарушениями, которые зачастую испытывают сложности в хождении в образовательную организацию, данная платформа является основным источником для развития и отдыха. Конечно, она не заменит ребенку личное общение со сверстниками, проведение активного отдыха и т. д., но она позволяет постепенно адаптироваться в социуме детям с ментальными нарушениями [3, c. 10].

Специфическими особенностями системы дистанционного развития детей являются доступность, вариативность, добровольность и инновационность. Реализация данных особенностей возможна при создании особой среды, технические возможности среды, а также потенциал взрослых, занимающихся с детьми с ментальными нарушениями. Все это создает благоприятные условия для «восхождения ребенка к культуре современного ему общества» [4, с. 12].

К особенностям дистанционного образования детей с ментальными нарушениями можно отнести интеграционный и межведомственный характер деятельности. Площадка ZOOM носит как функцию дистанционного обучения, так и развлекательную функцию. Это и является ее основной целью, которая имеет свое преимущество при работе с детьми и подростками с ментальными нарушениями.

В системе досуговых мероприятий, проводимых на площадке ZOOM, выделяются два признака: драматургическое построение и содержание. Исходя из выделенных признаков, целесообразно к ним прибавить ещё один — средства выразительности, которые используются в программах [2, c. 32].

Таким образом, для детей с ментальными нарушениями, занимающимися в дистанционной форме, причисляются следующие культурно-досуговые программы: мастер-классы, шоу-программы, фольклорные программы, спортивно-развлекательные, сюжетно-игровые и конкурсно-развлекательные программы.

Игровой жанр — это театр без рампы, в нем нет занавеса и кулис, артист общается со зрителем без грима и декораций, онлайн, а ценители — без театральных кресел. Для детей с ментальными нарушениями игры могут предлагаться совершенно разнообразные: игры в так называемом кругу, интеллектуальные игры, забавы в игротеке. Время на них может тратиться до получаса, в зависимости от усталости играющих и их вовлеченности. Так же продолжительность игр зависит от возраста детей с ментальными нарушениями и от организационного момента. При организации таких онлайн-игр необходимо заранее составить примерный план, описывающий последовательность творческих заданий и игр [1, с. 21].

Досуг с включением конкурсно-развлекательных программ заключается в проведении разнообразных конкурсов среди группы детей, позволяющих проявлять детям себя, развивать лидирующие способности во время конкурсной деятельности или в какой-либо области знаний. Очень важно обеспечить любые виды взаимодействия между участниками, потому что для детей с ментальными нарушениями очень важно общение.

Конкурсно-игровая программа является разновидностью конкурсно-развлекательных программ, которая чаще всего проводится по определенной тематике. Из опыта личной работы на площадке ZOOM, хотелось бы отметить, что эта новая форма видеокоммуникации стала необычной не только для наших воспитанников в период самоизоляции, но и для нас — взрослых. Нам пришлось активно осваивать эти новые интернет-технологии и только после обучения и освоения, мы смогли предложить детям такую видеокоммуникацию.

Первый шаг был сделан в праздновании дня защиты детей 1 июня 2020 года. Мы создали творческую группу для того, чтобы разработать такой план проведения видеосвязи на платформе ZOОM, который включил бы в себя все интересные и необычные моменты, которые происходили при проведении очных встреч и мероприятий. Поэтому мы потрудились и над сюрпризными моментами, включением интересных неожиданных игр, когда, казалось бы невероятным, что один и тот же мячик находится в руках воспитателей, которых в данный момент разделяют сотни километров. Просто на подготовку праздника ушел не один день, и нам удалось приобрести очень похожие мячи, и при команде «лови» твой коллега держал в руках такой же мяч. Мы решили предложить детям сказку, как самый доступный и интересный для них формат. Выбрали нетрадиционный для наших детей сказочный персонаж — обезьянку Чи, и в привычном для ребят формате передачи «Спокойной ночи, малыши» повели повествование. В результате обезьянка Чи познакомила всех со своим приятелем — щенком по кличке Дружок, поиграла с ребятами в игры и закончила встречу праздничным салютом воздушными шариками. Благодарность родителей, которые вместе с детьми принимали участие в этой видеовстрече, показала, насколько желательны и необходимы такие коммуникации.

Следующая встреча на площадке ZOOM была посвящена творчеству К. И. Чуковского. Мы вспомнили с ребятами несколько произведений автора — «Федорино горе», «Айболит», «Муха-цокотуха». Инсценировали отрывки из этих сказок К. И. Чуковского, использовав образы персонажей: бабушку Федору, доктора Айболита, муху-Цокотуху. Костюмы, песни, живая эмоциональная речь — все это имело успех и положительный отзыв у наших зрителей. Таким необычным новым видом коммуникации мы оживили в памяти у ребят любимые произведения.

Так, находясь на достаточно приличном расстоянии от своих воспитанников, мы не теряли связи с ними и принимали активное участие в их жизни в период самоизоляции, которое так было необходимо и детям, и взрослым.

Воспитательный и образовательный смысл таких программ состоит, в первую очередь, в совместном творчестве, подготовке, придумывании. Примерами подобных программ являются игры-занятия на платформе ZOOM, которые мы проводили среди детей в период самоизоляции и которые проводим до сих пор. Целью таких игр-занятий является создание благоприятного эмоционально-психологического климата между детьми. Образовательный и воспитательный смысл этих занятий — в создании атмосферы, способствующей яркому творческому проявлению, раскрепощению каждого участника, овладению навыками творческого общения, умению реализовать свой творческий потенциал как индивидуально, так и в коллективе (команде).

На базе платформы ZOOM нами были проведены разнообразные развивающие игровые занятия.

— Это было замечательное, просто восхитительное утро! Небо было синее-синее, солнце светило ярко-ярко, ветерок качал кроны деревьев в такт пению птиц, а на лугу, обрадованные первыми лучами утреннего солнца, начали распускаться ромашки! Все вокруг звенело красотой и рождением нового чуда! «Как красиво! — воскликнул цветок — Как хорошо! Как прекрасен мир! Интересно, а я тоже так прекрасен, как все вокруг меня?» «Ромашка» — из пластилина желтого цвета скатали шарик, затем шарик немного сплющили двумя пальцами, по кругу вставили ватные палочки — лепестки ромашки. В качестве стебля использовали коктейльную трубочку зеленого цвета. И вот уже готовая нежная ромашка в руках у ребят.

— Среди высоких трав и больших цветов жил на лесной поляне маленький колокольчик. Он был добрый, отзывчивый и воспитанный. И у него была мечта подружиться с детьми. «Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, тёмно-голубые? И о чём звените вы в день весёлый мая, Средь нескошенной травы головы качая?» «Колокольчики» — это необычное, нетрадиционное рисование воском и акварелью на бумаге. Чтобы легче создать рисунок, мы сначала нарисовали эскиз колокольчика простым карандашом, а уже потом обводили его по контуру свечой. Затем набирали на кисточку синюю краску и закрашивали альбомный лист. Причём краску можно наносить в любом направлении и без соблюдения контура. На листе бумаги происходило настоящее чудо — появлялся колокольчик легкий и воздушный. Рисование в такой технике даёт ребёнку уверенность в работе с краской, развивает воображение, мелкую моторику. Это даже в некотором роде игра, которая не утомляет детей, а наоборот, даёт им положительные эмоции. Поскольку дети не знают о свойстве воска отталкивать воду, для них такой способ рисования покажется волшебным и невероятным.

— Жили были мыльные пузыри! Вы скажете — так не бывает? Бывает! Мы же с вами в сказке! Так вот эти мыльные пузыри были не только яркими и красочными, а ещё и необыкновенно волшебными! Они порхали по белому свету и совершали добрые хорошие поступки — исполняли желания, веселили и радовали. Они многое умели! Непогоду обратить в погожий денёк, устроить праздник, когда всем грустно, подарить небу радугу, а ребёнку — любимую игрушку. Всё! И даже больше! Потому что были они волшебными! «Цветы» — рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого готовим краску: в стакан наливаем немного любого мыльного раствора, добавляем яркой гуашевой краски и хорошо перемешиваем. С помощью коктейльной трубочки надуваем пенную воздушную «шапочку» над стаканчиком. Затем снимаем эту «шапочку» с помощью трубочки и опускаем ее на лист бумаги. Получаются удивительные отпечатки — бутоны цветов, состоящие из огромного множества лепестков. Кисточкой и зелёной гуашью дорисовываем стебли и листья и перед нами уже волшебные, сказочные цветы.

— Вот и наступила осень…В лесу настоящая золотая сказка! Деревья собираются на осенний бал. Они надевают красивые наряды золотистых, пурпурных цветов. Но махнёт ветер своим сильным крылом и … закружатся осенние листья в весёлом хороводе. «Осеннее дерево» — для создания осеннего дерева мы объединили два вида продуктивной деятельности — аппликацию и рисование. На заранее подготовленный альбомный лист с фоном, наклеили силуэт дерева. На него сначала выложили, а затем приклеили тыквенные семечки — листья дерева. А уже потом раскрасили семечки-листья характерными осенними цветами — красным, коричневым, жёлтым, оранжевым, зеленым. Каждый участник выбирал цвета краски по своему желанию. Поэтому работы у всех получились разные и неповторимые! Это были деревья, начиная с ранней осени, с преобладающими зелеными и желтыми красками, до золотой — с желтыми, оранжевыми, красными и совсем поздней, где основными красками были коричневая и оранжевая!

Кроме данных программ по досугу, могут использоваться различного рода развлекательно-обучающие задания, например, просмотр видеороликов и дальнейшее их обсуждение. Так же можно выполнять различные творческие задания в художественной, музыкальной области и в дальнейшем делиться результатами либо с группой сверстников, либо только с педагогом.

Самое главное в организации и проведении досуговых мероприятийсдетьми с ментальными нарушениями — это подготовка программы с учетом нарушений детей, их возраста, возможностей и желаний. А платформа ZOOM является связующим элементом в выполнении данной задачи.

На современном этапе развития, учитывая эпидемиологическую обстановку в стране, существует реальная потребность в организации различных форм досуговой деятельности для того, чтобы оказать помощь детям с ментальными нарушениями и их семьям в преодолении социокультурной изоляции. Досуговая деятельность отвечает всем социальным и индивидуальным потребностям детей с ментальными нарушениями, обеспечивает организацию содержательного досуга, развивает творческие способности, компенсирует инвалидность. Для решения основных социально-психологических проблем детей с ментальными нарушениями, становления полноценных граждан общества, используются ресурсы дистанционной деятельности, а в частности площадка ZOOM.

Литература:

  1. Бутолина Ю. А. Арт-терапия как метод реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями //Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты.- Екатеринбург, 2018. — 2019. — С. 19–21.
  2. Глузман Ю. В. Дистанционная коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья: вызовы современности //Гуманитарные науки (г. Ялта). — 2020. — №. 2. — С. 93–97.
  3. Ермакова З. Д., Машурова Н. А. Социально-средовая абилитация и социально-бытовая адаптация подростков с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями с использованием технологии учебного сопровождаемого проживания.(из опыта реализации проекта» площадка учебного сопровождаемого проживания» жить просто!") //Инновационные технологии реабилитации: наука и практика. — 2019. — С. 82–87.
  4. Иванова А. В., Фильштинская Е. Г. Разработка проекта досуга для детей-инвалидов с ментальными нарушениями //Электронный научный журнал. — 2018 — С. 29.
Основные термины (генерируются автоматически): ZOOM, ребенок, нарушение, период самоизоляции, платформа, программа, быль, игра, коктейльная трубочка, лист бумаги.


Ключевые слова

дети с ментальными нарушениями, платформа ZOOM, досуговые мероприятия

Похожие статьи

Полезные ресурсы для работы с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время

В настоящее время образовательная среда, как и многие сферы жизни людей, подверглась серьезным изменениям. Одним из таких, на мой взгляд, положительных моментов стала возможность использования полезных математических ресурсов с хорошо подобранным кон...

Анализ интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена анализу функционирующих в настоящее время специализированных интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Интернет-ресурсы имеют достаточно широкие технические возможности для организаци...

Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста

В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Волонтерство как средство социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья

Данная работа рассматривает вопросы такого способа социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как волонтерство, а так же затрагивает особенности работы и помощи детям, которым повезло чуть меньше, чем остальным детям — предпо...

Информационные технологии в дистанционном обучении

В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы...

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и су-джок-терапии

В статье рассматривается актуальность применения Су-Джок терапии в улучшении показателей речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что данный вид мануальной терапии является безопасным, низкозатратным, удобным и комфортным в...

Похожие статьи

Полезные ресурсы для работы с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время

В настоящее время образовательная среда, как и многие сферы жизни людей, подверглась серьезным изменениям. Одним из таких, на мой взгляд, положительных моментов стала возможность использования полезных математических ресурсов с хорошо подобранным кон...

Анализ интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена анализу функционирующих в настоящее время специализированных интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Интернет-ресурсы имеют достаточно широкие технические возможности для организаци...

Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста

В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Волонтерство как средство социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья

Данная работа рассматривает вопросы такого способа социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как волонтерство, а так же затрагивает особенности работы и помощи детям, которым повезло чуть меньше, чем остальным детям — предпо...

Информационные технологии в дистанционном обучении

В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы...

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и су-джок-терапии

В статье рассматривается актуальность применения Су-Джок терапии в улучшении показателей речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что данный вид мануальной терапии является безопасным, низкозатратным, удобным и комфортным в...

Задать вопрос