Библиографическое описание:

Шапошникова Н. В. Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 117-120.



От того, как ребенку будет открыта

звуковая действительность языка,

строение звуковой формы слова,

зависит не только усвоение грамоты,

но и все последующее усвоение языка –

грамматика и связанной с ней орфографией.

Д. Б. Эльконин.

В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слухового внимания, закрепления звуков.

Ключевые слова: культура речи, речепроизношение, языковые нормы речи.

«Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста», а термин «культура речи» относиться к сфере языковедения [1, с. 3].

«Культура речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а так же умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи» — об этом пишет доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Леонович [1, с. 4].

Лабиринт Требования культуры речи, не ограничиваясь правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире. Сюда входят: свободное владение навыками и механизмами речи (дыханием, голосом, артикулированием звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями); быстрота включения в диалог; хорошая речевая оперативная память; языковая правильность речи; содержательность и логичность речи; точность, ясность речи; выразительность речи. Термин «звуковая культура речи» входит в понятие «культура речи». Звуковая культура речи детей дошкольного возраста— это владениекультурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую иорфоэпическую правильность речи, ее выразительность,четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. А. И. Максаков доказал, что дети, которые не подмечают недостатков произношения в своей и чужой речи, испытывают затруднения в анализе слов, в составе которых находятся смешиваемые звуки. Ученый разделил всех детей дошкольного возраста на 4 группы: 1 — хорошо воспринимающие все недостатки речи, 2 — улавливающие все неправильно произносимые звуки, 3 — имеющие нарушения звукопроизношения, 4 — не замечающих не каких недостатков [2, с. 7].

Как показывают многочисленные исследования педагогов и психологов А. И. Воскресенской, А. Н. Гвоздева, Т. Г. Егорова, Ф. А. Сохина, О. И. Соловьевой необходимо сформировать в процессе обучении детей специальные действия, которые будут направлены на воспитание и формирование чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов и выразительности речи. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды, за счёт постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.

Цель работысоздание единого образовательного пространства, способствующего преодолению проблем фонетической стороны и звуковой культуре речи при взаимодействии всех у частников образовательного процесса. Достижения поставленной цели осуществляется с учетом следующих принципов: 1) принцип опережающегоподхода, диктующего необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного развития — с другой; 2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка; 3) принцип сознательности иактивности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей; 4) принцип доступности ииндивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса; 5) принциппостепенного повышениятребований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям; 6) принципнаглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма.

Многолетний опыт работы в детском саду, общение с детьми, наблюдение за ними, убедили меня заняться темой, о которой пойдет речь на этих страницах — это «Формирование ивоспитание звуковой культуры речи». Мне бы хотелось, чтобы дети, как можно раньше овладевали родной речью, научились говорить правильно. Ребенок, с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопрос, договориться с друзьями о совместной игре и наоборот. Неясная речь затрудняет взаимоотношения ребенка и нередко способствует развитию негативных черт его характера. В дошкольном возрасте происходит интенсивный процесс развития речи. Именно в этот период речь ребенка гибка и податлива. Научить ребенка говорить правильно и красиво, это индивидуальная и кропотливая работа с детьми, не только во время проведения основных занятий, включающих звуковую культуру речи как часть занятия, но и вне их. Это ежедневная, ежечасная и даже ежеминутная работа. Начинать развивать эту тему, признаюсь честно, было нелегко. Литературы много, но нужно было выбрать из неё именно тот материал, который конкретно подходит тому или иному ребенку. И тогда я решила начать с нуля. В начале учебного года я обследовала речь детей своей группы. На каждого ребенка завела индивидуальную речевую карточку, которая будет вестись в течение всех лет пребывания ребенка в детском саду. В своей работе я выделила несколько этапов взаимосвязанных между собой: обследование речи и произношения ребенка; развитие правильной артикуляции; закрепление правильного произношения в свободной речи; развитие фонематического восприятия; навыки звукового анализа предложения и слова.

Внятность и чистота речи детей зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния неподвижности артикуляционного аппарата. И я в первую очередь уделила большое внимание развитию подвижности артикуляционного аппарата удетей.

logop4

Я неоднократно садилась перед зеркалом и вырабатывала четкие движения речевых органов при произношении того или иного звука. А затем наглядно показывала детям артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Эта работа велась подгруппами по 3–4 человека. Чтобы заинтересовать детей, я преподносила детям звуки в виде разных «песенок», которые «поёт» Весёлый Язычок. Каждая песенка языка связана с определенным конкретным образом. Например: звук «з» — с комаром, звук «ж» — с большим жуком, звук «ш» — с сердитым гусем, звук «р» — с мотором самолета. Так же использовались картинки и такие речевые упражнения: «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Лошадки», «Прятки», «Веселый язычок» и др. [3, с. 54–61].

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. И чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком. Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах и в начале слова. Здесь лучше всего подходят шутки, чистоговорки. Они способствуют формированию правильного звукопроизношения и стимулируют развитие слухового восприятия речи. От шуток — чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях. Дидактическим материалом мне служит набор картинок — слов на этот звук. Картинки раскладываются на столе рисунком вниз. Ребенок берет картинку, переворачивает и говорит медленно, четко, громко то, что изображено на картинке. Затем можно предложить ребенку составить предложение с этим словом [4, с. 190]. Так же для закреплениявречи звуков я использую рассказы. Рассказы составлены таким образом, что в них входило много слов на данный звук. Затем я предлагаю детям ответить на вопросы, они составлены так, что ответ требует лишь включения слова на данный звук. А после этого дети пересказывают рассказ, учим стишки, загадки, пословицы, поговорки. Важнейшее условие правильной речи — это развитие речевого дыхания, применяю такие упражнения: а) сдуваем с руки бумажку — пушинку; б) ватку (снежинку); в) дуем на подвешенный на веревочке листочек, цветочек (в зависимости от времени года); г) летом дуем на одуванчики («парашютики летят»).

Еще в своей работе я использую звукоподражание. Дети на одном выдохе продолжительно произносят звуки (например, УУУУ — гудит пароход, АААА — плачет кукла). Для развития речевого дыхания применяю такие упражнения: дуем на круглые карандаши, шарики, чтобы они покатились (д/игра «У кого дальше укатится»), дует на находящиеся в тазу кораблики и т. д. Формирую у детей умения произносить без пауз, на одном выдохе небольшие (из 3–5 слов) фразы. Для развития голосового аппарата использую д/игры «Ветер», «Вьюга», «Ауканье» и др. Для развития слухового внимания, использую речевые игры: «Что ты слышишь?», «Угадай чей голосок», «Кто внимательней» и т. д. Именно в игре воспитывается умение прислушиваться к окружающим звукам. В речевых упражнениях: «Кто лучше слышит?», «Тихо — громко!», «Кто это?» — предлагаю детям выполнять различные просьбы, которые даю детям на определенном расстоянии от них [4, с. 174–190].

Работа по развитию фонематического восприятия проводится вследующем порядке:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах);

Лабиринт 2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом;

3. Узнавание звука в слове;

4. Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине);

5. Различение на слух, в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие);

6. Придумывание слов на определенный звук.

Чтобы дети лучше запоминали буквы, я на каждого ребенка сделала карточки, на которых изображены картинки с предметами на тот звук, который изучаем, там же изображена сама буква. Детям дается карандаш, и они штрихуют изображение на картинке. Штриховка различная: вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями. Сначала это делается с помощью линейки — здесь мы закрепляем ещё одну задачу — готовим детей к печатанию букв.

Эффективность работы по формированию звуковой культуре речи определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Диагностические показатели по звуковой культуре речи детей имеют положительную динамику.

Результатом успешной работы по данной теме можно считать следующее:

дети стали адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения: умеют правильно произносить звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой, определяют место звука в слове, различают его на слух;

Лабиринт — владеют элементами культуры речевого общения и способами взаимодействия, способны изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками;

— используют в речи двигательные средства выразительности (мимику, жесты); при произношении слов ставят правильно ударения;

— родители и педагоги детей включены в процесс, взаимодействуют между собой.

Литература:

  1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, Москва, 2009.
  2. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвещение, 2001.
  3. Селиверстова В. И. Игры в логопедической работе с детьми. — М.: Просвещение, 1999.
  4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 2004.
  5. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. — М.: Просвещение, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): звуковой культуры речи, звуковой культуре речи, речи детей, правильность речи, культура речи, развития речи, правильного произношения, речи детей дошкольного, развития речи дошкольного, Требования культуры речи, чистота речи детей, языковые нормы речи, языковая правильность речи, культуре речи детей, иорфоэпическую правильность речи, произношением речи, «Культура речи, выразительность речи, механизмы речи, механизмами речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос