Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 03.01.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Ромашкина, Д. А. Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников / Д. А. Ромашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77299/ (дата обращения: 28.02.2021).



В статье представлены результаты исследования проблемы формирования дивергентного мышления старших дошкольников с помощью электронных развивающих игр.

Ключевые слова: дивергентное мышление, электронные развивающие игры, старший дошкольный возраст, мышление, компьютерные технологии, развивающие игры, творческое мышление.

Жизнь современного дошкольника неразрывно связана с использованием различных компьютерных технологий, с каждым годом можно наблюдать знакомство детей с электронными играми все в более раннем возрасте. Существуют противоречивые взгляды на использование детьми дошкольного возраста компьютерных технологий, но очевидно одно — компьютеры и другие современные гаджеты очень прочно вошли в жизнь современного человека и дети здесь не исключение. И основной задачей в психолого-педагогической науке выступает сейчас поиск путей и методов конструктивного использования электронных (компьютерных) технологий в развитии основных психических и психологических процессов детей в рамках образовательного процесса.

Формировать дивергентное мышление необходимо посредством ведущей деятельности. В дошкольном возрасте таковой является игровая деятельность. Поэтому так важно с учетом психологических знаний и накопленного педагогического опыта проводить поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов использования потенциала компьютерных игр в развитии дивергентного мышления дошкольников.

Само понятие «дивергентное мышление» уходит своими корнями еще в 1959 год, и связано с именем американского психолога, создателя модели структуры интеллекта Джой Гилфорда. В своей работе он описывал дивергентное мышление как основу креативности, способности отказываться от стереотипного мышления. [1].

Основываясь на анализе существующих подходов к изучению дивергентности мышления, мы определили ее в рамках нашего исследования как когнитивную характеристику, отражающую качественные и процессуальные аспекты как мышления в целом, так и творческого мышления в частности. У детей дошкольного возраста формирование и развитие дивергентного мышления происходит через придание формы внутренней и внешней структуры мыслительных операций высшего уровня.

Развитие детей дошкольного возраста всегда неразрывно связано с их продуктивной игровой деятельностью, именно игра выступает мощнейшим механизмом полноценного формирования их личности. Современные дети все чаще играют в компьютерные игры. Поэтому очень важно направить их взаимодействие с новыми технологиями в кронструктивное русло.

Компьютерные игры достаточно специфичны и выступают в роли особого средства развития творчества детей. В отличие от других игр и видов деятельности, играя в электронные игры дети могут увидеть продукт своего воображения и реализовать свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не всегда могут проявиться [2].

Несмотря на достаточно глубокую проработку разнообразных аспектов дивергентного мышления и его развития у дошкольников, проблема электронных развивающих игр как средства развития дивергентного мышления у старших дошкольников, на наш взгляд, недостаточно исследована, что и обусловило выбор темы нашего исследования.

В рамках своего исследования мы предположили, что развитие дивергентного мышления у дошкольников становится более продуктивным в специально созданных условиях применения электронных развивающих игр. Для проверки данной гипотезы нами было организовано опытно-экспериментальное исследование данной развития дивергентного мышления в старшем дошкольном возрасте. В качестве методов исследования мы использовали теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, моделирование; сопоставление и обобщение исследований по проблематике) и практические (тестирование, опрос, беседа; диагностические методики изучения мышления дошкольников, математико-статические методы обработки результатов исследования).

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 81» г. Саранска Республики Мордовия. В исследовании принимали участие 45 детей в возрасте 6–7 лет, их родители (45 человек в возрасте от 24 до 46 лет) и 10 педагогов данного образовательного учреждения. Контрольная группа состояла из 22 человек, а экспериментальная из 23 человек.

Теоретический анализ литературных источников позволил нам определить следующие показатели дивергентного мышления: познавательная активность и любознательность; когнитивные факторы дивергентного мышления; творческая надситуативность, т. е. способность выйти из ситуации, мысленно построить новую; способность к экспериментированию с преобразующими объектами. Также были подобраны соответствующие методики для их выявления: методика «Древо желаний» (В. С. Юркевич); тест дивергентного мышления Ф. Вильямса (модификация Е. Е. Туник); методика «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев); методика «Дощечка» (В. Синельников, В. Кудрявцев) [3, 4]. С помощью Шкалы Вильямса было получено экспертное мнение родителей дошкольников и педагогов образовательной организации об уровне креативности детей.

Результаты констатирующего этапа исследования, показали достаточно низкий уровень развития всех показателей дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Так низкий общий уровень дивергентного мышления, выявленный с помощью теста Ф. Вильямса, показали более 60 % дошкольников в каждой группе. Профили развития дивергентного мышления обеих групп представлены на рисунке 1.

Профили дивергентного мышления у дошкольников (среднее значение)

Рис. 1. Профили дивергентного мышления у дошкольников (среднее значение)

Уровень развития способности выйти из ситуации, мысленно построить новую у дошкольников также достаточно низкий, как и способности экспериментировать, о чем свидетельствуют результаты диагностики по методике «Как спасти зайку» В. Синельникова, В. Кудрявцева представленные на рисунке 2.

Уровень развития творческой надситуативности мышления

Рис. 2. Уровень развития творческой надситуативности мышления

Уровень развития познавательной потребности в контрольной и экспериментальной группах имеет, в большинстве своем, среднее значение, т. е. у данных детей наблюдается потребность в знаниях, однако их интересует в основном поверхностная информация.

Родители и контрольной группы и экспериментальной, по результатам опроса, отмечают недостаточную развитость гибкости и оригинальности мышления у своих детей, при этом считают их любознательными и с хорошо развитым воображением. Они считают творчество своих детей несколько ограниченным и стандартным. Педагоги дошкольной образовательной организации в обеих группах выделяют любознательность своих воспитанников, беглость, продуктивность их мышления и разработанность. Они более объективны в оценке показателей дивергентного мышления детей.

Полученные данные подтвердили необходимость разработки программы «Развитие дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста», направленной на развитие творческих способностей и коммуникативных навыков на основе самостоятельной мыслительной деятельности детей посредством использования электронных развивающих игр.

Разработанная программа быларассчитана на 72 календарных недели, и включает в себя 1 непосредственное образовательное занятие в неделю длительностью — 30 мин., 15 из которых дети непосредственно работают на компьютере. В рамках реализации программы дошкольники познакомились с такими типами электронных развивающих программам как: графические, текстовые и музыкальные редакторы; средовые конструкторы, включающие в себя функции пространственного перемещения персонажей и иных элементов на заднем фоне сцены; конструкторы сказок, сочетающие навыки графического и текстового редакторов для создания и воспроизведения иллюстрированных текстов.

Для проверки эффективности применения на практике программы «Развития дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста» мы провели повторную диагностику основных показателей дивергентного мышления у дошкольников в рамках контрольного этапа исследования. Результаты которого показали положительную динамику развития дивергентного мышления, способности к экспериментированию и творческому решению задач у детей из экспериментальной группы.

Уровень развития познавательной потребности в группах на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы несколько увеличился, при этом более значительными эти изменения оказались именно среди детей экспериментальной группы. В экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем дивергентного мышления увеличился практически в четыре раза, такие дети при решении задачи, как правило, не останавливаются на одном способе или методе решения, а пытаются предложить еще несколько, пусть даже самых фантастических. Полученные результаты подтверждены критерием Т-Стьюдента для независимых выборок (для сравнения групп между контрольной и экспериментальной группами), а также критерием Т-Вилкоксона, который выявил значимые различия по показателям после проведения развивающей программы.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что целенаправленное формирование дивергентного мышления детей старшого дошкольного возраста должно основываться на развитии их познавательной мотивации, с использованием различных способов активизации мыслительной деятельности и включением в непосредственную образовательную деятельность старших дошкольников электронных развивающих игр, творческих заданий и упражнений.

Проведенное исследования позволило выделить важные условия развития дивергентного мышления старших дошкольников: обеспечение необходимого уровня освещенности в месте работы электронного устройства; ограничение работы с электронным устройством один раз в день и не чаще трех раз в неделю; ограничение непрерывной работы с компьютером 15 минутами с проведением гимнастики для глаз и профилактики общего утомления; использования детского экспериментирования в качестве основного средства направлении развития любознательности старших дошкольников; консультационная поддержка родителей в осуществлении обучения и воспитания детей дошкольного возраста; обеспечение организационно-методического сопровождения практической развивающей программы, также в рамках взаимодействия детей со сверстниками и родителями.

В представленном нами исследовании предлагается один из возможных подходов к проблеме развития дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста в контексте использования современных компьютерных технологий в учебном процессе дошкольного учреждения. Современные дошкольники требуют современных подходов к организации воспитательной и учебной деятельности и учета их актуальных интересов и возможностей, что открывает перед исследователями широкое поле для научных открытий и разработок в этой области. В качестве перспективы исследования следует отметить необходимость дальнейшей глубокой проработки вопросов, связанных с изучением потенциала электронной развивающей игры в рамках реализации не только интеллектуального развития, но и эстетического, нравственного воспитания современных дошкольников.

Литература:

  1. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. − 2002. − № 11. − С. 32−38.
  2. Калмыкова Т. Ю. Значение и особенности компьютерных игр для дошкольников // Дошкольник РФ. — 2018. [Электронный ресурс]. http://doshkolnik.ru/ikt-deti/20260-znachenie-i-osobennosti-kompyuternyh-igr-dlya-doshkolnikov.html (дата обращения 02.12.2020).
  3. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет. пособие для психологов и педагогов под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 180 с.
  4. Солохина Т. М. Семинар-практикум для педагогов «Развитие дивергентного мышления у дошкольников». Методическая разработка. — 2020. [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/03/22/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-razvitie-divergentnogo-myshleniya-u (дата обращения 02.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): дивергентное мышление, ребенок, старший дошкольный возраст, игра, экспериментальная группа, дошкольник, дошкольный возраст, уровень развития, развитие, контрольная группа.


Задать вопрос