Состояние проблемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 978 раз

Библиографическое описание:

Вербицкая, Анастасия. Состояние проблемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях / Анастасия Вербицкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2223/ (дата обращения: 29.03.2024).



В стaтье обосновывается необходимость переосмысления, адаптации к новым условиям, реструктурированию накопленного к настоящему времени педагогического опыта по проблеме активизации познавательной сферы дошкольников. Проведен детальный анализ научной литературы по теме исследования. Представлено определение феномена познавательной деятельности у разных авторов. Обозначены главенствующие факторы (условия) развития познавательной составляющей детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: познавательная деятельность,развитие интеллекта, интерес, активизация процессов, дисбаланс познания, познавательно-речевые данные, адаптация, переосмысление педагогического опыта

The article explains the need to rethink, adapt to new conditions, restructuring gained so far teaching experience on the problem of activation of cognitive sphere preschoolers. The detailed analysis of the scientific literature on the research topic. Presents a definition of the phenomenon of cognitive activity different authors. Labeled dominant factors (conditions) for the development of cognitive component of children of senior preschool age.

Keywords: cognitive activities, the development of intelligence, interest, activation of the processes, the imbalance of knowledge, cognitive and speech data, adaptation, rethinking teaching experience

Постановка проблемы. Кнастоящему времени в общей теории дошкольной педагогики собрано и обобщено немало научного материала о становлении и развитии познавательно-речевой деятельности дошкольников, проявлениях ее особенностей в детском саду, о средствах и методах формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, о формах активизации детской познавательной деятельности и методике руководства ее организацией.

Проблемы развития активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях, в сложившихся реалиях, а именно введение новых требований к системе дошкольного образования (ФГОС ДО) требуют переосмысления, адаптации к новым условиям, реструктурированию накопленного к настоящему времени педагогического опыта, в этом и состоит актуальность предложенной для рассмотрения темы.

Цель статьи: изучить состояние проблемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно — педагогических исследованиях

Изложение основного материала. Вразных трудах психологов и педагогов на протяжении многих десятилетий исследовалась проблема формирования опыта познавательной деятельности (Я. А. Коменский, Д. Локк, А. К. Маркова, К. Д. Ушинский, Г. И Щукина и др.), которые представляли познавательную деятельность как природное и неподдельное желание дошкольников к познанию.

В педагогических концепциях раскрываются направления и условия деятельности воспитателя по развитию познавательных процессов в дошкольном возрасте (Л. Н. Вахрушева, В. Б. Голицын, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Е. О. Смирнова, В. В. Щетинина, Г. И. Щукина и др.).

В настоящее время получили отражение отдельные аспекты познавательной деятельности детей в работах Е. В. Марудовой [2], Ю. А. Новопавловской [3], А. И. Савенкова [4], Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская [5] и др.

Представим определение проблем познавательного развития в содержании государственного Стандарта Российской Федерации.

В рамках принятого федерального стандарта (ФГОС ДО) [8] образовательные области предполагают следующие направления развития дошкольника: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое; физическое развитие.

Из чего следует, что познавательно-речевое развитие разделили на две самостоятельные области. При этом, под познавательным развитием в Стандарте подразумевается развитие интересов детей, познавательной мотивации и любознательности; становление сознания, формирование познавательных действий; развитие творческой активности и воображения; формирование первозданных представлений о себе, окружающих людях, объектах предметного мира, о функциях и отношениях объектов, о малой родине и Отечестве, знаний о культурно-социальных ценностях российского народа, о космосу, планетах, об отечественных праздниках и традициях, о специфике природы, разнообразии народов и стран мира [8].

В ходе анализа некоторых научных публикаций на предмет определения понятия «познавательная деятельность» выявлено, что у разных авторов свои представления о данном феномене и непосредственно процессах активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Представим характеристику самого понятия «познавательная деятельность» у отдельно взятых авторов:

1) Исследования В. Б. Галицына показали, что познавательная деятельность — это активная деятельность по использованию и приобретению знаний, в которой формируются умственные, волевые и эмоциональные качества личности, характер и способности, характеризующейся познавательной активностью ребенка [1];

2) Под познавательной деятельностью Ю. А. Новопавловская понимает активную деятельность по получению и опытному обогащению знаний, осуществляемая при комплексном взаимодействия личности с окружающей средой [3, с. 46].

3) Авторы научных исследований познавательной активности дошкольников [2;4;6] представляют познавательную деятельность как восприятие мира, воображение мышление, память, внимание, имеющее эмоциональную окраску, личную реакцию на происходящие события, окружающие явления и предметы, полученные в процессе поисков информация, знания и опыт.

При анализе педагогических данных в этом направлении было выявлено, что формирование познавательной потребности идет по-разному у всех дошкольников: так у одних она проявляется очень существенно и имеет, в некотором смысле, «теоретическое» направление, у других детей она больше представлена практической активностью ребенка, прежде всего, такое различие обусловлено воспитанием.

Коллектив авторов во главе с Н. Ю. Синягиной выделили три главенствующих фактора (условия) развития познавательной составляющей детей старшего дошкольного возраста в современном детском дошкольном учреждении:

‒ Инновационно-адаптированная и качественно организованная предметно-развивающая среда. Для организации познавательно-речевой деятельности необходимо наличие кабинета учителя-логопеда, в каждой дошкольной группе — познавательно-речевые центры, разнообразный дидактический и иллюстративный материал разной тематики, центры воды и песка, уголки по детскому экспериментированию.

‒ Грамотная организация методической базы.

‒ Одним из ключевых показателей является повышение эффективности образования в ДОУ именно через стимулирование деятельности педагогов, проведение конкурсов, выставок, обобщение педагогического опыта, творческие группы по интересам [5, с. 67].

Следует отметить, что существуют две основополагающие линии в научно — педагогических исследованияхвсфере активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста [1;3;7]:

  1. Постепенное насыщения опыта ребенка, привнесение разнообразия опыта новыми сведениями и знаниями об окружающем, которое и вызывает познавательную заинтересованность дошкольника.
  2. Cистематическое, последовательное расширение и углубление познавательной потребности и интереса внутри одной и той же сферы действительности.

Вывод: Таким образом, благодаря активизации познавательной деятельности и речевому развитию и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта — это искренний интерес к миру.

Литература:

  1. Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников. / В. Б. Голицын // Педагогика. — № 3. — 2011. — С.23–27.
  2. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. / Е. В. Марудова. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 176 с.
  3. Новопавловская Ю. A. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием пoзнавательного интереса детей дошкольного возраста. / Ю. А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. — № 8. — 2009. — С. 46–48.
  4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] / А. И. Савенков. — Самара: Фёдоров, 2010. — 128 с.
  5. Синягина Н. Ю. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) / Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская; под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиш. — М.: Вузовская книга, 2011. — 131 с.
  6. Щетинина В. В. Обнoвление подходов к формированию познавательной активности дошкольников / В. В. Щетинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — № 4 (22). — 2012. — С. 441–444.
  7. Щукина Г. И. Прoблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина — М.: Педагогика, 2006. — 216 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный источник]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения 15.02.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, познавательная деятельность детей, педагогический опыт, активная деятельность, познавательная потребность, познавательное развитие, речевое развитие, Щукино, развитие интеллекта.

Ключевые слова

адаптация, интерес, познавательная деятельность, развитие интеллекта, активизация процессов, дисбаланс познания, познавательно-речевые данные, переосмысление педагогического опыта

Похожие статьи

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы общения и обучения, в результате чего происходит совершенствование всех психических процессов. Это, прежде всего, относится к сенсорному развитию.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль воспитателя, форма...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда.

Развитие познавательной активности детей среднего...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности. Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Развитие познавательной активности детей старшего...

Библиографическое описание: Копина А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе.

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности...

В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование обоснованного методического комплекса, состоящего из проективных и игровых методик...

Развитие познавательной активности дошкольника при...

дошкольный возраст, ребенок, познавательная активность, познавательное развитие детей, познавательное развитие, образовательная деятельность, исследовательская деятельность...

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой...

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определённых общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми...

Похожие статьи

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы общения и обучения, в результате чего происходит совершенствование всех психических процессов. Это, прежде всего, относится к сенсорному развитию.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль воспитателя, форма...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда.

Развитие познавательной активности детей среднего...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности. Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Развитие познавательной активности детей старшего...

Библиографическое описание: Копина А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе.

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности...

В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование обоснованного методического комплекса, состоящего из проективных и игровых методик...

Развитие познавательной активности дошкольника при...

дошкольный возраст, ребенок, познавательная активность, познавательное развитие детей, познавательное развитие, образовательная деятельность, исследовательская деятельность...

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой...

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определённых общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми...

Задать вопрос