Использование современных практических технологий по преодолению фонетико-фонематических нарушений в процессе коррекционного воздействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 24.02.2014

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Невская В. П. Использование современных практических технологий по преодолению фонетико-фонематических нарушений в процессе коррекционного воздействия // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 989-991. — URL https://moluch.ru/archive/62/9319/ (дата обращения: 18.08.2018).

Статья знакомит с современными технологиями по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Почему эта проблема актуальна? При задержке или нарушении фонематического восприятия это приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Для этого формировала у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения. Так как в противном случае все дефекты устной речи будут перенесены будущими школьниками в письменную речь.

Ребенок должен осознать звуковой строй языка — это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Ребенок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит для определения направления коррекционной работы, правильного планирования и его интенсивности.

Без тщательного обследования фонематического слуха эффективная коррекционная работа невозможна.

Свою работу начала с развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия.

Игры на каждый звук по развитию фонематического восприятия вошли в «Букварик для малышей», методические пособия «Занимательные слуховички» и «Дидактическая игра, как средство формирования фонетико-фонематических процессов», которые были созданы, разработаны и использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Эту работу начала осуществлять на материале неречевых звуков:

–                   Помоги Незнайке найти и назвать музыкальные инструменты.

–                   Что звучит? (узнавание на слух музыкальных инструментов).

–                   Помоги Красной Шапочке узнать, какой предмет звучит? (ложка деревянная или металлическая, карандаш, молоток, мяч, стеклянный стакан, ножницы, часы).

–                   Найди в «Необычайном лесу» и назови короткие и длинные слова.

И постепенно охватывала все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков уже усвоенных, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

–                   Хлопни в ладоши, когда услышишь, что Буратино поймал звук [А] среди других звуков: [О, А, И, А, Ы, К, А].

–                   Угадай, кто пришел? (волк, заяц или медведь) — узнавание по ритмическому рисунку.

Параллельно с самых первых занятий проводила работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволило добиться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

Предлагала детям найти и назвать на рисунках слова, которые звучат звонко, громко, тихо. (Звонко: козы, зонт, звезда, знамя; громко: барабан, тигр, трамвай, рыба; тихо: мышь, шишки, кошка, мишка.) Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих, часто являлось одной из причин неправильного произношения. В процессе логопедических занятий проводила игру «Шумовые баночки» (определяли на слух вид крупы). Используя разнообразные логопедические задания, игры и упражнения, дети приобрели умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Затем учила детей различать высоту, силу и темп голоса, используя для этого игры: «Гусь и гусята», «Угадай, чей голос», «Эхо», «Вьюга», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» — на голоса различной высоты. Оживленно проходили игры на развитие силы голоса, такие как: «Идите с нами играть», «Гудок» (меняли голоса от громкого к тихому), «Кот и мыши», «Дует ветер», «Не разбуди Катю», «Эхо».

Увлеченно играли дети в игры на развитие темпа голоса: «Карусель» (говорили в быстром и медленном темпе), «Дождик» (произносили звукоподражание «кап-кап-кап» медленно, умеренно, быстро). Не сразу дети могли говорить в разном темпе. Но после неоднократных повторений это стало получаться. Этому способствовали игры: «Топ-топ-топ», «Угадай, какой поезд». Играли в игру «Помоги медведю найти похожие по звучанию слова»: картина-корзина, мышка-мишка, зайка-майка и т. д.

Неоднократно играли в игры «Различи звуки» (на твердость-мягкость звуков), «Назови, в каких словах звучит песенка большого и маленького комарика», «Какие игрушки со звуком [Р] у Ромы, а какие игрушки со звуком [РЬ] у Рината».

Первостепенное значение для коррекции и формирования фонематической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной слоговой структуры имело овладение навыками звукового и слогового анализа и синтез слов. Прежде чем начать работу по выделению какого-либо звука из слова или последовательному называнию звуков, обязательно убеждалась в том, что дети правильно соотносят это слово с конкретным предметом, поэтому ознакомление с новым звуком и буквой начинала с задания «Покажи и назови» (лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Транспорт» и т. д.). Затем формировала способ выделения звуков из слова. Этому действию дети старшей группы учились постепенно и в течение длительного времени. Большую помощь в этом оказала игра «Аквариум». Вычленив звук из слова, знакомила детей с особенностями его акустики и артикуляции (участие голоса, наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха) и на этой основе учила характеризовать его, используя схемы: гласный звук, согласный звук, твердый и мягкий согласный звук, глухой и звонкий согласный. Для этого использовала демонстрационный и раздаточный материал, характеризующий согласный звук. Важно, чтобы каждый ребенок не только услышал изучаемый звук от логопеда, но и сам воспроизвел его «Почувствовав его на кончике языка» (М. Н. Гнездилов), а отсюда следует, что до изучения звука на фронтальном занятии он обязательно должен быть поставлен в речи тем детям, у которых данный звук отсутствует или искажен.

После изучения первого гласного и согласного звуков, учила анализу и синтезу слогов. Звукобуквенный анализ слов и слогов на протяжении всего периода обучения проводила с опорой на наглядность. Интересны детям в плане развития фонематического слуха задания типа «Измени букву» (санки-танки, пачка-тачка, и т. д.). «Потерялся первый звук» (сон-слон, рот-крот, осы-косы), «Магазин игрушек» (на дифференциацию звуков [Р-Л]), «Соедини ниточками короткие и длинные слова» (дуб, еж, лук, кукуруза, кукушка, клубника), «Подскажи зайчишке и назови слова-друзья, похожие по звучанию» (мак-рак, бочка-дочка, краски-маски и т. д.).

С интересом и увлекательно дети играли в игры: «Отгадай словечко», «Умная сова» (выделение первых звуков из картинок и образование нового слова: кукла, лиса, дом, шар), «Разноцветные вагончики» (определение количества слогов в словах: лось, рысь, нора, белка лисица, иголка, медвежонок), «Нарисуй под картинками схемы слогов в словах», «Доскажи словечко»:

Я сегодня утром рано, умываюсь из-под…(крана).

Солнце светит очень ярко, бегемоту стало…(жарко).

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния…(сверкнула).

Упражнение «Кто придумает конец тот и будет…» (молодец).

Я хотел устроить бал, и гостей к себе…(позвал).

Я взял муки и взял творог, испек рассыпчатый…(пирог).

Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не…(идут).

После обучения детей первоначальным навыкам чтения проводила игры: «Веселые матрешки» (составить слово из букв, построив матрешек по росту), «Разноцветные мячи» (составление слов из слогов), «Новоселье» (прочитать слово, разбросанное на чемодане).

В результате проделанной работы у детей значительно улучшился, развился и сформировался фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза. Улучшилось фонематическое восприятие, были усвоены навыки слогового чтения.

Выводы:

–                   Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом.

–                   Для преодоления речевых нарушений проводить полное речевое обследование и поставить правильное логопедическое заключение.

–                   При проведении коррекционной работы учитывать индивидуальные особенности дошкольника.

–                   Коррекционную работу начинать с развития устной речи, учитывая все компоненты языка: фонетико-фонематический, лексико-грамматический, словарный запас и связную речь.

–                   Знакомить воспитателей и родителей с трудностями в усвоении программы, которые возникают у дошкольников.

–                   Коррекционное обучение проводить в игровой форме с многократным повторением.

–                   После формирования начального уровня фонематического слуха работу осуществлять «снизу вверх», то есть от простых упражнений к более сложным.

–                   Фонематический слух сам по себе не развивается, это знания и умения, которые усваиваются только в процессе коррекционного обучения на занятиях под руководством взрослых.

–                   Систематическое использование на занятиях разнообразных эстетически оформленных игр, заданий, упражнений, пособий способствует значительному развитию и формированию фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Литература:

1.                  Волина В. В. Занимательное Азбуковедение — М.: Просвещение, 1991.

2.                  Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников — М.: Акалис, 1996.

3.                  Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.

4.                  Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом — М: Просвещение, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): фонематическое восприятие, фонематический слух, ребенок, звук, игра, слово, Коррекционная работа, коррекционное обучение, слуховая память, звуковой анализ.


Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Формирование фонематического восприятия как залог...

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: логопедическая ритмика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематический слух.

‒ затруднениях при анализе звукового состава речи. Нами была выдвинута гипотеза о том, что работа над развитием фонематического слуха у детей...

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

ребенок, краткое описание, фонематический слух, слуховое восприятие, звук, развитие, родной язык, оборудование, игра, неречевой слух.

Развитие фонематического восприятия в системе...

фонематический слух, сказка, Вахрушево, ребенок, звук, слово, фонематическое восприятие, нарушение речи, слог, родной язык.

Использование дидактических игр в работе по развитию...

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

фонематическое восприятие, звук, ребенок, звуковой анализ, слово, развитие, фонематический слух, формирование, дошкольный возраст, коррекционное обучение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Формирование фонематического восприятия как залог...

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: логопедическая ритмика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематический слух.

‒ затруднениях при анализе звукового состава речи. Нами была выдвинута гипотеза о том, что работа над развитием фонематического слуха у детей...

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

ребенок, краткое описание, фонематический слух, слуховое восприятие, звук, развитие, родной язык, оборудование, игра, неречевой слух.

Развитие фонематического восприятия в системе...

фонематический слух, сказка, Вахрушево, ребенок, звук, слово, фонематическое восприятие, нарушение речи, слог, родной язык.

Использование дидактических игр в работе по развитию...

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

фонематическое восприятие, звук, ребенок, звуковой анализ, слово, развитие, фонематический слух, формирование, дошкольный возраст, коррекционное обучение.

Задать вопрос