К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 19.01.2020

Статья просмотрена: 750 раз

Библиографическое описание:

Майборода, Н. А. К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру / Н. А. Майборода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 438-440. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66441/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрено понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Даётся определение познавательной активности, познания. Делается вывод, что познавательная активность детей начинает развиваться через дидактические игры. С помощью эксперимента доказано действие дидактической игры на развитие познавательной активности.

Ключевые слова: игра, ребёнок, дидактическая игра, дошкольное образование, познавательная активность, процесс познания.

Вопросу активизации познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особое внимание в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. При этом под познавательными интересами понимается стремление ребёнка познавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связь и отношения.

В дошкольном возрасте дети впервые познают окружающую действительность. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности. Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н. Н. Поддъякова, он обусловлен взаимодействием со взрослыми. Вместе с тем, отмечает учёный, малыш так усваивает содержание деятельности, определённое педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму.

Подъяков Николай Николаевич выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым [2].

Собственная активностьребенка — это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной [2].

Понятие «познавательная активность» связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [1]; «обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире» [3].

В психолого-педагогической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Щукина Галина Ивановна), «деятельное состояние» (Шамова Татьяна Ивановна), «стремление человека к познанию» (Зубкова Тамара Ивановна).

Таким образом, можно подвести итог, под познавательной активностью дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей. Для развития познавательной активности целесообразно использовать дидактическую игру.

Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности. В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно — печатные игры и словесные игры.

Чтобы подтвердить гипотезу вышеуказанных учёных и педагогов — психологов, я провела исследование с детьми старшего дошкольного возраста на предмет систематическое использование дидактических игр на развитие познавательной активности. Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 10 человек. Они были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 5 человек в каждой). Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап — констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня форсированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап — формирующий. На этом этапе целенаправленно использовались дидактические игры в экспериментальной группе, направленные на развитие мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей, а также на формирование таких черт как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность. С детьми контрольной группы проводились воспитательные мероприятия по плану. Сначала дети знакомились с предметами в отдельности в игровой форме. Это помогало увидеть в окружающей действительности противоречия и научиться их формулировать. (Игра Угадай, что я загадала”, «Бывает или нет», «Хорошо — плохо», «Чёрное — белое», «Карусель» и др.).Это способствовало не только активизации словаря детей, но расширяло ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. Затем детям предлагались игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Нужно — не нужно», «А если бы»..., «Четвёртый лишний», и др.

Далее — дидактические игры были направлены на внимание, находчивость, сообразительность «Где мы были, мы не скажем», «Тема одна — сюжетов много», «На что похоже?», «Найди сходство», «Найди различия», «Квадрат Воскобовича», «Колумбово яйцо», головоломки и др.

3 этап — контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

В исследовании применялась методика «Древо желаний» (В. С. Юркевич).

Целью данной методики является изучение познавательной активности детей.

Она основывается на использовании картинок и словесной ситуации. Ребенку в индивидуальном порядке задают вопросы, и на подготовку ответа отводится определенное количество времени.

Методика состоит из шести вопросов, суть которых заключается в следующем:

  1. Чтобы ты попросил у волшебника, который может исполнить 5 твоих желаний? (6 мин.)
  2. О чем бы ты спросил мудреца, который может ответить на любые твои вопросы?
  3. Если бы у тебя был ковер-самолет, куда бы ты хоте слетать на нем?
  4. Если бы у тебя была чудо-машина, которая умеет делать все на свете. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию?
  5. Тебе подарили книгу страны Вообразилии, в которой есть любые истории обо всем на свете. Что бы тебе хотелось узнать из этой книги?
  6. Представь себе, что вы очутились с мамой вместе в таком месте, где все можно делать. Вы можете делать все, что вашей душе хочется. Придумайте, что бы вы в таком случае сделали?

Из ответов, данных ребенком, выбираются ответы познавательного характера. И за тем производится подсчет ответов.

От 9 ответов и выше — высокий уровень познавательной активности.

От 3 до 8 ответов — средний уровень познавательной активности.

2 и меньше ответов — низкий уровень познавательной активности.

После проведения диагностики с детьми контрольной и экспериментальных групп я получила следующие результаты — таблица № 1.

Таблица 1

Результаты диагностики по методике «Древо желаний» В.С.Юркевича (констатирующий этап) февраль 2019 г.

Уровень познавательной активности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество детей

%

Количество

детей

%

Высокий

-

1

20

Средний

3

60

2

40

Низкий

2

40

2

40

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика контрольной и экспериментальной групп по тем же методике, что и на констатирующем этапе.

Результаты представлены ниже в форме таблицы.

Таблица 2

Результаты диагностики по методике «Древо желаний» В.С.Юркевича (контрольный этап) ноябрь 2019г.

Уровень познавательной активности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество детей

%

Количество

детей

%

Высокий

1

20

3

60

Средний

3

60

2

40

Низкий

1

20

-

0

В результате я убедилась на практике, что систематическое использование дидактических игр развивают у детей познавательную активность, конструкторские способности, познавательные интересы, наблюдательность, воображение, память, внимание, мышление, формируют базисные представления об окружающем мире. Дети стали активно задавать вопросы и самостоятельно пытаются искать на них ответы.

Литература:

  1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка под редакцией Н. Ю. Шведовой. — М., 1982
  2. Подъяков, Н. Н. Очерки психологии развития дошкольников Журнал прикладной психологии — 2010 № 2
  3. Прохорова, А.М. и др. Советский энциклопедический словарь- М., 1980 г.
  4. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии — 2010 № 2
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, познавательная активность детей, контрольная группа, ребенок, старший дошкольный возраст, игра, экспериментальная группа, дидактическая игра, дошкольное образование, процесс познания.


Похожие статьи

Использование дидактических игр в образовательном процессе...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда. Одной из актуальных проблем на всех этапах ...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Развитие у детей старшего возраста познавательного интереса к истории предметного мира в

С помощью таких задач у детей формируется познавательная активность, дети учатся

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе...

Использование дидактических игр как средства развития...

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем...

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путём умелого применения занимательных задач, игр с математическим содержанием. Занимательная задача — это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Развитие познавательной активности детей старшего...

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями

Целью опыта является обеспечение положительной динамики развития познавательной активности у старших дошкольников в...

Развитие познавательного интереса у детей старшего...

Таким образом, использование дидактических игр как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста способствовало укреплению интереса детей к новым знаниям, желания показать накопленный опыт в самостоятельном действии...

Развитие познавательной инициативы детей дошкольного...

познавательная инициатива, ребенок, дошкольное образование, познавательная активность, разновозрастная группа, познавательная деятельность, неинтересная деятельность, игровой замысел, детский сад...

Формирование познавательной активности у детей...

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через

Кудинова, Л. С. Теоретические основы формирования познавательной активности детей

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель; Костина Светлана Борисовна, воспитатель. МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области.

Похожие статьи

Использование дидактических игр в образовательном процессе...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда. Одной из актуальных проблем на всех этапах ...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Развитие у детей старшего возраста познавательного интереса к истории предметного мира в

С помощью таких задач у детей формируется познавательная активность, дети учатся

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе...

Использование дидактических игр как средства развития...

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем...

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путём умелого применения занимательных задач, игр с математическим содержанием. Занимательная задача — это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Развитие познавательной активности детей старшего...

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями

Целью опыта является обеспечение положительной динамики развития познавательной активности у старших дошкольников в...

Развитие познавательного интереса у детей старшего...

Таким образом, использование дидактических игр как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста способствовало укреплению интереса детей к новым знаниям, желания показать накопленный опыт в самостоятельном действии...

Развитие познавательной инициативы детей дошкольного...

познавательная инициатива, ребенок, дошкольное образование, познавательная активность, разновозрастная группа, познавательная деятельность, неинтересная деятельность, игровой замысел, детский сад...

Формирование познавательной активности у детей...

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через

Кудинова, Л. С. Теоретические основы формирования познавательной активности детей

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель; Костина Светлана Борисовна, воспитатель. МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области.

Задать вопрос