Методы и приемы коррекции нарушений произношения звуков татарского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 08.01.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Гибадуллина, Г. М. Методы и приемы коррекции нарушений произношения звуков татарского языка / Г. М. Гибадуллина, Р. Р. Сайфуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77370/ (дата обращения: 28.02.2021).



В данной статье рассматриваются нарушения звукопроизношения детей дошкольного возраста на родном татарском языке, приведены диагностики нарушений, а также составлены методические рекомендации для постановки звуков.

Ключевые слова: язык, двуязычие, билингвизм, онтогенез, нарушение звукопроизношения, фонематическое восприятие.

В процессе онтогенеза равномерно с телесным и умственным развитием ребёнка, развивается речь, которая является основной ступенью всеобщего развития. Язык предполагает массу языковых единиц, а также правил их конструирования и потребления. Овладение ребёнком родного языка протекает в определённой последовательности по степени формирования нервно-мышечного аппарата. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.

Многочисленными исследованиями отечественных дефектологов подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина).

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

В условиях двуязычия необходимо учитывать особенности взаимодействия двух языков. Для преодоления нарушений речевого развития у детей с нарушением речи необходимо создать благоприятные условия и организовать целенаправленный процесс овладения родным языком в ходе специально организованного коррекционно-логопедического обучения. А для детей с тяжелыми системными нарушениями речи в ситуации билингвизма необходимо решать вопрос о выборе языка и организации логопедического воздействия на родном языке.

Для диагностики нарушения звукопроизношения дошкольников с нарушением речи, говорящих на татарском языке, была разработана методика обследования звуковой стороны речи на татарском языке. Данная методика разработана с учетом основных принципов логопедического обследования и методических рекомендаций Г. А. Волковой, Т. А. Фотековой, Э. Г. Касимовой. Мы использовали серии заданий для обследования состояния фонематического восприятия дошкольников, исследовали артикуляционную моторику, звукопроизношение и сформированность звуко-слоговой структуры слова.

По результатам обследования было выявлено, что у детей с нарушением речи, говорящих на татарском языке звукопроизношение нарушено. Коррекционное логопедическое воздействие проводится в два этапа:

1 этап — подготовительный.

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Общая артикуляционная гимнастика.

2 этап — формирование произносительных умений и навыков.

  1. Постановка звука.
  2. Автоматизация поставленного звука.
  3. Дифференциация звуков.

В татарском языке есть 6 звуков, которых нет в русском языке: [ә], [ө], [ү], [җ], [ң], [һ]. Ниже рассмотрим способы постановки этих звуков.

Постановка звука [ Ү ]

  1. Постановка звука по подражанию перед зеркалом.
  2. Постановка от звука [и]. Предложить произнести звук [и] и, не меняя положение языка, округлить губы до определенной формы. Возможна помощь в виде нажатия пальцами на углы рта.
  3. Перед зеркалом, раскрыв рот шире обычного, показать разницу между звуками [Ү] и [у]. Предложить произнести звук [Ү] и, сохраняя положение губ, приблизить язык к резцам, добиваясь звука [Ү].

Постановка звука [ Ө ]

Работая над звуком [Ө] необходимо сопоставить звучание и видимую артикуляцию данного звука с ранее усвоенными звуками [а], [о], [э]. Если не удается устранить указанные недостатки на основе непосредственного подражания с опорой на зрительное восприятие естественной артикуляции и прослушивания нормального звучания гласного, то приходится ставить звук [0] от [э], [о].

  1. Предложить ребенку произнести звук [э] и, не меняя положение языка, округлить губы. Можно помочь: слегка нажать большим и указательным пальцами на щеки у углов рта, придать губам нужную округлую форму.
  2. Необходимо перед зеркалом произнести [Ө], раскрыв рот шире обычного, и показать, что язык должен находиться не в глубине рта, а впереди. Предложить ребенку произнести звук [о] и, не меняя округлость губ, продвинуть кончик языка вперед к резцам, добиваясь звука [Ө].

Постановка звука [ Ә ]

  1. По подражанию перед зеркалом на слухо-зрительной основе с помощью тактильно-вибрационного ощущения.
  2. При произнесении звуков [Ә] и [э] перед зеркалом подчеркнуть их отличия. Предложить произнести звук [э] плавно, опуская нижнюю челюсть.
  3. Постановка от звука [и]. Предложить пропеть звук [и] с плавным опусканием нижней челюсти: [и]→ [э]→ [ә].

Постановка звука [ ң ]

  1. По подражанию перед зеркалом на слухо-зрительной основе с помощью тактильно-вибрационного ощущения обучить навыкам самоконтроля — показать положение языка, вибрацию груди, гортани, носа. Произнести звук [м], медленно открывая рот. Слышится звук [ң].
  2. Чтобы научиться смыкать заднюю часть языка с мягким нёбом, необходимо сделать вдох через нос с широко открытым ртом. Затем, сохраняя это положение органов речи, следует подать голос, выдыхая воздух через нос. В результате получится звук [ң].
  3. Постановка [ң] от [н]. В момент произнесения звука [н’] шпателем или указательным пальцем кончик языка прижимается к низу на расстоянии 0,5 см от нижних резцов. Далее кончик и спинка языка отодвигаются вглубь ротовой полости: [ня] — [ңя] — [ңа].
  4. Постановка [ң] от [г]. Произнести звук [г], приоткрыв рот, и обратить внимание на опущенный и отодвинутый от нижних резцов кончик языка. Далее предложить ребенку произнести [гңңң], не изменяя положения языка. В результате получится [ң].
  5. Фальцетное произношение распространяется на все соноры — [м], [н], [ң]. Поэтому сначала повышение голоса устраняется при звуке [м], далее по подражанию [ң]. Во время произнесения звука [м] открыть рот, слышится [ң].

Постановка звука [ Һ ]

  1. По подражанию на слухо-зрительной основе с помощью тактильно-вибрационного ощущения, графического изображения.
  2. Дать ребенку в руки маленькое зеркало и предложить беззвучно сильно выдохнуть воздух с широко раскрытым ртом. Обратить его внимание на запотевшее зеркало — при этом произносится звук, близкий к [Һ], но с большей силой шума. Далее предложить ребенку выдохнуть медленно с меньшей силой, постепенно — при этом произносится звук [Һ].
  3. Предложить произнести звук [а], приблизив кончик языка к нижним резцам. Преподнести тыльную сторону руки к гортани и ощутить ее вибрацию. Далее сделать беззвучный медленный выдох, упирая язык в нижние резцы — произносится и слышится звук [Һ].

Постановки звука [ җ ].

  1. По подражанию. Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (жужжит маленький шмель); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные ощущения.
  2. От опорного звука.

— произнося [з’], приподнять язык вверх.

При этом звук автоматизируется от обратного слога.

  1. Механическим способом от опорного звука. Ребенку предлагается

произнести слоги зи/азь, шпателем слегка приподнять кончик языка к альвеолам и легонько отодвинуть его назад, в результате должен получиться звук [җ].

Необходимо отметить, что совместная работа логопеда с родителями и воспитателями способствует положительной динамике в процессе коррекции звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами.

Литература:

1. Власова Т. А. Формирование произношения у детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 1993.-148 с.

2. Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. Речь дошкольника и ее исправление. М.: «Просвещение», 1967.

3. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Т. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989.- 223 с.

4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда 2-е изд. испр. и дополн. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008–279 с.

Основные термины (генерируются автоматически): звук, постановка звука, кончик языка, положение языка, ребенок, дошкольный возраст, родной язык, слухо-зрительная основа, тактильно-вибрационное ощущение, татарский язык.


Ключевые слова

онтогенез, язык, билингвизм, фонематическое восприятие, двуязычие, нарушение звукопроизношения
Задать вопрос