Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 22.04.2019

Статья просмотрена: 508 раз

Библиографическое описание:

Галич, Т. Н. Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении / Т. Н. Галич, Е. А. Плустенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 264-265. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58337/ (дата обращения: 19.03.2024).



В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по реализации системы введения дидактических игр в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: игра, дидактические игры, старшие дошкольники, познавательный интерес, диагностические методики.

Познавательное мышление — это мышление, позволяющее исследовать окружающий мир, с проявлением любознательности, любопытства и интереса.

Данный тип мышления позволяет детям узнавать мир (о множестве странных предметов, объектов, явлений природы) и то, как он действует. Начинается оно с любопытства, которым обладают все дети.

Цель исследования — изучить особенности использования дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса посредством дидактической игры нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов:

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

1 этап: определение и анализ уровня развития познавательного интереса у детей старшего возраста;

2 этап: разработка и реализация комплекса дидактических игр по развитию познавательного интереса у старших дошкольников на формирующем этапе исследования;

3 этап: повторное обследование детей и сопоставление полученных результатов исследований до проведения коррекции и после. Определение динамики развития познавательного интереса у детей старшего возраста.

В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с компонентами познавательной активности для старшего дошкольного возраста нами были подобраны следующие диагностические материалы:

− методика «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В. С. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка;

− методики «Вопрошайка» (Н. Б. Шумакова), направленная на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач;

− методика «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т. А. Серебрякова), направленные на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач.

Результаты исследования на констатирующем этапе позволили сделать следующие выводы:

− в контрольной и экспериментальной группе наблюдаются в основном средняя и высокая выраженность любознательности;

− в среднем по экспериментальной и контрольной группе в целом характерен средний уровень вопросительно-исследовательской активности, что указывает на избирательность в поведении дошкольников;

− в контрольной и экспериментальной группе наблюдаются в основном средняя и высокая познавательно-вопросительная активность, любознательность и познавательный интерес.

Для подтверждения гипотезы исследования нами был подобран цикл дидактических игр на развитие познавательного интереса старших дошкольников.

Все игры соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям старших дошкольников.

На контрольном этапе исследования приняли участие те же воспитанники старшего дошкольного возраста, что и на констатирующем этапе.

Повторная диагностика проведена с использованием того же блока диагностических методик, что и на констатирующем этапе исследования.

Средний балл по экспериментальной группе составил 5,13 (высокий уровень), по контрольной — 3,93, что указывает на средний уровень.

В нашей работе были изучены особенности сформированности познавательного интереса старших школьников. Выявлено, что познавательная сеть активность у испытуемых развита не на самом высоком уровне, что требует развития познавательных процессов старших дошкольников, а также познавательной активности. Для этого нами тема предложены комплексы дидактических игр экологической направленности.

В результате определено, что в группе детей, где был проведен формирующей эксперимент, обнаружена динамика показателей познавательного интереса.

Таким образом, подтверждается выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие познавательных интересов и формирование познавательных процессов у детей дошкольного возраста проходит эффективнее в процессе специально организованной педагогической деятельности по реализации системы введения дидактических игр в воспитательно-образовательный процесс.

Литература:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Литература, 2015. — 435 с.
  2. Венгер, В. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / В. А. Венгер. — М.: Просвещение, 2017. — 542 с.
  3. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. / Н. С. Лейтес. — М.: Просвещение, 2014. — 200 с.
  4. Морозова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. / Н. Г. Морозова. — М.: Наука. — 2015. — 360 с.
  5. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 2015. — 532 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, старший дошкольный возраст, игра, констатирующий этап, ребенок, экспериментальная группа, воспитательно-образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, организованная педагогическая деятельность.


Похожие статьи

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

индивидуальный подход, ребенок, дошкольное образование, игра, игровой опыт, игровая деятельность, дошкольный возраст, образовательный процесс...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка.

Конструирование как способ формирования познавательного...

Современные подходы в построении воспитательно-образовательного процесса основываются на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду в развитии индивидуальной личности ребенка. Развитие познавательного интереса является одной из...

Организация самостоятельной деятельности детей...

Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста — существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения.

Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в...

Состояние проблемы активизации познавательной...

Проблемы развития активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях, в сложившихся реалиях, а именно введение новых требований к системе дошкольного образования (ФГОС ДО) требуют...

старший дошкольный возраст, интеллектуальное развитие...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда. Одной из актуальных проблем на всех этапах...

Особенности развития старших дошкольников в условиях...

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии...

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания.

познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, познавательная деятельность детей, педагогический опыт, активная...

Организация исследовательской деятельности детей...

Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях. Автор: Силина Екатерина Николаевна.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской...

Похожие статьи

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

индивидуальный подход, ребенок, дошкольное образование, игра, игровой опыт, игровая деятельность, дошкольный возраст, образовательный процесс...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка.

Конструирование как способ формирования познавательного...

Современные подходы в построении воспитательно-образовательного процесса основываются на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду в развитии индивидуальной личности ребенка. Развитие познавательного интереса является одной из...

Организация самостоятельной деятельности детей...

Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста — существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения.

Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в...

Состояние проблемы активизации познавательной...

Проблемы развития активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях, в сложившихся реалиях, а именно введение новых требований к системе дошкольного образования (ФГОС ДО) требуют...

старший дошкольный возраст, интеллектуальное развитие...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда. Одной из актуальных проблем на всех этапах...

Особенности развития старших дошкольников в условиях...

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии...

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания.

познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, познавательная деятельность детей, педагогический опыт, активная...

Организация исследовательской деятельности детей...

Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях. Автор: Силина Екатерина Николаевна.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской...

Задать вопрос