Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (303) март 2020 г.

Дата публикации: 29.03.2020

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Абдразакова, Е. Р. Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения / Е. Р. Абдразакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68346/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Ключевые слова: ребенок, творческое мышление, работа, дивергентное мышление, старший дошкольный возраст, творческий потенциал.

Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал [5].

Творческое начало особенно интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет и, если в этот период дивергентное (творческое) мышление специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции [1]. Поэтому задача педагога-психолога создать условия для успешного развития нестандартного мышления.

Развитие дивергентных свойств мышления у дошкольников наиболее успешно происходит при применении нетрадиционных техник и методик изображения. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощущать незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. По рисункам детей можно судить какие эмоции они испытывают.

В связи с этим появилась необходимость в разработке инновационной программы занятий, целью которых было бы развитие дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Программа состоит из серии заданий, предназначенных как для развития общих свойств мышления, так и для развития дивергентных мыслительных способностей.

Дивергентное мышление — это вид мышления, который характеризуется разрушением шаблонных стереотипов и ограничений и большей свободой в решении проблемы [1].

Такой способ мышления характеризуется следующими основными особенностями:

– беглость — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);

– гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей;

– оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи;

– способность к детальной разработке идеи — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [1].

Задача педагога-психолога при реализации данной программы: создать условия для проявления творчества у дошкольников, при этом использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение. Позиция взрослого — недирективная, побуждающая детей к активности, свободе самовыражения.

Основные формы работы с дошкольниками: игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность, мозговой штурм.

Каждое занятие всегда начинается с ритуала приветствия. Далее дошкольникам предлагаются упражнения-разминки, которые активизируют творческую мозговую деятельность. В качестве разминок детям можно предложить, например, такие как: «На что похоже твое настроение?», «Фантастическое растение», «Что было бы если…» и др.

Перед выполнением практического задания необходимо познакомить детей с нестандартной техникой изображения, продемонстрировать способы ее использования, провести дискуссию. Детям предлагаются такие практические задания, например, как: «Придумай животное», «Мыльные фантазии», «Волшебство на тарелочках» и др. Во время занятий необходимо напоминать детям, чтобы они старались не повторять работы друг друга, а придумывать свои собственные уникальные идеи и детально их прорабатывать, придумывать свой стиль исполнения данной техники.

Дети знакомятся и обучаются таким нестандартным техникам изображения как: «кляксография с ниточкой», «музыкальное рисование», «пуантилизм», «граттаж», «пластилинографии», «эбру» и др. [2].

По окончанию выполнения практического здания необходимо вывесить работы на доску, для того, чтоб дети смогли их рассмотреть, сравнить и рассказать о своей. Для того чтобы знания и опыт детей в рамках данной техники еще больше обогатить, можно продемонстрировать на интерактивном оборудовании работы других детей и педагогов.

После проводится подвижная игра или психогимнастика, например: «Изобрази профессию», «Угадай по голосу», «Танец трех движений» и др. [3].

В конце занятия необходимо провести с детьми рефлексию и ритуал прощания «Башня дружбы из рук».

Апробировала данную программу в МДОУ д/с № 105 «Мальвина» города Волжского, с условием ее модифицикации, на протяжении 6 лет. Результатом моей работы со старшими дошкольниками явилась положительная динамика в развития вербального и образного творческого мышления, которое диагностировалось в начале и в конце учебного года. В качестве диагностики креативного мышления выступили тесты Е. Е. Туник «Словесная ассоциация» и «Эскизы» [4]. Данные моего исследования вербального творческого мышления за 2018–2019 учебный год приведены в баллах на рис. 1.

Рис. 1. Вербальное творческое мышление «Словесная ассоциация»: октябрь 2018 -май 2019

Результаты диагностики образного творческого мышления за тот же учебный год представлены на рис. 2.

Рис. 2. Образное творческое мышление «Эскизы»: октябрь 2018 -май 2019

Таким образом, использование нетрадиционных техник и приемов изображения, позволили раскрыть творческий потенциал каждого ребенка и благоприятно влиять на процесс формирования творческого мышления. Дети познакомились и обучились нетрадиционным техникам рисования, научились понимать и создавать художественные образы с применением разнообразных материалов, получили возможность для самовыражения и воплощения своих эмоций и фантазии при работе с нетрадиционными материалами рисования. Так же у них повысился уровень самостоятельности, инициативности, активности, развилось творческое воображение, и дети испытали чувства удовлетворения и гордости за созданные ими практические работы, что, несомненно, повысило их самооценку. Еще дети научились нестандартно мыслить, придумывать оригинальные идеи, стали более открытыми для общения, появилась большая уверенность в своих силах, развилось чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности, улучшилась мелкая моторика рук, внимание, речь, память. Работы детей стали ярче, выразительней, композиционно более законченными, чем было в начале учебного года.

У дошкольников сформировался интерес к итогам своей работы, появилось желание в следующий раз сделать свою работу более интересной, непохожей на другие. Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их, придумывать названия для своих работ, сочинять сказки и истории, применять различные приемы для сочинения, решения творческой задачи, самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту сверстника.

Так же научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвовали в коллективной работе и добивались определённых результатов.

Наблюдая за поведением детей на занятиях, заметила, что дети получали чувство удовлетворения, радости, отвлекались от грустных мыслей, обид, печальных событий, что обеспечило психологическую разгрузку. В результате уходила тревожность, страх, угнетенное состояние, а появлялось спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.

Программу «Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения» считаю актуальной в наши дни, т. к. своевременное системное развитие творческого мышления будет служить основой будущего профессионального успеха и личного благополучия детей.

Литература:

  1. Гатанов, Ю. Б. Курс развития творческого мышления. «Иматон» для детей 5–8 лет. Санкт-Петербург, 1999. — 59 с.
  2. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. — Ч. I и II. — 112 с.
  3. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей, популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 208с.
  4. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. –44 с., илл.
  5. Электронная библиотека диссертаций (https://www.dissercat.com/content/formirovanie-kreativnosti-u-starshikh-shkolnikov-v-vospitatelno-obrazovatelnom-protsesse-gim)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образное творческое мышление, старший дошкольный возраст, дивергентное мышление, работа, творческий потенциал, творческое мышление, вербальное творческое мышление, дивергентное свойство мышления, задача педагога-психолога.


Похожие статьи

Творческое и дивергентное мышление в начальном общем...

Педагогам, психологам и практикующим учителям с каждым годом все менее и менее эффективной видится концепция обучения как передача учащимся знаний, умений и навыков. Для современного образования характерно переосмысление устоявшихся педагогических...

«Дивергентное мышление» способствует развитию творческого...

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса.

Творческое и дивергентное мышление в начальном общем... Педагогам, психологам и практикующим учителям с каждым годом все менее и менее эффективной...

Развитие творческого мышления у дошкольника как фактор его...

Библиографическое описание: Чернова Е. Е. Развитие творческого мышления у дошкольника как фактор его готовности к школе

Каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу и учится одиннадцать лет. И важно, чтобы все эти годы ребенок был счастлив.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления...

Гилфорд, выделил дивергентное мышление, свойственное творческим людям, люди, обладающие таким типом мышления, при.

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе...

Особенности творческого мышления у детей старшего...

Творческое мышление представляет собой один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта с

Выявление уровней творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей без речевых нарушений...

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена...

дивергентное мышление, творческое мышление, творческая деятельность, тип мышления, развивающее обучение, задача, клетчатая бумага

2. Развитие критического мышления учеников. Основные термины (генерируются автоматически): группа, работа, ребенок, ученик...

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме...

Гилфорд, выделил дивергентное мышление, свойственное творческим людям, люди

Э. П. Торренс выделил компоненты творческих (креативных) способностей: творческое мышление

Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста...

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

Актуальность развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой...

Мышление — общечеловеческая способность» [2;145]....

В процессе образовательной деятельности выявлено, что дивергентное мышление лучше развито у детей, изучающих второй язык. Разработанная нами система творческих заданий, построена на основе использования различных педагогических методов и открывает...

Похожие статьи

Творческое и дивергентное мышление в начальном общем...

Педагогам, психологам и практикующим учителям с каждым годом все менее и менее эффективной видится концепция обучения как передача учащимся знаний, умений и навыков. Для современного образования характерно переосмысление устоявшихся педагогических...

«Дивергентное мышление» способствует развитию творческого...

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса.

Творческое и дивергентное мышление в начальном общем... Педагогам, психологам и практикующим учителям с каждым годом все менее и менее эффективной...

Развитие творческого мышления у дошкольника как фактор его...

Библиографическое описание: Чернова Е. Е. Развитие творческого мышления у дошкольника как фактор его готовности к школе

Каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу и учится одиннадцать лет. И важно, чтобы все эти годы ребенок был счастлив.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления...

Гилфорд, выделил дивергентное мышление, свойственное творческим людям, люди, обладающие таким типом мышления, при.

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе...

Особенности творческого мышления у детей старшего...

Творческое мышление представляет собой один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта с

Выявление уровней творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей без речевых нарушений...

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена...

дивергентное мышление, творческое мышление, творческая деятельность, тип мышления, развивающее обучение, задача, клетчатая бумага

2. Развитие критического мышления учеников. Основные термины (генерируются автоматически): группа, работа, ребенок, ученик...

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме...

Гилфорд, выделил дивергентное мышление, свойственное творческим людям, люди

Э. П. Торренс выделил компоненты творческих (креативных) способностей: творческое мышление

Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста...

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

Актуальность развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой...

Мышление — общечеловеческая способность» [2;145]....

В процессе образовательной деятельности выявлено, что дивергентное мышление лучше развито у детей, изучающих второй язык. Разработанная нами система творческих заданий, построена на основе использования различных педагогических методов и открывает...

Задать вопрос