Библиографическое описание:

Воеводина А. И., Горшунова С. В., Павлова Г. А. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 67-71. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3169/ (дата обращения: 12.12.2017).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Дошкольное развитие – начальная ступень образования нашего общества, его необходимо организовывать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям, характеру управления конкретными образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития сущностных сил каждого человека и общества в целом.

Но до сих пор еще не находят должного освещения вопросы организации инновационного режима в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений.

Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Неповторимость – основа целостности личности. Стержнем индивидуальности является особенное, которое определяет развитие неповторимых качеств личности. Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую качественную определенность, проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.

Следует помнить, что существует не только культура взрослых, но и культура детей. Только изучая и принимая ее, можно обеспечить детям нормальную жизнь и развитие [1.6]

Поставлена задача разработки динамической теории психологического развития, основывающегося на характеристике конкретного ребенка, живущего в определенных социальных условиях. Воспитательно – образовательную работу надо так строить, чтобы она стимулировала развитие каждого ребенка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями. [7.41]

Мы разделяем точку зрения, согласно которой движущей силой развития особенностей детей старшего дошкольного возраста является образование. Оно рассматривается нами как целостная форма психолого-педагогической деятельности, направленная на развитие особенностей дошкольников. Такая деятельность относится к одному из самых сложных явлений культуры. На наш взгляд она должна включать в себя совокупность разных деятельностей.

Соответствующие проблемы качества дошкольного образования и связанные с этим вопросы его стандартизации уже обсуждаются на самых разных уровнях управления. При этом состояние практики в процессе реализации разных программ в системе дошкольного образования требует решения ряда задач, в том числе:
  • определение объема содержания;

  • соотношение программ и технологий;

  • организация целостности педагогического процесса;

  • преемственность между образовательными ступенями.

Независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует детское учреждение, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей. Однако во многих дошкольных учреждениях увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что, в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.

Мы считаем своевременной актуальность выбора экспериментальной работы по теме «Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированных занятий». В нашем проекте предполагалось реализовать принципы комплексного развития особенностей ребенка старшего дошкольного возраста.

Мы уверены в том, что благодаря реализации проекта по созданию системы интегрированной деятельности, возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развития особенностей старшего дошкольника.

Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную.

Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой развивающей деятельности

С другой стороны, основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности [3.3]

Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно - музыкальных композиций.

Интеграция обеспечивает целостность педагогического процесса [2.20]. Отличительной особенностью педагогической технологии реализации воспитательно – образовательной программы интегрированного подхода является направленность на творческий характер ее применения педагогом.

Задача педагога – раскрыть всю палитру интересной разнообразной деятельности старших дошкольников с тем, чтобы в конкретной ситуации дети могли проявить свое творчество, рекомбинируя известное в сугубо индивидуальное сочетание. Педагогическое воздействие воспитателя заключается в переводе воспитанника на позиции субъекта детской деятельности, а в перспективе – и собственной жизни.

В своем исследовании мы:

  1. Проанализировали особенности детей старшего дошкольного возраста;

  2. Рассмотрели различные подходы к организации интегрированной деятельности как условию развития особенностей старших дошкольников;

  3. Разработали программу интегрированных занятий в эстетическом направлении.

Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и образовательным, соответствующим познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности.

Важнейшими задачами мы считаем:

  • развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

  • способствование развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

  • укрепление физического и психического здоровья.

Все содержание программы должно быть центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития его особенностей.

Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Мы считаем, что такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность интегрированного характера.

Наша программа эстетического воспитания является по своему характеру развивающе – образовательной и направлена на формирование эстетически развитой личности, формирование самооценки и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях интегрированной деятельности.

Для наибольшей результативности мы используем в своей работе личностно-ориентированную педагогическую технологию, т.к. именно она обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом. Именно интеграцию мы определяем как наиболее лучший путь достижения качества воспитательно-образовательного процесса, его обновления и эффективности в развитии особенностей старшего дошкольника, сохранении его здоровья и свободного пространства детства.

Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности продуманы по принципу установления теплых, доверительных отношений с ребенком. В психологии есть такое понятие: «снять барьер в общении», то есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение, холодность при общении. Это именно то тепло и заинтересованное отношение педагога, что вызывает отклик у ребенка, который старается сделать все, чтобы оправдать это отношение. Известно, что причиной многих трудностей в формировании самооценки и эмоциональной сферы у детей, является недостаток тепла, ласки и уверенности в любви взрослых, испытываемый даже детьми из внешне благополучных семей. Поэтому содержание занятий предусматривает в первую очередь шаг взрослого навстречу ребенку, похвалу, ласку, помогающие детям и дающие им чувства эмоционального комфорта и защиты. Именно педагог выступает инициатором общения с ребенком, который не всегда может подойти и попросить о чем- либо. Это, в первую очередь, относится к тревожным, неуверенным в себе детям, которым такое общение просто необходимо.

В процессе интегрированной деятельности дети старшего дошкольного возраста получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой деятельности, способствует развитию мышления и личностных особенностей у детей [6.5].

Большое значение в осуществлении эстетического воспитания старших дошкольников придается именно интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности [3.5]. Мы понимаем интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Занятия охватывают все виды художественно-творческой деятельности: разнообразные игры (дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые); изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную [4. 63].

Серьезную помощь как тревожным, так и агрессивным детям оказывают занятия с элементами рисования и лепкой. В процессе рисования дети подводятся к мысли о том, что в рисунке могут отразиться и их страхи или злость: «А теперь нарисуй свой страх. Попробуй отразить в рисунке все, что тебе не нравится, чего ты боишься». После окончания рисования этот рисунок или прячется, или уничтожается на глазах у ребенка, говоря о том, что вместе с этим рисунком ушло все, что тревожило ребенка. По характеру того или иного изображенного образа или состояния воспринимается музыкальное произведение. В формировании чувства музыкального лада целесообразно опираться на жизненные впечатления ребенка, на его эмоциональную чуткость и опыт. Характеристики мажорного и минорного звучания обосновываются, исходя из конкретных знаний детей о различных состояниях души, настроения, возможных ситуаций и реакций на них [5.8]. В игре «Настроение» определенные понятия (грусть, радость, веселье, мечтательность и т.д.) «озвучиваются» музыкой. Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует тому или иному образу художественного произведения или творческого сочинения, или их отношениям.

Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, воображения, эмоционально – положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой – основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.

Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспринимающийся детьми в разных видах деятельности.

Теоретической и методологической основой программы является рассматривание общих закономерностей функционирования и восприятия произведений различных видов искусства как форм отражения материального и духовного единства мира с учетом их специфики и особенностей.

Программный материал объединяет в проблемные блоки все предусмотренные виды художественной культуры:

  1. Формирование представлений о специфике восприятия произведений различных видов искусства;

  2. Развитие навыков восприятия содержания произведений различных видов искусства;

  3. Знакомство с жанровым многообразием искусства;

  4. Формирование навыков анализа произведений искусства через освоение средств художественной выразительности;

  5. Активизация ассоциативного мышления.

Структурное построение программы по горизонтали и вертикали помогает педагогу выделить параллельные связи различных видов искусств с сохранением содержательной преемственности о последовательности в развитии общего эстетического процесса.

В содержание программы на основе художественной культуры разработан цикл непосредственной образовательной деятельности по культуре общения, что формирует чувство эмоционального комфорта детей, их уверенности в себе. Все это создает условия для формирования у детей осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, действия. В этом процессе важно стимулировать рефлексию, что и происходит в процессе игр.

Интегрированная деятельность дает детям возможность понимать и уметь высказываться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций.

Создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям), в которой формируется механизм поведения в общении каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки.

Результатом нашей непосредственной образовательной деятельности является не простое перечисление того, что хорошо или плохо, какое общение и поведение считается культурным, поскольку не только из этого складывается позиция воспитанного человека. Детям в игре предоставляются пробы всех ролей. Педагог помогает детям определить позицию к тем или иным проявлениям человеческой жизни, «вырастить» в себе гибкость, терпимость по отношению к разным людям, понять социокультурные нормы. Все оценочные суждения должны быть корректны, но естественны.

Использование музыкального, фольклорного, художественного материала позволяет делать непосредственную образовательную деятельность очень интересной, содержательной, познавательной. Темы в цикле «Культура общения» систематизированы в виде последовательных сфер, окружающих человека по принципу того, как ребенок открывает для себя мир: ребенок - мир вещей – дом, семья, «я» – соседи, дом, где живешь – улица – магазин, театр и т.д.- детский сад – природа.

Мы можем утверждать, что интегрированная непосредственная образовательная деятельность влияет на особенности развития старших дошкольников и на развитие способностей детей в комплексе. Программа способствует дальнейшему становлению гармоничной личности, умению достойно вести себя в любой обстановке – как правило и обязанность каждого человека.

Интегрированная деятельность эстетического направления показывает, что дети научились активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их. Понимание смысла данных правил помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Дети приобретают знания о культуре, начинают понимать, что культурный человек никогда не опуститься до оскорблений или крика, будет всячески избегать разного рода конфликтов. Кроме того, значительное снижение такого показателя, как недоверие к себе, способствует к научению видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправить, избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных; учит относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявляет нетерпимость к дурным поступкам людей, способствует воспитанию уважительного отношения к окружающим и бережному отношению к родному языку. Все, что достигается как продукт одной из главных целей интегрированной непосредственной образовательной деятельности – дать детям возможность понимать и уметь высказаться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций.

В программе интегрированной непосредственной образовательной деятельности создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям), в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки.

Наблюдения во время непосредственной образовательной деятельности показали, что дети лучше чувствуют в человеке примеры «внешнего» и «внутреннего» расхождения, чем мы, взрослые. Содержание непосредственной образовательной деятельности является не просто перечисление того, что хорошо или плохо, какое поведение считается культурным и т.д. дети пробуют все роли, и воспитатель помогает им определить позицию с тем или иным проявлением человеческой жизни, понять социокультурные нормы. Использование музыкального и фольклорного материала позволяет непосредственной образовательной деятельности быть более интересными, содержательными, познавательными, доступными для детей.

При подборе и использовании материала важно, чтобы каждый педагог подошел к нему творчески, учел свои, свойственные только ему, профессиональные навыки и умения в общении с детьми. К такому выводу подталкивает опыт проведенной интегрированной непосредственной образовательной деятельности, результаты которого подчеркивают важность для педагога чувство эмоционального комфорта детей, их уверенности в своих силах, умение ориентироваться в сложном мире взаимоотношений людей. Очень наглядны результаты целей данной непосредственной образовательной деятельности – воспитание индивидуальности, в которой своеобразно сочетаются особенности, отличающие одного ребенка от другого.

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность показала активизацию творческого потенциала ребенка, что, как следствие, может и должно проявляться в повышении этического сознания, стремление к общечеловеческим ценностям.

Обогащение эмоционального мира проявляется в стремлении управлять своими чувствами и эмоциями, соотношении различных точек зрения. На основе правил игровых ситуаций стало заметно формироваться произвольное поведение, развитие и закладывание норм и правил, принятых в обществе, стало развиваться воображение: от воссоздающего к творческому. Все это позволяет понимать интеграцию эстетического направления как путь яркого проявления ребенком себя, своих особенностей и своей неповторимости.


Литература:

  1. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. Москва, Новая школа,1996.

  2. Куревина О.А. Синтез искусств. Линка – Пресс, Москва, 2003.

  3. Комарова Т.С. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. Москва,2001.

  4. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство. – М.,1972.

  5. Полунина В. Искусство и дети. – М., Просвещение, 1982.

  6. Разумный В. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. – М.,1999

  7. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир Москва. Просвещение 1991 г.


Основные термины (генерируются автоматически): непосредственной образовательной деятельности, старших дошкольников, интегрированной деятельности, старшего дошкольного возраста, развития старших дошкольников, детей старшего дошкольного, интегрированной непосредственной образовательной, условиях интегрированной деятельности, детской деятельности, организации интегрированной деятельности, развития особенностей, художественной деятельности специфическими, видах художественной деятельности, деятельности специфическими средствами, особенностей ребенка, развивающей деятельности, произведений различных видов, особенностей старшего дошкольника, деятельности старших дошкольников, различных видов искусства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос