Рассматриваются особенности эмоциональной сферы студентов в период адаптации к условиям обучения в техникуме. Диагностируются такие параметры, как эмоциональность, эмпатия, личностная и ситуативная тревожность, агрессивные и враждебные реакции, эмоциональные барьеры в межличностном общении.
Ключевые слова: студент техникума, адаптационный период, эмоциональная сфера, тревожность, агрессивное поведение, эмпатия.
Исследованием эмоций занимались такие педагоги и психологи, как Л. С. Выготский, П. М. Якобсон, Е. П. Ильин, Б. И. Дронов, Л. И. Божович, В. Вундт, П. В. Симонов и другие.
Проведя анализ литературы по данной тематике, мы пришли к выводу о том, что существует множество определений понятия «эмоции».
Так, например, Р. С. Немов считает, что эмоции — это класс психофизиологических явлений, представляющих собой внутренние, субъективно переживаемые психические и физические состояния человека, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями [Немов, 2007]
К. Э. Изард, внесший значительный вклад в изучение эмоций, определяет это понятие, как нечто, что, переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и деятельность. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие» [Изард, 1999]
Исследователи предпринимали большое количество попыток классифицировать эмоции. И. Кант делил эмоции на две группы: интеллектуальные эмоции и сенсуальные эмоции. Эти группы различались в зависимости от причин возникновения эмоций.
В свою очередь Т. Браун построил свою классификацию, основываясь на временном признаке. Эмоции он разделил на непосредственные, проспективные и ретроспективные.
На четыре класса разделил эмоции Г. Спенсер. Классифицирующим признаком он считал возникновение эмоций и их воспроизведение. Первый класс составил презентативные чувства, которые возникают при действии внешних раздражителей. Во второй класс вошли презентативно-репрезентативные эмоции (простые). Третий класс состоит из репрезентативных эмоций. Раздражителем в данном случае являлась поэзия. К четвертому классу Г. Спенсер отнес высшие эмоции, которые были образованы без участия внешнего раздражителя абстрактным путем. Примером эмоций четвертого класса может служить чувство справедливости.
Психолог В. Вундт считал, что число эмоций значительно превышает 50000. Кардинально отличалась по данному вопросу позиция американского психолога Э. Титченера. Он считал, что существует только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие.
Психолог П. В. Симонов считал, что ни одна из существующих классификаций не была достаточно эффективной. Причиной этого явилось то, что эти классификации базируются на неверной теоретической основе, на трактовке эмоции, как силы, которая непосредственно направляет поведение.
Ученые, придерживающиеся дискретной модели эмоциональной сферы человека, делят все эмоции на первичные и вторичные. Тем не менее их мнения в вопросе количества эмоций расходятся и составляют от двух до десяти.
К. Изард выделяет десять основных эмоций: радость, стыд, удивление, страх, вину, интерес, презрение, отвращение, дистресс, гнев. П. Экман обозначает шесть эмоций: удивление, печаль, радость, гнев, страх отвращение. Р. Плучик описывает восемь базисных эмоций: гнев, страх, одобрение, отвращение, радость, уныние, ожидание, удивление.
Изучая литературу по психологии эмоций приходим к выводу о том, что разнообразие эмоций очень велико и данная тема является актуальной для дальнейшего изучения. В своем исследовании мы остановились на изучении особенностей эмоциональной сферы старших подростков.
Подростковый возраст является периодом повышенной эмоциональности. У подростков часто меняется настроение. Возможны яркие проявления агрессивных и враждебных реакций, причем, как правило, неадекватных силе раздражителя, возникают тревожные состояния.
Об особой эмоциональности данного возрастного периода написано много научных трудов. Но интерес к данной теме не снижается. Скорее наоборот, в стремительно развивающемся обществе вопрос развития эмоциональной сферы подростков очень актуален, так как за эмоциональными нарушениями следует масса таких проблем, как трудности в общении с окружающими, низкая учебная мотивация, различные формы девиантного поведения.
Подростки с трудностями в эмоциональной сфере зачастую склонны к депрессивным состояниям, проявлениям суицидальной активности и несуицидальному самоповреждению. Так же не секрет, что современный студент проводит недопустимо много времени в социальных сетях. Данную проблему усугубляет вынужденный переход на дистанционную форму обучения в период пандемии. Теперь студенты посредством социальных сетей не только общаются с друзьями, но и участвуют в ученом процессе.
В обществе актуальным на данный момент является вопрос об изменении поведения и развития подростков, которое происходит под влиянием интернет-коммуникаций. Технологии шагнули далеко вперед, но прогресс накладывает негативный отпечаток на развитие неокрепшей подростковой психики. В первую очередь страдает эмоциональная сфера.
Целью данной статьи является определение особенностей эмоциональной сферы студентов техникума в период адаптации.
Базой эмпирического исследования является ГБПОУ «Междуреченский горностроительный техникум». Выборку составили 76 обучающихся первого курса. В диагностической работе были использованы методики:
- Методика диагностики эмоциональности по В. М. Русалову. [Ильин, 2001]
- Тест эмпатийного потенциала личности (И. М. Юсупов). [Ильин, 2001]
- Методика самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина. [Шиляева, Зайнуллина, 2019]
- Методика диагностики показателей и форм агрессивного поведения А. Басса −А. Дарки. [Шиляева, Зайнуллина, 2019]
- Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (методика В. В. Бойко). [Осадчук, 2020]
Посредством вышеобозначенных методик диагностировали следующие параметры.
Методика диагностики эмоциональности по В. М. Русалову:
– шкала «психомоторная эмоциональность»;
– шкала «интеллектуальная эмоциональность»;
– шкала «коммуникативная эмоциональность».
Тест эмпатийного потенциала личности (И. М. Юсупов): -уровень эмпатии.
Методика самооценки уровня тревожности Ч . Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина:
– личностная тревожность;
– ситуативная тревожность.
Методика диагностики агрессивных и враждебных реакций А. Басса — А. Дарки:
– физическая агрессия;
– косвенная агрессия;
– раздражение;
– негативизм;
– обида;
– подозрительность;
– вербальная агрессия;
– чувство вины;
– индекс враждебности;
– индекс агрессивности.
Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении
(В. В. Бойко) :
– неумение управлять эмоциями, дозировать их;
– неадекватное проявление эмоций;
– негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций;
– доминирование негативных эмоций;
– нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.
Результаты диагностической работы
Результаты диагностической работы по вышеперечисленным методикам представлены в таблице.
Таблица 1
Результаты исследования особенностей эмоциональной сферы студентов техникума в период адаптации
Показатель |
Уровень, % |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Методика диагностики эмоциональности по В. М. Русалову |
|||
Психомоторная эмоциональность |
9,2 |
31,6 |
59,2 |
Интеллектуальная эмоциональность |
14,5 |
46 |
39,5 |
Коммуникативная эмоциональность |
13,1 |
31,6 |
55,3 |
Тест эмпатийного потенциала личности (И. М. Юсупов) |
|||
Эмпатия |
7,9 |
57,9 |
34,2 |
Методика самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина |
|||
Ситуативная тревожность |
25 |
54 |
21 |
Личностная тревожность |
34,2 |
55,3 |
10,5 |
Методика диагностики показателей и форм агрессивного поведения А. Басса −А. Дарки |
|||
Физическая агрессия |
18,4 |
43,4 |
38,1 |
Косвенная агрессия |
26,3 |
35,5 |
38,2 |
Раздражение |
18 |
37 |
45 |
Вербальная агрессия |
49 |
35 |
16 |
Обида |
22,4 |
26,3 |
51,3 |
Подозрительность |
32,9 |
31,6 |
35,5 |
Негативизм |
20 |
35 |
45 |
Чувство вины |
55 |
24 |
21 |
Индекс агрессии |
25 |
35,5 |
39,5 |
Индекс враждебности |
34,2 |
32,9 |
32,9 |
Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (методика В. В. Бойко) |
|||
Неумение управлять эмоциями, дозировать их |
5,3 |
59,2 |
35,5 |
Неадекватное проявление эмоций |
15,8 |
57,9 |
26,3 |
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций |
13,1 |
51,3 |
35,5 |
Доминирование негативных эмоций |
7,9 |
36,8 |
55,3 |
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе |
21 |
51,3 |
27,6 |
Исследуя психомоторную, коммуникативную и интеллектуальную эмоциональность получили следующие значимые результаты. Более 13 % опрошенных имеют высокий уровень чувствительности (ранимости) при неудачах во взаимодействии с окружающими. Они ощущают постоянное беспокойство в процессе социального взаимодействия. В ситуации общения не уверены в себе и раздражительны. Почти 40 % опрошенных имеет низкий уровень по шкале «интеллектуальная эмоциональность». Они практически безразличны к несоответствию ожидаемого и реального результата при выполнении умственной работы. При неудачах в интеллектуальной деятельности их эмоции выражены очень слабо. Почти у половины респондентов данный показатель находится на среднем уровне. У
Сильное эмоциональное переживание в случае неудач в физической работе испытывают около 10 % опрошенных.
Более половины респондентов (57,9 %) имеют средний уровень эмпатии. Низкий уровень эмпатии диагностирован у 34 % опрошенных.
Анализируя данные, полученные по методике Спилбергера-Ханина, можно говорить о том, что 25 % респондентов имеют высокий уровень ситуативной тревожности. Высокий уровень личностной тревожности диагностирован более чем у трети обучающихся.
Рис. 1. Результаты диагностики эмоциональности, тревожности и эмпатии.
Результаты диагностической работы по методике Басса-Дарки показали, что наиболее выраженными формами агрессивности, которая свойственна обучающимся техникума в период адаптации, являются чувство вины и вербальная агрессия. В среднем у третьей части респондентов диагностирован высокий уровень косвенной агрессии и подозрительности. Индекс агрессии находится на высоком уровне у четверти респондентов. Высокие показатели по параметру «индекс враждебности» имеют более трети обучающихся, принявших участие в диагностике.
Рис. 2. Результаты диагностики агрессивных и враждебных реакций
Пониженный самоконтроль эмоциональных реакций диагностирован у 5,3 % опрошенных. Им очень тяжело сдерживать и дозировать проявление негативных эмоций, отрицательного отношения к окружающим. На среднем уровне этот показатель находится у 59,2 % респондентов.
Около 16 % респондентов имеют выраженную тенденцию к неадекватному проявлению эмоций. Эмоциональные реакции у них зачастую не соответствуют происходящему. Средне выражены перечисленные проявления у более половины опрошенных.
У 13 % респондентов эмоции слабо развиты, невыразительны. Они эмоционально скованны, зажаты. Испытывают серьезные затруднения в ситуациях, в которых необходимо проявить эмоциональную поддержку, сопереживание, сочувствие. Средний уровень по данному критерию диагностирован у 51,3 % респондентов.
Около 8 % обучающихся, принявших участие в опросе, имеют высокий уровень доминирования негативных эмоций. В основном проявляют отрицательные эмоции, внутренне напряжены, пессимистичны и часто имеют сниженное настроение. На среднем уровне данный показатель находится у 36,8 % респондентов.
21 % опрошенных по возможности избегают эмоциональных контактов, не склонны проявлять свои чувства. Испытывают дискомфорт при неформальном общении. На среднем уровне данный показатель находится у 51,3 % респондентов.
Рис. 3. Результаты диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что с обучающимися техникума в период адаптации необходимо проводить работу по развитию эмоциональной сферы. Ключевые моменты в работе должны быть направлены на коррекцию высокого уровня агрессивности, снижение уровня ситуативной и личностной тревожности. Особое внимание необходимо уделить развитию эмпатии.
Литература:
- Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Антология мысли). — ISBN 978–5–534–07532–8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437760 (дата обращения: 28.12.2020).
- Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард, пер. с англ. — СПб.: Питер, 1999. — 464 с.
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2013. — 783 с.
- Коджаспиров, А. Ю., Коджаспирова, Г. М. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений. Курс лекций: Учеб. пособие / — Москва, 2017. — 464 с.
- Михайлина, М. Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / М. Ю. Михайлина — Волгоград: Учитель, 2009. — 116 с.
- Немов, Р. С. Психологический словарь [Текст] / Р. С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
- Осадчук, О. Л. Педагогика и психология профессионального образования. Практикум: учебное пособие / О. Л. Осадчук. — Омск: СибАДИ, 2020. — 288 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/149546 (дата обращения: 17.10.2020)
- Шиляева, Л. Ф., Зайнуллина, Л. Ф. Подростковые девиации: психодиагностика факторов риска: учебное пособие / составители И. Ф. Шиляева, Л. Ф. Л. Ф. Зайнуллина. — Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2019. — 138 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129830 (дата обращения: 15.10.2020)
- Якобсон, П. М. Изучение чувств у детей и подростков = развитие нравственных оценок у школьников / П. М. Якобсон. — Москва: АПН РСФСР, 1961. — 250 с.
[1] Исследование проводится при поддержке РФФИ, проект 18-013-00210 А