Личностные черты студентов, склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 09.12.2016

Статья просмотрена: 549 раз

Библиографическое описание:

Дьяков, А. В. Личностные черты студентов, склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения / А. В. Дьяков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 778-781. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36400/ (дата обращения: 16.12.2024).



Аддиктивное поведение, являясь одной из наиболее распространенных форм девиации, представляет серьезную социальную проблему, может приводить к негативным последствиям, угрожающим психологическому здоровью и благополучию молодых людей. Необходимо заниматься изучением личности молодежи в целях профилактики и коррекции развития аддиктивного поведения.

Ключевые слова:аддиктивное поведение, личностные черты, студенты

Студенчество — будущий интеллектуальный и управленческий элитарный слой общества. Состояние психического здоровья молодежи, в частности, студентов не только является злободневной проблемой, но и отражает существующий социально-экономический и общественный уровень развития нашего государства.

По мнению И. В. Журавлевой, крепкое психическое и физическое здоровье является необходимым условием получения высшего профессионального образования, так как усвоение научных дисциплин сегодня требует от студентов огромной умственной, физической и психоэмоциональной отдачи. В процессе обучения в вузе стрессорами для студентов могут выступать большая интеллектуальная нагрузка, недостаток времени, в том числе на отдых и сон, необходимость адаптации к новой, по сравнению со школой, организации образовательного процесса [2].

В связи с этим в каждом конкретном случае перед молодыми людьми возникает необходимость выбора определенной стратегии поведения, и если часть из них, как указывает Е. А. Кобзев, готовы брать на себя ответственность и принимать соответствующие решения в сложных для них ситуациях, то другие, напротив, не могут переносить даже временные и незначительные трудности, и поэтому выбирают аддикцию в качестве способа достижения психологического комфорта, тем самым уходя от проблем. Таким образом, студенты в силу указанных выше обстоятельств представляют собой группу риска по формированию аддиктивного поведения [4].

Аддиктивное (зависимое) поведение, по определению Ц. П. Короленко, — это «один из типов отклоняющегося поведения с формированием у человека стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций» [3, с.2].

Наряду с традиционными химическими формами зависимого поведения, такими как алкоголизм, наркомания, табакокурение, наблюдается рост различных нехимических (поведенческих) аддикций — спортивной, любовной, к трате денег, интернет аддикции и др., которые несут в себе не меньшую опасность, хотя зачастую воспринимаются молодыми людьми как безобидное хобби или увлечение [1].

Многие авторы, такие как В. Д. Менделевич, Ц. П. Короленко, Л. Н. Антилогова, не исключая роль объективных внешних факторов, влияющих на формирование склонности к аддиктивному поведению, говорили о ведущей роле в этом процессе именно внутренних, индивидуально — психологических факторов, которые необходимо изучать с целью профилактики и коррекции аддиктивного поведения [5,3,1]. В качестве таких факторов могут выступать черты личности, которые представляют собой «относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время» [6, с. 301].

Целью нашего исследования стало выявление личностных черт у студентов, которые могут выступать в роли предрасполагающего фактора к формированию и развитию у них аддиктивного поведения.

Исследование проводилось на базе Тихоокеанского государственного медицинского университета г. Владивостока. В нем приняли участие студенты первого курса, обучающиеся по специальности «Лечебное дело» общей численностью 102 человека. Выборка состояла из респондентов мужского и женского пола от 17 до 21 года, из них 59 девушек и 43 юноши.

В соответствии с целью исследования были использованы следующие психодиагностические методики:

Методики, направленные на диагностику личностных черт: «Индивидуально — типологический опросник» Л. Н. Собчик; «Пятифакторный опросник личности» Хийджиро Тсуйи, адаптированный А. Б. Хромовым.

Скрининговые методики для выявления склонности к различным нехимическим аддикциям: «Тест общества анонимных любовных аддиктов» А. Ю. Егорова; «Тест интернет — зависимости» С. А. Кулакова; «Обсессивно — компульсивная шкала Ейла — Брауна», модифицированная для компульсивного шоппинга П. Монаханом, Д. В. Блэком и Е. Габелом; «Определитель аддикции упражнений» М. Д. Гриффитс, А. Забо, А. Терри.

Для статистической обработки данных был использован непараметрический U-критерий Манна — Уитни.

Результаты исследования. Для выявления склонности к различным нехимическим аддикциям был использован блок скрининговых методик (таблица 1).

Таблица 1

Результаты скрининг-обследования распространенности нехимических аддикций

Методика

Склонность каддикции

Частота встречаемости

По всем методикам

Есть склонность

68

Нет склонности

34

«Тест общества анонимных любовных аддиктов» А. Ю. Егорова

Склонность к любовной аддикции

59

«Определитель аддикции упражнений» М. Д. Гриффитс, А. Забо, А. Терри.

Склонность к спортивной аддикции

27

«Обсессивно — компульсивная шкала Ейла — Брауна», модифицированная для компульсивного шоппинга П. Монаханом, Д. В. Блэком и Е. Габелом

Склонность к шоппинг — аддикции

14

«Тест интернет — зависимости» С. А. Кулакова

Склонность к интернет — аддикции

8

Из таблицы видно, что по результатам методик общее количество студентов, склонных к различным нехимическим аддикциям составляет 68 человек, тогда как не имеют склонности 34 человека. Более детальный анализ показал следующее распределение нехимических форм аддикций: 59 человек имеют склонность к любовной аддикции; 27 человек — к спортивной аддикции; 14 человек — к шоппинг — аддикции; 8 человек — к интернет аддикции.

Ниже приведен сравнительный анализ личностных черт у студентов склонных и не склонных к различным нехимическим аддикциям.

Результаты статистической обработки данных, полученных при исследовании «Индивидуально — типологическим опросником» Л. Н. Собчик представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты статистической обработки «Индивидуально— типологического опросника» (студенты имеющие ине имеющие склонность кразличным нехимическим аддикциям)

Сравниваемые показатели

Объемы сравниваемых выборок

Значения суммы критерия Манна-Уитни, U

Значения верхних критических точек, Z

Уровень отвержения p

Экстраверсия

68/34

1005

1,08

0,13

Спонтанность

68/34

1070,5

-0,61

0,26

Агрессивность

68/34

1128

0,20

0,42

Ригидность

68/34

944

1,52

0,06

Интроверсия

68/34

964

1,37

0,08

Сензитивность

68/34

764,5

2,81

0,002*

Тревожность

68/34

876

2,01

0,02*

Лабильность

68/34

691

3,36

0,0003*

Примечание: * различия на уровне значимости p≤0,05

По итогу подсчетов были выявлены значимые различия (p≤ 0,05) при сравнении в двух группах таких показателей как сензитивность, тревожность и лабильность.

Это позволяет говорить о том, студенты, склонные к различным нехимическим аддикциям отличаются большей впечатлительностью и чувствительностью в отношении событий окружающей среды, сентиментальностью, мнительностью и боязливостью; для них, вероятно, характерны выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив, а также повышенная озабоченность своими проблемами и неудачами.

Результаты статистической обработки данных, полученных при исследовании «Пятифакторным опросником личности» Х. Тсуйи представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты статистической обработки «Пятифакторного опросника личности» (студенты имеющие ине имеющие склонность кразличным нехимическим аддикциям)

Сравниваемые показатели

Объемы сравниваемых выборок

Значения суммы критерия Манна-Уитни, U

Значения верхних критических точек, Z

Уровень отвержения p

Экстраверсия — Интроверсия

68/34

1138,5

1,12

0,45

Привязанность — Обособленность

68/34

990,5

1,17

0,11

Самоконтроль — Импульсивность

68/34

1132,5

0,16

0,43

Эмоциональная неуст. — Эмоциональная устойч.

68/34

614,5

3,84

0,0001*

Экспрессивность — Практичность

68/34

1086

-0,49

0,3

Примечание: * различия на уровне значимости p≤0,05

Из таблицы видно, что при сравнении показателей в двух группах различия достоверны (p≤ 0,05) только по шкале «Эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость».

В связи с этим можно предположить, что студенты, склонные к различным нехимическим аддикциям по сравнению со студентами, не имеющими такой склонности, обладают недостаточной способностью контролировать свои эмоции и импульсивные влечения, что на поведенческом уровне может проявляться отсутствием чувства ответственности, уклонением от реальности, капризностью, при этом поведение во многом обусловлено ситуацией. В некоторых ситуациях для них характерны ощущение беспомощности, неспособности справиться с возникающими трудностями, тревожное ожидание неприятностей. Вероятно, могут проявлять обидчивость и чувствительность к критике со стороны окружения.

Таким образом, обобщая результаты по всем методикам, можно говорить о том, что склонность различным нехимическим аддикциям у студентов определяется совокупностью таких личностных черт, как сензитивность, тревожность, лабильность и эмоциональная неустойчивость.

Ранняя диагностика личностных черт позволит не только своевременно выявлять среди студентов группы риска по возникновению различных форм аддиктивного поведения, но также разрабатывать различные психопрофилактические программы и коррекционно-развивающие тренинги, направленные на их изменение и тем самым предупреждающие формирование и развитие аддиктивного поведения.

Литература:

  1. Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2014. — № 2. — С. 40–44.
  2. Журавлева И. В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 2012. — 48 с.
  3. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. — Новосибирск: Олсиб, 2001. — 251с.
  4. Кобзев Е. А. Исследование социально-психологических особенностей юношей, страдающих зависимостью от табакокурения // Вестник ВЭГУ. — 2012. — № 5. — С. 144–150.
  5. Менделевич В. Д. Руководство по аддиктологии. — СПб.: Речь, 2007. — 768 с.
  6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2014. — 608 с.
Основные термины (генерируются автоматически): склонность, студент, поведение, статистическая обработка данных, таблица, выявление склонности, значение суммы критерия, статистическая обработка, тест общества, эмоциональная неустойчивость.


Похожие статьи

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Связь агрессивности и психологической защиты у старшеклассников

Агрессивность является одной из важных характеристик личности, которая может быть направлена на защиту себя или на причинение вреда окружающим. В данной статье были представлены результаты психодиагностического исследования, которое позволило выявить...

Современные аспекты формирования и профилактики депрессивных расстройств у больных алкоголизмом

Алкоголизм — это системное заболевание, поражающее фактически все органы и системы организма человека, а также структуры его личности. Представляется, что и научный подход к изучению последствий хронической алкоголизации должен быть системным. Пробл...

Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки

В статье рассматривается девиантное поведение как актуальная проблема современности, отдельно акцентируется внимание на девиантности среди детского возраста, указываются последствия отклоняющегося поведения. Подчёркивается важность неагрессивных черт...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Особенности психологической защиты и копинг-ресурсы больных шизофренией

Целью исследования является изучение особенностей психологических защит и копинг-ресурсов у больных, страдающих шизофренией. В исследовании приняли участие 21 человек в возрасте от 21 года до 26 лет. Было проведено экспериментально- психологическое и...

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Особенности эмоциональной сферы студентов техникума в период адаптации

Рассматриваются особенности эмоциональной сферы студентов в период адаптации к условиям обучения в техникуме. Диагностируются такие параметры, как эмоциональность, эмпатия, личностная и ситуативная тревожность, агрессивные и враждебные реакции, эмоци...

Коррекция аутодеструктивного поведения подростков посредством арт-терапии

В современном обществе интенсивно продолжает распространяться аутодеструктивное поведение среди подросткового возраста. Аутодеструктивное поведение является одним из компенсаторных защитных механизмов адаптации и стабилизации личности, возможностью п...

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Похожие статьи

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Связь агрессивности и психологической защиты у старшеклассников

Агрессивность является одной из важных характеристик личности, которая может быть направлена на защиту себя или на причинение вреда окружающим. В данной статье были представлены результаты психодиагностического исследования, которое позволило выявить...

Современные аспекты формирования и профилактики депрессивных расстройств у больных алкоголизмом

Алкоголизм — это системное заболевание, поражающее фактически все органы и системы организма человека, а также структуры его личности. Представляется, что и научный подход к изучению последствий хронической алкоголизации должен быть системным. Пробл...

Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки

В статье рассматривается девиантное поведение как актуальная проблема современности, отдельно акцентируется внимание на девиантности среди детского возраста, указываются последствия отклоняющегося поведения. Подчёркивается важность неагрессивных черт...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Особенности психологической защиты и копинг-ресурсы больных шизофренией

Целью исследования является изучение особенностей психологических защит и копинг-ресурсов у больных, страдающих шизофренией. В исследовании приняли участие 21 человек в возрасте от 21 года до 26 лет. Было проведено экспериментально- психологическое и...

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Особенности эмоциональной сферы студентов техникума в период адаптации

Рассматриваются особенности эмоциональной сферы студентов в период адаптации к условиям обучения в техникуме. Диагностируются такие параметры, как эмоциональность, эмпатия, личностная и ситуативная тревожность, агрессивные и враждебные реакции, эмоци...

Коррекция аутодеструктивного поведения подростков посредством арт-терапии

В современном обществе интенсивно продолжает распространяться аутодеструктивное поведение среди подросткового возраста. Аутодеструктивное поведение является одним из компенсаторных защитных механизмов адаптации и стабилизации личности, возможностью п...

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Задать вопрос